Предварительная запись на челлендж "1 Неделя с Дедом" (Старт 24 марта)

Вариант 9

Ответы к каждому заданию варианта 9 из сборника 30 вариантов Котовой-Лисковой 2025


Присоединяйся к нам в Telegram!
Мы публикуем там много полезных материалов, важнейшие новости и развлекательный контент.

Часть 1

Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр.

Порядок ответов важен только в заданиях 3, 6, 13, 15.

Вы можете скачать бланки и заполнять ответы в них, моделируя ситуацию экзамена.


Задание 1
Ниже приведён ряд действий. Все они, 3а исключением двух, относятся к деятельности центрального банка.

1) эмиссия денег; 2) хранение государственных золотовалютных резервов;
3) потребительское кредитование домохозяйств; 4) ведение счетов правительства;
5) кредитно-денежное регулирование экономики; 6) аккумуляция и инвестирование сбережений граждан.

Найдите два действия, «выпадающих из общего ряда, и запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.
Посмотреть ответ
Ответ: 36
Задание 2
Выберите верные суждения об обществе как системе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политическая сфера общества включает в себя производство и потребление, предпринимательство, денежные отношения и т.п.
2) Общество является частью природной среды.
3) Один из социальных институтов, призванных удовлетворять базовые потребности человека и общества в комфортных материальных условиях существования, — производство.
4) Один из социальных институтов, призванных удовлетворять базовые потребности человека и общества в общении, объединении с другими людьми и первичной социализации, — это семья.
5) Общество — это совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, в которых выражается их взаимозависимость.
Посмотреть ответ
Ответ: 345
Задание 3
Установите соответствие между признаками и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А) логичность, обоснованность
Б) доказательность
В) опора на верования, образность
Г) воспроизводимость результатов познания
Д) ярко выраженная эмоциональная окрашенность

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

1) Мифологическое
2) Научное
Посмотреть ответ
Ответ: 22121
Задание 4
Николай Поликарпович учит своих сыновей, чтобы они всегда поступали по совести, не причиняли вреда другим. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулирование общественных отношений
2) усвоение в процессе социализации
3) оценка поступков с позиций добра и зла
4) неформальный характер санкций
5) опора прежде всего на общественное мнение и совесть каждого человека
6) установление государством
Посмотреть ответ
Ответ: 345
Задание 5
Выберите верные суждения о ценных бумагах в Российской Федерации я запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Все ценные бумаги в условиях рынка выпускаются государством.
2) Ценную бумагу, удостоверяющую владение долей в капитале предприятия и дающую право на получение части его прибыли, называют акцией.
3) Документарные ценные бумаги могут быть предъявительскими (на предъявителя), ордерными и именными.
4) Вексель представляет собой свидетельство о денежном вкладе в банке с обязательством банка о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок.
5) Облигация даёт владельцу право требовать её погашения в установленные сроки.
Посмотреть ответ
Ответ: 235
Задание 6
Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом — столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров
Б) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг
В) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране С является государство, частное предпринимательство находится под запретом
Г) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг
Д) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1) традиционная
2) командная
3) рыночная
Посмотреть ответ
Ответ: 33221
Задание 7
Поставку продуктов питания в магазины города Z осуществляют множество компаний, которые производят дифференцированные товары и отчасти могут влиять на цену товара. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок информации
2) свободный вход на рынок
3) монополистическая конкуренция
4) рынок товаров
5) местный рынок
6) Олигополия
Посмотреть ответ
Ответ: 2345
Задание 8
Выберите верные суждения о социальных ролях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Все социальные роли современного человека формально определены.
2) Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на конкретный статус.
3) Ролевые отношения связывают людей друг с другом, потому что права одной стороны взаимоотношений являются требованиями к другой стороне.
4) От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли.
5) Каждая роль чаще всего предусматривает не один, а несколько статусов.
Посмотреть ответ
Ответ: 234
Задание 9
В ходе социологических опросов совершеннолетним гражданам предложили определить их отношение к работе. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны,

