Предварительная запись на челлендж "1 Неделя с Дедом" (Старт 24 марта)

Вариант 22

Ответы к каждому заданию варианта 22 из сборника 30 вариантов Котовой-Лисковой 2025


Присоединяйся к нам в Telegram!
Мы публикуем там много полезных материалов, важнейшие новости и развлекательный контент.

Часть 1

Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр.

Порядок ответов важен только в заданиях 3, 6, 13, 15.

Вы можете скачать бланки и заполнять ответы в них, моделируя ситуацию экзамена.


Задание 1
Ниже приведён перечень факторов. Все они, за исключением двух, относятся к факторам сокращения спроса на конкретный товар.

1) удачная рекламная кампания; 2) негативные отзывы покупателей о товаре; 3) падение доходов населения; 4) уменьшение издержек производства; 5) уменьшение цен на взаимозаменяемые товары; 6) появление ожидания падения цены на товар.

Найдите два фактора, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Посмотреть ответ
Ответ: 14
Задание 2
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями
общества, в котором он живёт.
3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.
5) Только человек обладает способностью использовать природные объекты
в процессе удовлетворения потребностей.
Посмотреть ответ
Ответ: 13
Задание 3
Установите соответствие между признаками и методами (приёмами) научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта

1) наблюдение

Б) целенаправленное и организованное восприятие и регистрация поведения изучаемого объекта без вмешательства исследователя в процесс

2) эксперимент

В) отображение объектов некоторой предметной области с помощью символов какого-либо языка

3) абстрагирование

Г) исследование явления в контролируемых и управляемых условиях

4) формализация

Д) возможность корректировать исследуемую ситуацию

Посмотреть ответ
Ответ: 11212
Задание 4
Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществознания по теме «Духовная культура». Один из слайдов называется «Искусство». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны признаки искусства.

1) познание мира с помощью слова, цвета и звука
2) значимость художественного вымысла
3) образность и наглядность
4) получение достоверной картины мира
5) изучение закономерностей развития мира
6) объективность отражения реального мира
Посмотреть ответ
Ответ: 123
Задание 5
Выберите верные суждения об измерителях экономического роста и запишите цифры, под которыми они указаны,

1) К измерителям экономического роста относят ВВП, ВНП, национальный доход.
2) ВВП называют количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды.
3) Правительство может планировать рост ВВП и проводить экономическую политику, обеспечивающую этот рост.
4) Стабильный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, улучшении благосостояния граждан страны.
5) ВВП рассчитывается только на душу населения.
Посмотреть ответ
Ответ: 134
Задание 6
Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А) выплаты на застрахованное имущество

1) Постоянные

Б) приобретение сырья

2) Переменные

В) оплата банковских кредитов и процентов по ним


Г) сдельная оплата труда наёмных работников


Д) арендная плата за помещение

Посмотреть ответ
Ответ: 12122
Задание 7
Банк Z расположен в деловом районе столицы государства. По каким признакам можно установить, что Z — коммерческий банк? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

1) Банк привлекает на депозиты средства домохозяйств и фирм.
2) Банк осуществляет эмиссию денег.
3) Банк осуществляет кредитование физических лиц.
4) Банк обслуживает расчёты фирм.
5) Банк лицензирует деятельность финансовых организаций.
6) Банк устанавливает ключевую ставку.
Посмотреть ответ
Ответ: 134
Задание 8
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные конфликты складываются только в экономической сфере общества.
2) Социальный конфликт предполагает противоборство сторон.
3) Конфликтную ситуацию может спровоцировать незначительный повод.
4) Сторонами социального конфликта могут быть большие социальные группы.
5) Причина социального конфликта связана с интересами его участников.
Посмотреть ответ
Ответ: 2345
Задание 9
В ходе социологического опроса совершеннолетним гражданам, имеющим разный уровень образования, задавали вопрос; «Где Вы, как правило, покупаете одежду в обувь?» (Можно было выбрать из более двух ответов.) Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно, сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто покупают одежду и обувь в интернет-магазинах, среди получивших среднее образование больше, чем среди получивших высшее образование.
2) Равные доли респондентов, получивших среднее образование, покупают одежду и обувь в торговых центрах и специализированных магазинах.
3) Доля тех, кто покупают одежду и обувь па вещевых рынках, среди получивших среднее образование больше, чем среди получивших высшее образование.
4) Среди получивших высшее образование доля тех, кто покупают одежду и обувь в торговых центрах, больше доли тех, кто покупает одежду и обувь на вещевых рынках.
5) Равные доли опрошенных каждой группы затруднились ответить.
Посмотреть ответ
Ответ: 345
Задание 10
Выберите верные суждения о выборах Президента Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Президент России избирается гражданами на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
2) Подготовка и проведение выборов Президента России, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции.
3) Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
4) Кандидаты на должность Президента России могут быть выдвинуты только политическими партиями.
5) Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 25 лет, постоянно проживающий в России не менее 5 лет.
Посмотреть ответ
Ответ: 123
Задание 11
В стране Z прошли парламентские выборы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что выборы проходили по пропорциональной системе? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Чтобы пройти в парламент, партии необходимо преодолеть определённый избирательный барьер.
2) Предусмотрено голосование по одномандатным округам.
3) В выборах принимают участие независимые беспартийные кандидаты.
4) Количество мест в парламенте, полученное партией, зависит от доли голосов избирателей.
5) Граждане голосуют прежде всего за программу партии, а не за конкретных людей.
6) В парламент проходит кандидат, получивший большинство голосов на выборах.
Посмотреть ответ
Ответ: 145
Задание 12
Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина России? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранение исторического и культурного наследия
2) участие в управлении делами государства
3) выбор рода деятельности и профессии
4) защита Отечества
5) уплата законно установленных налогов и сборов
Посмотреть ответ
Ответ: 145
Задание 13
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А) создание условий для развития системы экологического образования

