Предварительная запись на челлендж "1 Неделя с Дедом" (Старт 24 марта)

Вариант 5

Ответы к каждому заданию варианта 5 из сборника 30 вариантов Котовой-Лисковой 2025


Присоединяйся к нам в Telegram!
Мы публикуем там много полезных материалов, важнейшие новости и развлекательный контент.

Часть 1

Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр.

Порядок ответов важен только в заданиях 3, 6, 13, 15.

Вы можете скачать бланки и заполнять ответы в них, моделируя ситуацию экзамена.


Задание 1
Ниже приведён перечень издержек фирмы в краткосрочном периоде. Все они, за исключением двух, являются переменными издержками фирмы.

1) приобретение сырья; 2) страховые взносы; 3) выплата арендной платы за помещение; 4) оплата потреблённой электроэнергии; 5) транспортные расходы; 6) сдельная оплата труда наёмных работников.

Найдите две издержки «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Посмотреть ответ
Ответ: 23
Задание 2
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Человеку, как и другим живым существам, присуща способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
2) Потребности определяются только природной сущностью человека.
3) Важной составляющей внутреннего мира личности является образ самого себя, представление о себе самом.
4) Только в обществе формируются черты характера человека, развивается речь, мышление.
5) Способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую-либо деятельность.
Посмотреть ответ
Ответ: 345
Задание 3
Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

А) стремление к достоверности и объективности
Б) обоснованность гипотез
В) ярко выраженный субъективный характер
Г) образность и наглядность
Д) комплексное описание объекта

ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ

1) наука
2) искусство
Посмотреть ответ
Ответ: 11221
Задание 4
Экспедиция медленно продвигалась в джунглях. Учёные описывали растения, насекомых, животных и птиц, встречавшихся на пути, брали пробы воды и грунта. Так они прибыли в индейскую деревню, где сняли фильм об обычаях аборигенов. Какие из перечисленных ниже методов использовали учёные в приведённой ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)наблюдение
2) эксперимент
3) моделирование
4) конкретизация
5) эмпирическое описание
6) абстрагирование
Посмотреть ответ
Ответ: 15
Задание 5
Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство в экономике любого типа осуществляет централизованное планирование производства и потребления.
2) Производство общественных благ возможно только при участии государства.
3) К методам монетарной политики относят определение ключевой ставки процента, установление нормы обязательных резервов.
4) Для проведения фискальной политики, государство может использовать изменение государственных расходов и изменение ставок налогообложения.
5) Государство влияет прежде всего на микроэкономические показатели развития экономики.
Посмотреть ответ
Ответ: 234
Задание 6
Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ


А) водный налог
Б) государственная пошлина
В) налог на добычу полезных ископаемых
Г) налог на имущество организаций
Д) налог на имущество физических лиц

ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) федеральные
2) региональные
3) местные
Посмотреть ответ
Ответ: 11123
Задание 7
В городе Z множество фирм поставляют парфюмерию в магазины. Они предлагают дифференцированную продукцию и отчасти имеют возможности контролировать цены на неё. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) монополистическая конкуренция
2) дефицит товаров
3) местный рынок
4) невысокий барьер для входа в отрасль
5) рынок товаров
6) монополия
Посмотреть ответ
Ответ: 1345
Задание 8
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры,
под которыми они указаны.