1) Равные доли респондентов в обоих опросах ответили, что для них работа является неприятной обязанностью.
2) Доля тех, кто отметили, что работа важна и интересна сама по себе, увеличилась за 15 лет.
3) Доля тех, кто рассматривают работу прежде всего как источник средств к существованию, сократилась за 15 лет.
4) Среди опрошенных в 2022 г. доля тех, кто отметили, что в жизни есть более важные вещи, чем работа, больше доли тех, кто затруднились ответить.
5) Среди опрошенных в 2007 г. доля тех, кто затруднились ответить, больше доли тех, кто рассматривали работу как источник средств к существованию.
Посмотреть ответ
Ответ: 234
Задание 10
Выберите верные суждения о функциях политических партий в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политические партии разрабатывают и принимают государственный бюджет,
2) Политические партии руководят системой правоохранительных органов,
3) Политические партии мобилизуют граждан на осуществление политических действий.
4) Политические партии участвуют в предвыборных кампаниях.
5) Политические партии занимаются политической социализацией граждан.
Посмотреть ответ
Ответ: 345
Задание 11
В конституции государства Z провозглашено, что государство Z — демократическая федеративная парламентская республика. Какие из приведённых признаков характеризуют форму правления государства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) двухпалатная структура парламента для обеспечения представительства субъектов
2) наличие в парламенте нескольких партийных фракций
3) действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции
4) обеспечение правопорядка и обороноспособности страны
5) избрание главы государства парламентом
6) ответственность правительства перед парламентом
Посмотреть ответ
Ответ: 56
Задание 12
Выберите в приведённом списке положения, характеризующие политические-права (свободы) гражданина Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
2) Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3) Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
4) Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
5) Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.
Посмотреть ответ
Ответ: 134
Задание 13
Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВОПРОСЫ

А) оборона и безопасность
Б) особо охраняемые природные территории
В) общие вопросы воспитания, образования, науки
Г) судоустройство
Д) внешнеэкономические отношения Российской Федерации

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) Только федеральный центр
2) Федеральный центр и субъекты Российской Федерации
Посмотреть ответ
Ответ: 12211
Задание 14
Выберите верные суждения о законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
2) Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
3) При установлении налогов учитывается профессия налогоплательщика.
4) Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) определяется локальными нормативными актами.
5) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Посмотреть ответ
Ответ: 125
Задание 15
Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

А) хозяйственные общества
Б) общественные организации
В) потребительские кооперативы
Г) производственные кооперативы
Д) государственные унитарные предприятия



ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ


1)коммерческие
2) некоммерческие
Посмотреть ответ
Ответ: 12211
Задание 16
Районный суд города Z рассматривал дело о краже. Найдите в приведённом ниже списке участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) судья
2) подсудимый
3) защитник
4) прокурор
5) потерпевший
6) Следователь
Посмотреть ответ
Ответ: 456
Нашёл ошибку в первой части?
Напиши нам об этом:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.


