Предварительная запись на челлендж "1 Неделя с Дедом" (Старт 24 марта)

Вариант 13

Ответы к каждому заданию варианта 13 из сборника 30 вариантов Котовой-Лисковой 2025


Присоединяйся к нам в Telegram!
Мы публикуем там много полезных материалов, важнейшие новости и развлекательный контент.

Часть 1

Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр.

Порядок ответов важен только в заданиях 3, 6, 13, 15.

Вы можете скачать бланки и заполнять ответы в них, моделируя ситуацию экзамена.


Задание 1
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, могут быть использованы для характеристики понятия «общественный регресс».

1) движение от высшего к низшему; 2) спад; 3) переход от менее совершенного к более совершенному; 4) деградация; 5) упадок; 6) усложнение структуры общества.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего рядя, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Посмотреть ответ
Ответ: 36
Задание 2
Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны,

1) Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами людей.
2) Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, художественных ценностей.
3) Деятельность человека от активности животных отличает возможность находить средства удовлетворения потребностей.
4) В процессе деятельности человек вступает в различные отношения с другими людьми.
5) Человек, в отличие от животных, использует предметы природного происхождения.
Посмотреть ответ
Ответ: 124
Задание 3
Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите, соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ТИПЫ (РАЗНОВИДНОСТИ) КУЛЬТУРЫ

А) необходимость специальной подготовки для восприятия произведений

1) элитарная

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

2) массовая

В) коммерциализация духовной деятельности


Г) приоритетное развитие развлекательных жанров


Д) сложность содержания

Посмотреть ответ
Ответ: 12221
Задание 4
Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществознания по теме «Искусство как форма (область) духовной культуры». Один из слайдов называется «Виды искусства». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти виды.

1) литература
2) библиотека
3) школа
4) музыка
5) музей
6) Живопись
Посмотреть ответ
Ответ: 146
Задание 5
Выберите верные суждения о Банке России и запишите цифры, над которыми они указаны.

1) Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение.
2) Совет Федерации во взаимодействии с Банком России разрабатывает и проводит
единую государственную денежно-кредитную политику.
3) Обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы — одна
из целей деятельности Банка России.
4) Банк России является кредитором последней инстанции для кредитных
организаций, организует систему их рефинансирования,
5) Целью деятельности Банка России является получение прибыли.
Посмотреть ответ
Ответ: 134
Задание 6
Евгений Игоревич владеет легковым автомобилем и земельным участком и в установленном порядке уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЛОГА

А) Евгений Игоревич

1) Субъект налога

Б) легковой автомобиль

2) Объект налога

В) заработная плата

3) Источник уплаты налога

Г) земельный участок

4) Единица налогоообложения

Д) 1 см³ рабочего объёма двигателя легкового автомобиля

Посмотреть ответ
Ответ: 12324
Задание 7
Фирма по оказанию бытовых услуг несёт постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного относится к постоянным издержкам фирмы в краткосрочном периоде? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) арендная плата за помещение
2) приобретение чистящих средств
3) выплата ранее взятого кредита и процентов по нему
4) оклады администрации
5) сдельная заработная плата работников
6) оплата потреблённой электроэнергии
Посмотреть ответ
Ответ: 134
Задание 8
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социализация — одна из форм социального контроля,
2) Социальный контроль направлен на поддержание общественной стабильности.
3) Социальный контроль — механизм регуляции общественной жизни, совокупность средств и методов социального воздействия на индивидов, группы.
4) Социальные статусы и социальные роли — элементы социального контроля.
5) Поведение индивида находится под контролем семьи, коллег по работе или учёбе, соседей по дому и т. п.
Посмотреть ответ
Ответ: 235
Задание 9
В ходе социологического опроса совершеннолетним россиянам, имеющим разный уровень образования, задавали вопрос: «Как Вам кажется, в целом от споров людей на общие темы больше пользы или больше вреда?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Пятая доля опрошенных, имеющих среднее общее образование и ниже, считают, что от споров людей на общие темы нет ни пользы, ни вреда:
2) Равные доли респондентов всех групп затруднились ответить.
3) Мнение о том, что от споров людей на общие темы нет ни пользы, ни вреда, среди респондентов с высшим образованием более популярно, чем среди респондентов со средним профессиональным образованием.
4) Равные доли опрошенных со средним профессиональным образованием и высшим образованием считают, что от споров людей на общие темы больше вреда.
5) Доля тех, кто считают, что от споров людей на общие темы больше пользы, среди респондентов со средним профессиональным образованием больше, чем среди респондентов со средним общим образованием и ниже.
Посмотреть ответ
Ответ: 145
Задание 10
Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство обладает монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения.
2) Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.
3) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.
4) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.
5) Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.
Посмотреть ответ
Ответ: 125
Задание 11
В государстве Z раз в 5 лет проходят выборы в парламент. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие о том, что в государстве Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В парламент проходят только те партии, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог.
2) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.
3) Предусмотрено голосование по одномандатным округам.
4) Голосование проводится по спискам политических партий.
5) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.
6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за неё на выборах.
Посмотреть ответ
Ответ: 146
Задание 12
Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя Российской Федерации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2) Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
3) Земля и другие природные ресурсы охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
4) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
5) Уголовная ответственность наступает за приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлениям.
Посмотреть ответ
Ответ: 134
Задание 13
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А) обеспечение реализации принципов социального партнёрства в сфере регулирования трудовых отношений

1)Президент Российской Федерации

Б) объявление амнистии

2) Совет Федерации

В) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в России

3) Государственная Дума

Г) разработка и исполнение федерального бюджета

4) Правительство Российской Федерации

Д) утверждение военной доктрины государства

Посмотреть ответ
Ответ: 23213
Задание 14
Выберите верные суждения о нормах трудового права в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Работник вправе расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок законодательно не установлен.
2) Заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими 15 лет.
3) При приёме на работу должен быть установлен испытательный срок не более одного месяца.
4) Работодатель может расторгнуть договор по своей инициативе в случае ликвидации организации.
5) Основанием прекращения трудового договора могут послужить обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
Посмотреть ответ
Ответ: 145
Задание 15
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А) выговор

1) способы защиты гражданских прав в Гражданском кодексе РФ

Б) штраф

2) дисциплинарные взыскания в Трудовом кодексе РФ

В) компенсация морального вреда

3) наказания в Уголовном кодексе РФ

Г) замечание


Д) лишение свободы на определенный срок

Посмотреть ответ
Ответ: 23123
Задание 16
Назару 15 лет. Найдите в приведённом ниже списке действия, которые он в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) осуществлять права автора созданного музыкального произведения
2) внести подаренные родителями деньги на счёт в банке
3) распоряжаться заработной̆ платой̆, полученной в летнем трудовом лагере
4) купить квартиру
5) продать автомобиль
6) отложить часть своей̆ стипендии на покупку подарка для младшей сестры
Посмотреть ответ
Ответ: 1236
Нашёл ошибку в первой части?
Напиши нам об этом:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.


Текст
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Показать текст
Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют‚ развиваются и о чём они думают в своей повседневной жизни. Но предметом её исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдаёт хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всём этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за неё плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит своё проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определённое количество денег. Именно это определённое и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Так же как точные весы химика сделали химию более точной, чем большинство других естественных наук, так и эти весы экономиста, сколь бы грубы и несовершенны они ни были, сделали экономическую науку более точной, чем любая другая из общественных наук. Но экономическую науку, разумеется, нельзя приравнять к точным и естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.
Источник преимуществ экономической науки перед другими отраслями общественных наук, следовательно, кроется, по-видимому, в том факте, что её специфическая область предоставляет гораздо большие возможности для применения точных методов исследования, чем любая другая общественная наука. Она занимается главным образом теми желаниями, устремлениями и иными склонностями человеческой натуры, внешние проявления которых принимают форму стимулов к действию, причём сила или количественные параметры этих стимулов могут быть оценены и измерены с известным приближением к точности, а поэтому в некоторой степени поддаются исследованию с помощью научного аппарата. Применение научных методов и анализа в экономической науке возникает лишь тогда, когда силу побудительных мотивов человека — а не самих мотивов — становится возможным приблизительно измерить той суммой денег, которую он готов отдать, чтобы получить взамен желаемое удовлетворение, или, наоборот, той суммой, которая необходима, чтобы побудить его затратить определённое количество утомительного труда...
Между тем жизненная сфера, которая особенно интересует экономическую науку, — это та, где поведение человека обдуманно, где он чаще всего высчитывает выгоды и невыгоды какого-либо конкретного действия, прежде чем к нему приступить.