1) Социальный контроль — это механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия.
2) Учёные выделяют два вида внешнего социального контроля — формальный и неформальный.
3) Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных статусов и социальных ролей.
4) Внутренний социальный контроль может проявляться в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.
5) Основная функция социального контроля заключается в учёте и согласовании интересов различных групп общества.
Посмотреть ответ
Ответ: 124
Задание 9
В ходе социологического опроса совершеннолетним юношам и девушкам задавали вопрос: «Почему Вы не хотите активно участвовать в политике?» (Можно было выбрать несколько ответов.) Полученные результаты представлены в виде гистограммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считают, что политика не дело рядовых граждан, среди юношей больше, чем среди девушек.
2) Равные доли опрошенных девушек отметили, что у них нет времени заниматься политикой и что всё равно ничего нельзя изменить.
3) Доля тех, кто отметили, что ничего не понимают в политике, среди юношей меньше, чем среди девушек.
4) Среди юношей мнение о том, что всё равно ничего нельзя изменить, менее популярно, чем мнение о том, что политика — «грязное дело».
5) Одинаковые доли опрошенных в обеих группах затруднились с ответом.
Посмотреть ответ
Ответ: 345
Задание 10
Выберите верные суждения о политической системе общества и лидерах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Институциональная подсистема политической системы включает в себя прежде всего взаимодействие социальных групп и индивидов по поводу осуществления государственной власти.
2) Политическая система общества представляет собой организованную на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом.
3) Политическая система общества полностью изолирована от других систем общества.
4) В состав политической системы входят субъекты, непосредственно осуществляющие политическую власть, и субъекты, опосредованно принимающие участие в реализации политических решений.
5) Политическая система общества выполняет функцию формирования и трансляции политической культуры.
Посмотреть ответ
Ответ: 245
Задание 11
В государстве Z регулярно на конкурентной основе проходят выборы в органы местного самоуправления. Какие иные признаки позволяют сделать вывод о том, что в государстве Z установился демократический политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Граждане вправе свободно выражать свои политические взгляды.
2) Главой государства является президент.
3) Парламент принимает законы.
4) Президент избирается депутатами парламента.
5) Легально действует политическая оппозиция.
6) Граждане имеют возможность реализовывать на практике свои равные права.
Посмотреть ответ
Ответ: 156
Задание 12
Выберите в приведённом списке положения, характеризующие социально-экономические права (свободы) гражданина Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый имеет право на отдых.
2) Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
3) Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
4) Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
5) Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
Посмотреть ответ
Ответ: 134
Задание 13
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ


А) заслушивание ежегодных отчётов Центрального банка Российской Федерации
Б) осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения
В) принятие федеральных законов
Г) разрешение споров о компетенции — между федеральными органами государственной власти
Д) разработка федерального бюджета

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1)Конституционный суд Российской Федерации
2) Государственная Дума
3) Правительство Российской Федерации
Посмотреть ответ
Ответ: 23213
Задание 14
Выберите верные суждения о семейном праве Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1) Семейное право — это система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие только из кровного родства.
2) Опекуны и попечители являются субъектами семейных правоотношений.
3) Воспитание детей, выплата алиментов, управление имуществом являются объектами семейного права,
4) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
5) В Российской Федерации брак не может быть заключён между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.
Посмотреть ответ
Ответ: 2345
Задание 15
Установите соответствие между примерами и видами субъектов гражданского права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ


А) республика Дагестан
Б) Ростовская область
В) гаражный кооператив
Г) собственник загородного дома О. В. Чеснокова
Д) акционерное общество

ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

1) физическое лицо
2) юридическое лицо
3) публично-правовое образование
Посмотреть ответ
Ответ: 33212
Задание 16
Виталий Викторович — совершеннолетний гражданин России. Что из перечисленного ниже относится к его правам как налогоплательщика? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах
2) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах
3) уплачивать законно установленные налоги
4) встать на учёт в налоговых органах, если это предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации
5) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков
6) вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах
Посмотреть ответ
Ответ: 125
Нашёл ошибку в первой части?
Напиши нам об этом:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.


Текст
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Показать текст

Индивидуум может быть справедливо принуждаем совершать некоторые положительные действия ради пользы других людей.


Те сфера человеческой жизни, которая имеет непосредственное отношение только к самому индивидууму, и есть сфера индивидуальной свободы. Сюда принадлежит,

во-первых, свобода совести в самом обширном смысле этого слова, абсолютная свобода мысли, чувства, мнения касательно всех возможных предметов, и практических, и научных, и нравственных. С первого взгляда может показаться, что свобода выражать и опубликовывать свои мысли должна подлежать совершенно иным условиям, так как она принадлежит к той сфере индивидуальной деятельности, которая касается других людей; но на самом деле она имеет для индивидуума почти совершенно такое же значение, как и свобода мысли, и в действительности неразрывно с нею связана. Во-вторых, сюда принадлежит свобода выбора и преследования той или другой цели, свобода устраивать свою жизнь сообразно со своим личным характером, по своему личному усмотрению, к каким бы это ни вело последствиям для меня лично, и если я не делаю вреда другим людям, то люди не имеют основания вмешиваться в то, что я делаю, как бы мой действия ни казались им глупыми, предосудительными, безрассудными. Отсюда вытекает третий вид индивидуальной свободы, подлежащий тому же ограничению, — свобода действовать сообща с другими индивидуумами, соединяться с ними для достижения какой-либо цели, которая не вредна другим людям; при этом предполагается, конечно, что к действию сообща привлекаются люди совершеннолетние, и притом не обманом и не насилием.