1) Конституционный Суд Российской Федерации

Б) обеспечение исполнения федерального бюджета

2) Государственная Дума

В) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу

3) Правительство Российской Федерации

Г) объявление амнистии


Д) содействие развитию предпринимательства и частной инициативы

Посмотреть ответ
Ответ: 33123
Задание 14
Выберите верные суждения о нормах семейного права Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В Российской Федерации признаётся только брак, заключённый в органах записи
актов гражданского состояния.
2) Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
3) Договорным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
4) Брачный договор может быть заключён как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.
5) Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак,
является общим имуществом супругов.
Посмотреть ответ
Ответ: 124
Задание 15
Установите соответствие между особенностями регулирования трудовых отношений с работниками и разными категориями работников согласно Трудовому кодексу Российской Федерации: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С РАБОТНИКАМИ

КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ

А) нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю

1) только 14-летние работники

Б) при заключении трудового договора в нём по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе

2) Все несовершеннолетние работники

В) необходимость для заключения трудового договора письменного согласия одного из родителей (попечителя)

3) Совершеннолетние работники

Г) запрет выполнения работ, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию


Д) право получить ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное время

Посмотреть ответ
Ответ: 31122
Задание 16
Анна Р. сдала экзамены, получила водительское удостоверение и купила автомобиль. К сожалению, она не всегда соблюдает правила дорожного движения. Какие из перечисленных ниже наказаний могут быть применены к ней в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие виды наказаний.

1) принудительные работы
2) предупреждение
3) ограничение свободы
4) административный штраф
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
6) обязательные работы
Посмотреть ответ
Ответ: 2456
Нашёл ошибку в первой части?
Напиши нам об этом:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.


Текст
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Показать текст
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщённо представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все её составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании. конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живёт, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И всё же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных «составляющих». В мировоззрение входят и играют в нём важную роль обобщённые знания — жизненно-практические, профессиональные, научные.
Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или «многоучёность», которая, как пояснял ещё древнегреческий философ Гераклит, «уму не научает». Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание всё новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Ещё менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщённые представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей. Все три компонента мировоззрения — знания, ценности, программы действия — взаимосвязаны...

(По И. Фролову и др.)

Задание 17
Что такое мировоззрение? Как авторы характеризуют роль мировоззрения в человеческом сознании? (Приведите одну характеристику.) Какое обстоятельство позволяет иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме?
Посмотреть ответ
Ответ:
1) совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, жизненные позиции, программы поведения, действий людей;
2) разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя;
3) в мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил.
Задание 18
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее двух основных характеристик сознания;
— объясните связь любого из указанных в тексте видов обобщённых знаний с формированием личности. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) характеристики формы государства:
  • свойственно только людям
  • связано с речью и деятельностью
  • заключается в осмыслении человеком объективного мира и своих действий, в обобщенном отражении действительности
2) В числе «обобщённых знаний» названа наука. Наука играет ключевую роль в социализации современного человека, ведь именно на научных представлениях основана система образования – от дошкольного до высшего. Наука позволяет получить системные представления о мире и месте человека в нем, научные знания требуются для овладением большинства профессий.
Задание 19
Какие три компонента мировоззрения выделили авторы? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами взаимосвязь всех этих компонентов мировоззрения. (Обязательно указывайте в каждом примере компоненты мировоззрения. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) знания, ценности, программы действия;
2)
  • понимая разрушительную силу ядерного оружия (знания), известные учёные выступили с идеями мира, разоружения, и международного научного сотрудничества (ценности), они создали Пагуошское движение учёных, проводят конференции, выпускают книги, периодические издания (программы действия)
  • любящие животных молодые люди (ценности) создали приют для безнадзорных животных и интернет-сайт для поиска животным новых хозяев (программа действий), они также поступили учиться на ветеринарный факультет, чтобы лечить животных (знания).
Задание 20
Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения приведённой в тексте мысли о том, что «многоучёность уму не научает». (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) человек может обладать энциклопедическими знаниями, но при этом не понимать сути процессов и явлений окружающего мира, не уметь выстраивать связи между отдельными известными ему фактами.
2) наличие энциклопедических знаний само по себе не обеспечивает способность человека анализировать происходящие в природе и общества события , процессы, осуществлять самоанализ.
3) энциклопедические знания никак не помогают человеку в решении повседневных жизненных проблем, выстраивании отношений с окружающими людьми, так что "многоучёность" не даёт ума в житейском понимании этого слова
Задание 21
На графике изображено изменение ситуации на рынке услуг кофеен в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях появится информация о том, что в популярных сетевых кофейнях были зарегистрированы случаи массового пищевого отравления клиентов?