Текст
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Показать текст
Политическая, государственная власть как бы по самой своей природе предназначена для того, чтобы давать жизнь позитивному праву и через систему правоохранительных учреждений, институтов юрисдикции обеспечивать строгую и своевременную реализацию юридических норм и принципов. В рассматриваемой плоскости связь политической, государственной власти с правом — связь органичная, создающая сам феномен права и придающая ему значение реального фактора в жизни общества. Её глубокое значение для права проявляется в двух основных плоскостях: во-первых, в том, что именно государственная власть через свои акты (нормативные, судебные) в условиях цивилизации придаёт нормам и принципам качества права — прежде всего всеобщую нормативность, возможность строгой юридической определённости содержания регулирования, с более широких позиций — качество институционности, а в этой связи — публичного признания и общеобязательности; во-вторых, в том, что именно государственная власть оснащает необходимыми полномочиями и надлежащими средствами воздействия правоохранительные учреждения, органы правосудия, что и даёт значительные гарантии реализации правовых установлений.
Право, со своей стороны, выступает в отношении власти в виде противоборствующего фактора, направленного, на решение «своих», правовых задач и плюс к тому на то, чтобы при достаточно высоком уровне демократического и правового развития общества усмирить, обуздать власть. ‹...›
С этой целью вырабатываются политико-правовые институты (разделения властей, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти и др.), которые препятствуют концентрации власти и превращению её в самодовлеющий фактор. Подобное самоусмирение власти приобретает реальный характер в развитом демократическом обществе, где по существенным содержательным элементам государственная политика и функционирование более или менее развитой юридической системы совпадают. И именно тогда, подчеркну, в развитом демократическом обществе при устойчивом правовом прогрессе, вырабатываются и приобретают реальное значение положения и формулы о «правовом государстве», «верховенстве права», «правлении права». При таком нормальном, «деловом» взаимодействии власти и права, вполне естественном при демократическом общественном и государственном строе, происходит их взаимная притирка и — более того — взаимное обогащение. Политическая государственная власть, её носители получают твёрдый настрой на то, чтобы умирять и даже обуздывать «себя», свои властные претензии. Со своей стороны, и право, его представители и агенты преодолевают «правовой экстремизм», крайности формализма, другие теневые стороны юридической регламентации человеческих взаимоотношений.
По-иному эта ситуация находит своё разрешение в обществах, где власть перешагнула социально оправданный порог своей концентрации и в содержании власти доминирующее значение приобретают авторитарные стороны и тенденции или, хуже того, власть попадает под эгиду групповых, узкоклассовых или этнических интересов… Здесь происходит деформация права, нередко весьма значительная, которая при неблагоприятных политических условиях вообще превращает право в ущербную юридическую систему, а то и в один лишь фетиш, «маску права», «видимость права», или, по иной терминологии, в «имитационное право».

(По С.С. Алексееву)

Задание 17
Для чего, по мнению автора, по своей природе предназначена государственная власть? Какие качества права связаны, по мнению автора, с деятельностью государственной власти? (Укажите три любых качества.) Какие две теневые стороны юридической регламентации человеческих взаимоотношений упомянуты в тексте?
Посмотреть ответ
Ответ:
1) чтобы давать жизнь позитивному праву и через систему правоохранительных учреждений, институтов юрисдикции обеспечивать строгую и своевременную реализацию юридических норм и принципов;
2)
— всеобщая нормативность;
— строгая юридическая определённость;
— институционность;
— гарантия реализации правовых установлений;
3)
— правовой экстремизм;
— крайности формализма.
Задание 18
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее двух основных признаков власти как социального явления;
— объясните связь любого из указанных автором политико-правового института с демократическим развитием общества и государства. (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) признаки власти:
  • оказание воздействия на поведение объекта власти
  • использование права, авторитета, принуждения
  • возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания
2) Демократический режим подразумевает народовластие: реальную возможность граждан формировать государственную власть на выборах и контролировать её деятельность. «Разделение властей», названное автором, обеспечивает развитие демократии, так как, во-первых, «система сдержек и противовесов» заставляет ветви власти контролировать друг друга и не позволяет популярным лидерам узурпировать власть, отнять её у народа; во-вторых, разделение властей означает чёткое разграничение функций, а значит – обществу легче привлечь конкретного политика к ответственности за его ошибки или беззакония; в третьих - разделение властей «по вертикали» (федерализм) помогает лучше представить интересы граждан в отдельных регионах государства, то есть – обеспечивает более высокий уровень народовластия.
Задание 19
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера, иллюстрирующие мысль автора о том, что для развития правового государства необходима демократия. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) В стране Z в условиях демократии граждане могут полноценно реализовать свои права и свободы.
2) В демократическом государстве Y установлен эффективный контроль гражданского общества над деятельностью правительства,
3) В государстве Р граждане посредством референдумов могут участвовать в принятии необходимых законов.
4) В стране Z действуют свободные СМИ, которые, с одной стороны, обеспечивают реализацию ряда прав и свобод граждан, в с другой — являются инструментом контроля над деятельностью властей.
Задание 20
Объясните мысль автора о том, что в недемократических обществах право становится ущербным, превращается в «видимость права». Приведите один аргумент в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) объяснение, например: в недемократических обществах правовые нормы и институты действуют в интересах конкретных политических сил, в не всего общества;
2) аргумент в поддержку, например: в недемократических обществах ценности прав и свобод человека и гражданина могут быть декларированы в конституции и конституционных законах, но реально не соблюдаться (т. е. имеется «видимость права*);
3) аргумент в опровержение , например: даже в условиях недемократического общества реально «работают» нормы и институты гражданского, административного, уголовного, семейного, трудового права.
Задание 21
На графике изображено изменение в стране Z ситуации на рынке туристических путёвок на зарубежные морские курорты. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1, при неизменном предложении S. На графике P — цена услуги; Q — количество услуг.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях в различных странах будут вводиться законодательные ограничения в сфере туризма в связи с распространением новой коронавирусной инфекции?

