Часть 1
Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр.
Порядок ответов важен только в заданиях 3, 6, 13, 15.
Вы можете скачать бланки и заполнять ответы в них, моделируя ситуацию экзамена.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | ТИПЫ (ВИДЫ) КУЛЬТУРЫ |
А) приоритетное развитие развлекательных жанров | 1) Массовая |
Б) сложность содержания | 2) Элитарная |
В) создание анонимными творцами, передача в устной традиции | 3) Народная |
Г) необходимость специальной подготовки зрителей к восприятию произведений | |
Д) коммерческая направленность произведений |
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ |
А) аренда помещения на льготных условиях в течение года | 1) краткосрочные |
Б) наличие дешёвых трудовых ресурсов | 2) долгосрочные |
В) привлечение наиболее квалифицированных специалистов | |
Г) обладание уникальной технологией | |
Д) наличие редких ресурсов |
ПОЛНОМОЧИЯ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
А) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации | 1) Совет Федерации |
Б) осуществление мер, направленных на формирование в обществе ответственного отношения к животным | 2) Государственная Дума |
В) объявление амнистии | 3) Правительство Российской Федерации |
Г) обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной и денежной политики | |
Д) утверждение указа Президента России о введении чрезвычайного положения |
КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН РОССИИ | УСЛОВИЯ |
А) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья | 1) освобождение от призыва на военную службу |
Б) имеющие ребёнка и воспитывающего его без матери ребёнка | 2) отсрочка от призыва на военную службу |
В) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу | |
Г) признанные в установленном законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья — на срок до одного года | |
Д) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации учёную степень |
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.
Общество — это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность — переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах — называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.
Социальная структура придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своём сознании определённые факты нашего опыта, называя их, например, «семья», «церковь», «квартал» (в смысле района проживания)...
Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето ещё одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Всё время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из неё. И всё же, хотя конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация — это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.
Социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определённое русло. Поступив в университет, вы чувствуете себя сначала как-то неловко, потому что ещё не вписались в новое окружение. Традиции и обычаи университета — это социальная структура, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.
Использование статичной структурной терминологии для описания и анализа социальной жизни не должно скрывать от нас динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Университет — это не некий устойчивый организм, который после своего создания продолжает непрерывно и однообразно функционировать. Вся социальная упорядоченность должна постоянно создаваться и воспроизводиться путём переплетения и стабилизации социальных отношений. Поэтому организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации и изменения.
(по Ю. Волкову u др.)