Часть 1
Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр.
Порядок ответов важен только в заданиях 3, 6, 13, 15.
Вы можете скачать бланки и заполнять ответы в них, моделируя ситуацию экзамена.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФАКТЫ | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
А) появление массовой культуры | 1) традиционное (аграрное) общество |
Б) господство натурального хозяйства | 2) постиндустриальное (информационное) общество |
В) преобладание сферы услуг в структуре экономики | 3) индустриальное общество |
Г) рост численности промышленного пролетариата | |
Д) преобладание наукоёмких, высокотехнологичных производств |
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
А) принцип уравнительного распределения | 1) рыночная |
Б) централизованное планирование | 2) Командная (плановая) |
В) конкуренция товаропроизводителей | |
Г) господство государственной собственности на средства производства | |
Д) свобода предпринимательства |
ВОПРОСЫ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
А) охрана памятников истории и культуры | 1) Федеральный центр и субъекты Российской Федерации |
Б) координация вопросов здравоохранения | 2) Только федеральный центр |
В) осуществление мер по борьбе с катастрофами | |
Г) установление правовых основ единого рынка | |
Д) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами |
ДЕЙСТВИЯ | ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА РАБОТНИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
А) бережно относиться к имуществу работодателя | 1) обязанности |
Б) получать полную достоверную информацию об условиях труда | 2) права |
В) участвовать в управлении организацией | |
Г) соблюдать трудовую дисциплину | |
Д) добросовестно исполнять свои трудовые функции на основе трудового договора |
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.
Чем же общество отличается от естественных, «псевдосоциальных» объединений животных особей? Прежде всего тем, что это целостность надбиологическая. Она покоится не на функциональной дифференциации организмов и даже не на органической дифференциации их потребностей и стимулов, а на единстве культурных норм. Общества в точном смысле слова нет там, где нет культуры, т.е. «сверхприродной» нормативно-ценностной системы, регулирующей индивидуальное поведение. Таков один из важных выводов современной антропологии.
Итак, наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных особей. Однако оно ещё не объясняет ни того, как общество возможно, ни того, как оно на деле возникло. Выражаясь философским языком, культура — это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они образуются и воспроизводятся.
Культура всегда уже предполагает систему жизнеобеспечения. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может иметь место социокультурное объединение людей.
Материальное производство есть преобразование природных объектов, материальное творчество. Оно вызывает на свет мир артефактов — «содеянных вещей», начиная с каменного наконечника стрелы и кончая компьютером. Именно наличие элементов материальной культуры служит простейшим и вместе с тем надёжнейшим свидетельством присутствия Homo sapiens внутри какого-то временного периода или пространственного ареала.
Материальное производство как созидательный процесс, в котором воплощены различные способности человека, обозначается в философии понятием «предметнопрактическая деятельность». Это понятие имеет в виду осмысленную работу, воплощающуюся в некотором полезном (значимом для человека) продукте, а следовательно, обладающую осознанно целесообразным характером. Оно (пусть неявным образом) содержит в себе представление о таких качествах действующего субъекта, как самосознание и рациональное мышление...
Представляя собой существо социальное, человек вместе с тем является частью природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а следовательно, человек оказывается существом биологическим... Напомним, что Аристотель называл человека «политическим животным», подчёркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.
(И. Фролов и др.)