Не свободно то общество, какой бы ни была его форма правления, в котором индивидуум не имеет свободы мысли и слова, свободы жить, как хочет, свободы ассоциаций, — и только то общество свободно, в котором все эти виды индивидуальной свободы существуют абсолютно и безразлично одинаково для всех его членов. ‹...› Каждый индивидуум есть лучший сам для себя охранитель своего здоровья, как физического, так и умственного, и духовного. ‹...›
Не только в доктринах мыслящих индивидуумов, но и вообще в людях заметна возрастающая склонность к расширению господства общества над индивидуумом как через общественное мнение, так и через посредство закона далее должных пределов; и так как все изменения, совершающиеся в существующих порядках, обнаруживают тяготение к усилению общества и к ослаблению индивидуума, то чрезмерное увеличение власти общества над индивидуумом представляется нам не таким злом, которое обещало бы со временем прекратиться само собою, а, напротив, это такое зло, которое всё более и более растёт.

(Дж. С. Милль)

Задание 17
Какие три вида индивидуальной свободы названы в тексте? Какой ограничитель индивидуальной свободы человека приведён автором? Какие условия привлечения свободного индивидуума к действиям сообща приведены в тексте?
Посмотреть ответ
Ответ:
1) свобода мысли и слова; свобода жить, как хочешь; свобода ассоциаций;
ИЛИ свобода совести, свобода выбора, свобода действовать сообща;
2) причинение вреда другим людям;
3) совершеннолетие, отсутствие обмана и насилия.
Задание 18
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее двух основных признаков формы правления как элемента
формы государства;
— объясните связь рассмотренной автором динамики влияния общественного мнения на индивидуума с развитием средств массовой коммуникации. (Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или нескольких/распространённых предложениях.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) признаки формы правления:
  • определение способа формирования государственной власти
  • определение принципов взаимоотношений органов государственной власти
  • •определение степени участия населения в формировании органов государственной власти

2) Чем больше публикуется авторских статей в СМИ, и чем шире их аудитория, тем выше вероятность влияния поданного материала на идеи и мышление индивидуумов, которые читают эти статьи.
Задание 19
Приведите три примера положительных действий, к которым «индивидуум может быть справедливо принуждаем... ради пользы других людей»‚ и к каждому примеру дайте краткое объяснение того, в чём состоит польза для других людей. (Сначала приведите пример, а затем дайте соответствующее объяснение. Каждый пример должен. быть сформулирован развёрнуто.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) водитель автомобиля К. соблюдает правила дорожного движения (так обеспечивается необходимая всем людям безопасность на дорогах);
2) Алина и Сергей заботятся о своих несовершеннолетних детях (так обеспечиваются социализация и благоприятные жизненные условия для детей, которые в силу возраста не могут позаботиться о себе сами);
3) гражданин П. своевременно уплатил транспортный и земельный налоги (так - обеспечиваются доходы бюджета, которые впоследствии перераспределяются
в интересах всего общества).
Задание 20
Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение мысли автора о том, что «каждый индивидуум есть лучший сам для себя охранитель своего здоровья, как физического, так и умственного, и духовного». (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Посмотреть ответ
Ответ:
Аргументы в подтверждение:
  • каждый человек посредством самопознания выявляет свой потенциал, интересы, склонности, возможности их развития/реализации, лучше, чем он сам, никто не сможет построить траекторию его развития;
  • каждый человек знает об особенностях своего здоровья, духовной организации, и только он сам может понять, как учитывать в деятельности эти особенности, компенсировать или корректировать некоторые из них;
Аргументы в опровержение:
  • человек не всегда может отличить мнимые потребности от реальных, соответственно, в некоторых случаях он причиняет вред своему здоровью;
  • некоторые люди в силу своих особенностей просто не способны адекватно оценизвать себя и свои жизненные проблемы, находить пути их решения, поэтому требуется помощь других людей.
Задание 21
На графике изображено изменение ситуации на рынке товаров для организации праздников в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S., (На графике P — цена товара; Q — количество товара.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях появятся ожидания наступления острой фазы экономического кризиса?