(А. Маршалл)

Задание 17
Что, по мнению автора, является преимуществом экономики перед другими общественными науками? Почему экономику нельзя приравнивать к точным и естественным наукам? Когда, по мнению автора, в экономике могут применяться научные методы и анализ?
Посмотреть ответ
Ответ:
1) её специфическая область предоставляет гораздо большие возможности для применения точных методов исследования, чем любая другая общественная наука (ИЛИ определённое и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило опередить другие науки о человеке);
2) она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры;.
3) когда силу побудительных мотивов человека становится возможным приблизительно измерить той суммой денег, которую он готов отдать чтобы получить взамен желаемое удовлетворение, или, наоборот, той суммой, которая необходима, чтобы побудить его затратить определённое количество утомительного труда.
Задание 18
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков денег как особого товара;
— объясните связь указанного в тексте предмета исследования, экономики с эффективностью любого субъекта экономики. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) признаки денег как особого товара:
  • всеобщий эквивалент
  • обладают наиболее высокой ликвидностью среди всех товаров
  • удобны для рассчёта
  • выполняют функции меры стоимости, средства платежа, средства накопления, средства обращения, мировых денег

2) Предметом исследования экономики названы «побудительные мотивы», в том числе – стремление получить материальное вознаграждение. Так, стремление к прибыли побуждает предприятия повышать эффективность своей деятельности, снижать затраты и увеличивать доходы. Стремление получить достойную зарплату мотивирует наёмного работника лучше трудится и т.д.
Задание 19
На какие цели, на взгляд автора, может быть израсходовано материальное вознаграждение за работу? Назовите любые три цели и для каждой из них приведите пример возможной траты полученных средств. (В каждом случае сначала назовите цель, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) эгоистичные (например, Нина получила зарплату и полностью потратила её на себя, не дала деньги родителям, с которыми проживает, на ведение хозяйства и оплату коммунальных услуг);
2) альтруистические (например, Александр перечислил часть своих средств в благотворительный фонд);
3) низменные (например, Игорь П. дал взятку должностному лицу);
4) благородные (например, Виталий потратил часть средств на покупку рассады цветов для благоустройства придомовой территории подъезда многоквартирного дома, в котором он живёт).
Задание 20
Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения значения рационального поведения потребителя для него самого и для общества. (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) рациональное поведение потребителя позволяет ему оптимально использовать ресурсы домохозяйства;
2) рациональное поведение потребителя позволяет ему получать максимально широкий ассортимент необходимых благ;
3) рациональное поведение потребителя позволяет ему способствовать экономии ограниченных ресурсов общества;
4) рациональное поведение потребителя позволяет ему поддерживать своим выбором производителя качественных товаров.
Задание 21
На графике изображено изменение ситуации на рынке бытовых посудомоечных машин в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1, при неизменном предложении S. (На графике P — цена услуги; Q — количество услуг.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях продавцы ожидают падения цен на бытовые посудомоечные машины?