Посмотреть ответ
Ответ:
1) равновесная цена уменьшилась;
2) количество предприятий (например: в городе Z открылись новые кофейни, что привело к увеличению предложения услуг кофеен)
3) появление информации о том, что в популярных сетевых кофейнях были зарегистрированы случай массового пищевого отравления клиентов, приведёт к уменьшению спроса на услуги кофеен и снижению равновесной цены.
Задание 22
Семья Макаровых состоит из шести человек: Константина, Екатерины, двоих их сыновей и родителей Константина. Екатерина ведёт домашнее хозяйство. Константин и его мать работают по найму, отец Константина — предприниматель, он владеет сетью автосервисов, дети учатся в школе. Средства расходуются на приобретение еды, одежды, оплату транспортных и коммунальных расходов, обслуживание двух личных автомобилей.

К какому типу (в зависимости от состава/структуры) можно отнести эту семью? Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? Каковы два типа источников дохода семейного бюджета семьи Макаровых? (Для каждого из них укажите факт из условия задачи, на основании которого Вы смогли это установить.) Какие ещё функции выполняет семья? (Назовите любые две функции.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) расширенная/многопоколенная;
2) хозяйственно-экономическую (или экономическую,/или хозяйственную, или бытовую, или хозяйственно-бытовую);
3)
  • заработная плата (Константин и его мать работают по найму);
  • прибыль фирмы (отец Константина — предприниматель,/он владеет сетью автосервисов);
4)
  • рождение детей;
  • воспитание детей;
  • организация досуга.
Задание 23
Конституция Российской Федерации закрепляет условия для полноценного исполнения человеком социальной роли собственника различных факторов производства.
На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами;
2) граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю
3) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности
Задание 24
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические институты». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Посмотреть ответ
Ответ:
План: Политические институты

1. Признаки политических институтов
а) нормативность;
б) использование властных полномочий;
в) содержат установки и образцы поведения;
г) действуют в интересах больших социальных групп или общества в целом и т.д.
2. Важнейшие политические институты
а) государство - центральный институт политической системы;
б) политические партии;
в) общественно-политические движения;
г) СМИ и т.д.
3. Функции политических институтов
а) интегративная;
б) поддержание стабильности и общественного порядка;
в) поддержание безопасности;
г) политическая социализация членов общества и т.д.

Другие планы находятся здесь.
Задание 25
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте связь процесса социализации с деятельностью политических институтов. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие политические права гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации? (Назовите любые три политических права.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию гражданином России каждого из указанных в пункте 2) прав. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержать указание на то, с какой целью гражданин может реализовывать данное право.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) Обоснование.
Политические институты непосредственно и в лице своих представителей выступают агентами социализации. Так, политические партии вовлекают молодежь в свои ряды, давая ей возможность получить опыт политической деятельности, сформировать гражданскую позицию, расширить политический кругозор. Кроме того, политические институты осуществляют социальный контроль: например, государство (парламент) разрабатывает и принимает социальные нормы (законы), осуществляет формальные санкции (полиция, суды), участвует в работе механизмов социального контроля (прокуратура).
2)
1. Право избирать и быть избранным. 2. Право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. 3. Право участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.
3)
  1. Право избирать. Гражданин Кузнецов работает учителем. Он пришел на выборы депутатов Государственной Думы и проголосовал за партию КПРФ, так партия обещала бороться за повышение зарплат учителей.
  2. Право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Жители Воронежа вышли на санкционированный митинг в знак протеста по поводу принятия Государственной Думой РФ закона о повышении пенсионного возраста. Они протестуют, потому что не хотят, чтобы условия их жизни в старости ухудшились, своими действиями они добиваются отмены решения Госдумы.
  3. Право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Михаил Мишустин принимает непосредственное участие в управлении государством, находясь на посту Председателя Правительства РФ. Он поставил себе цель улучшить жизнь своих сограждан.
Нашёл ошибку во второй части?
Напиши нам об этом:
Бесплатный челлендж "1 Неделя с Дедом"