Посмотреть ответ
Ответ:
1) равновесная цена уменьшилась;
2) падение доходов населения (например: падение доходов населения привело к снижению спроса на товары для
организации праздников);
3) продавцы будут стараться быстрее распродать товары для организации праздников по текущим ценам, что приведёт к увеличению предложения и уменьшению их равновесной цены,
Задание 22
Социологические службы государства Z проводили опрос совершеннолетних граждан о предпочтительных способах сбережения/накопления денежных средств. 49 % ответили, что хранят деньги дома, 23% — в банке; 7% — покупают ценные бумаги.

Какой вывод о развитии финансовой системы в государстве Z можно сделать на основе приведённых данных? (Обоснуйте свой вывод.) Благоприятна ли подобная ситуация для развития экономики государства Z? (Свой ответ объясните.) Что такое ценная бумага? Какие виды ценных бумаг Вы знаете? (Укажите любые два вида.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) финансовая система государства Z развита в недостаточной степени или она находится в кризисном состоянии, так как большинство домохозяйств хранят дома наличные деньги, не доверяя свои сбережения финансовым институтам;
2) нет, неблагоприятна, так как сбережения домохозяйств лежат мёртвым грузом, не превращаясь в инвестиции, которые способствуют развитию экономики;
3) документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении;
4)
— акция
— облигация
Задание 23
Конституция Российской Федерации закрепляет возможности обеспечения достойных условий жизни человеку. На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три объяснения этой характеристики.
(Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации;
2) каждый имеет право на защиту от безработицы;
3) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом,.
Задание 24
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Институт президентства в Российской Федерации».
Сложный план должен содержать не менее трех непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных, наук возможны только два подпункта.)
Посмотреть ответ
Ответ:
План: Институт президентства в Российской Федерации

1. Правовой статус Президента РФ
а) является главой государства;
б) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
в) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
г) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;
д) обладает неприкосновенностью.
2. Требования к кандидату в Президенты РФ
а) гражданство РФ;
б) отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство;
в) возраст не моложе 35 лет;
г) постоянное проживание в РФ не менее 25 лет.
3. Избрание Президента РФ
а) сроком на шесть лет;
б) не более чем на 2 срока;
в) гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
г) возможно голосование в два тура.
4. Присяга Президента РФ.
5. Полномочия Президента РФ;
а) кадровые назначения;
б) руководство внешней политикой РФ;
в) является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ;
г) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;
д) награждает государственными наградами РФ;
е) издает указы и распоряжения и т.д.
6. Прекращение исполнения полномочий Президента РФ
а) в связи с истечением срока его пребывания в должности;
б) в случае его отставки, вызванной стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
в) в случае отрешения от должности.

Другие планы находятся здесь.
Задание 25
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте объективный характер неоднородности политической элиты в демократическом обществе. (Обоснование должно быть дано с спорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие типы политического лидерства Вам известны? (Назовите любые три типа политического лидерства, выделенные по одному критерию.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) типов политического лидерства приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политического лидера в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны. иллюстрировать три различные функции.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) Обоснование.
Демократическое общество характеризуется многопартийностью, многообразием политических идей, а также периодичностью проведения выборов на конкурентной основе, следовательно, в условиях демократии в парламент на выборные должности (президент, губернаторы) попадают люди с разнообразными политическими убеждениями. Соответственно, это обуславливает неоднородность политической элиты в демократическом обществе.
2) Типы политического лидерства:
1. Общенациональное;
2. Региональное;
3. Местное.
3) Примеры:
1. Общенациональный – целеполагания. Президент страны Z во время выступления на центральном телеканале предложил провести конституционную реформу и преобразовать президентскую республику в парламентскую республику.
2. Региональный – мобилизационная. Губернатор области Y организовано направил население на строительство речного канала. Постройка канала оживила торговлю с соседними регионами и привела к росту ВВП области Y.
3. Местный – интегративная. Глава города X во время выступления по радио рассказал, что в рамках реализации программы по борьбе с бедностью были повышены пенсии, пособия по безработице, предоставлены льготные кредиты малому бизнесу. Учет интересов различных социальных групп способствовал сплочению общества в городе X.
Нашёл ошибку во второй части?
Напиши нам об этом:
Бесплатный челлендж "1 Неделя с Дедом"