Посмотреть ответ
Ответ:
1) равновесная цена увеличилась;
2) увеличение числа потребителей (например: в стране увеличилось количество домохозяйств, что привело к росту
спроса на бытовые посудомоечные машины);
3) ожидание продавцами падения цеп на бытовые посудомоечные машины приведёт к увеличению их предложения и уменьшению равновесной цены.
Задание 22
Константин Дмитриевич Крючков окончил университет, наличие качественного образования и профессии позволило ему занять более престижное место в социальной иерархии. Он очень любит свою работу, постоянно повышает квалификацию, ему важно признание ценности его труда. В свободное время он в качестве волонтёра занимается проблемами беженцев.

Какую функцию образования иллюстрирует пример из условия задачи? Какой вид потребностей человека иллюстрирует деятельность Константина Дмитриевича? Кого называют волонтёром? Какие личные качества, по Вашему мнению, необходимы волонтёрам? (Укажите любые три личных качества.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) функцию социального лифта;
2) социальные потребности;
3) человек, который добровольно оказывает безвозмездную помощь людям, нуждающимся в особой поддержке и социальной защите;
4)
— доброта;
— милосердие;
— отзывчивость,
Задание 23
Конституция Российской Федерации закрепляет условия для удовлетворения потребности человека в труде. На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
2) каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
3) каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Задание 24
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Воинская обязанность как одна из конституционных обязанностей гражданина России». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Посмотреть ответ
Ответ:
План: Воинская обязанность как одна из конституционных обязанностей гражданина России

1. Конституционные обязанности граждан РФ
а) соблюдение законов;
б) сохранение природы и окружающей среды;
в) получение основного общего образования;
г) защита Отечества (воинская обязанность) и т.д.
2. Виды военной службы
а) по призыву;
б) по контракту.
3. Воинская обязанность предусматривает
а) воинский учет;
б) обязательную подготовку к военной службе;
в) призыв на военную службу;
г) прохождение военной службы по призыву;
д) пребывание в запасе;
е) призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
4. Условия освобождения от призыва на военную службу
а) для признанных негодными по состоянию здоровья;
б) для имеющих учёную степень;
в) для проходящих, или прошедших альтернативную гражданскую службу и т.д.
5. Основания для отсрочки призыва на военную службу
а) по учёбе;
б) по семейному положению;
в) по состоянию здоровья и т.д.;
6. Особенности альтернативной гражданской службы
а) увеличенный срок 18 или 21 месяц;
б) предоставляется по убеждениям или для представителей коренных малочисленных народов;
в) осуществляется в интересах общества и государства;
г) осуществляется взамен военной службы по призыву; д) является особым видом трудовой деятельности.

Другие планы находятся здесь.
Задание 25
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость закрепления в демократическом государстве права гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие политические права гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации? (Назовите любые три политических права.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) политических прав приведите по одному примеру, иллюстрирующему их реализацию гражданином России. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержать указание на то, с какой целью гражданин может реализовывать данное право.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) Обоснование.
Демократическое государство предполагает наличие взаимной ответственности государства и гражданина, которое в том числе выражается в прохождении гражданином военной службы. При этом демократическое государство гарантирует идеологическое многообразие, свободу мнений и свободу вероисповедания. Поэтому гражданин с пацифистскими взглядами имеет право выполнять гражданский долг, осуществляя службу вне военной сферы.
2) Политические права:
1. Право избирать и быть избранным.
2. Право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
3. Право участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.
3) 1. Право избирать. Гражданин Кузнецов работает учителем. Он пришел на выборы депутатов Государственной Думы и проголосовал за партию КПРФ, так партия обещала бороться за повышение зарплат учителей
2. Право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Жители Воронежа вышли на санкционированный митинг в знак протеста по поводу принятия Государственной Думой РФ закона о повышении пенсионного возраста. Они протестуют, потому что не хотят, чтобы условия их жизни в старости ухудшились, своими действиями они добиваются отмены решения Госдумы.
3. Право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Михаил Мишустин принимает непосредственное участие в управлении государством, находясь на посту Председателя Правительства РФ. Он поставил себе цель улучшить жизнь своих сограждан.
Нашёл ошибку во второй части?
Напиши нам об этом:
Бесплатный челлендж "1 Неделя с Дедом"