Посмотреть ответ
Ответ:
1) равновесная цена увеличилась;
2) рост цены на взаимозаменяемые товары (например: выросли цены на путешествия и отдых внутри страны Z, что привело к росту спроса на туристические путёвки на зарубежные морские курорты);
3) введение в различных странах законодательных ограничений в сфере туризма приведёт к уменьшению предложения в стране 2 туристических путёвок на зарубежные морские курорты и увеличению их равновесной цены,
Задание 22
В системе школьного образования государства Z основной акцент сделан на формирование системы объективных, достоверных знаний о природе, обществе, человеке, находящей выражение в системе ценностей и идеалов личности, при этом особое внимание уделяется таким учебным предметам, как химия, физика и биология. В период с 2005 по 2020 г. в школах ежегодно на 15 % росла доля обучающихся, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие способностей учеников, сохранение и укрепление их здоровья, а также отмечают, что образование успешно выполняет функции социального лифта.

К какой группе (какому типу) учебных предметов и почему относят химию, физику и биологию? Как Вы думаете, формированию мировоззрения какого типа (вида) способствует прежде всего система образования государства Z? Какая тенденция образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) В чём может проявляться функция образования как социального лифта?
Посмотреть ответ
Ответ:
1)
— к естественным наукам / предметам естественно-научного цикла;
— они изучают природу, объекты и явления, имеющие естественное/природное происхождение;
2) научного мировоззрения;
3) гуманизация образования;
4) наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам страны Z повышать свой социальный статус; занимать более престижные места в социальной иерархии.
Задание 23
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина.
На основе положений Конституции объясните смысл следующих характеристик нашего государства: 1) федеративное государство; 2) республиканская форма правления; 3) наличие условий для свободной экономической деятельности.
(Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) федеративное государство, например: Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации;
2) республиканская форма правления, например: глава государства Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
3) наличие условий для свободной экономической деятельности, например: в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности / в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности
Задание 24
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль».
Сложный план должен содержать не менее трех непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных, наук возможны только два подпункта.)
Посмотреть ответ
Ответ:
План: Социальный контроль

1. Элементы социального контроля
а) социальные нормы;
б) социальные санкции.
2. Формы социального контроля
а) внутренний (самоконтроль);
б) внешний (формальный и неформальный).
3. Функции социального контроля
а) регулирование общественных отношений;
б) социализация индивидов;
в) обеспечение стабильности общества;
г) интегративная (обеспечение единства и сплоченности общества) и т.д.
4. Виды социальных норм
а) нормы морали;
б) нормы права;
в) обычаи;
г) традиции и др.
5. Виды социальных санкций
а) формальные и неформальные;
б) позитивные и негативные.
6. Девиантное поведение.

Другие планы находятся здесь.
Задание 25
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи)
2) Какими способами (методами) можно развивать самоконтроль? (Назовите любые три способа/метода.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) способов (методов) приведите по одному
примеру, иллюстрирующему его влияние на личность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) Обоснование:
Навыки самоконтроля помогают человеку делать осознанный выбор целей, видов и методов деятельности, а также позволяют отслеживать проявление своих эмоций и чувств, чтобы не нарушать принятые в обществе социальные нормы. “Правильное”, нормативное поведение крайне важно жизни человека в обществе, его принятия в коллективы. Кроме того, самоконтроль способствует развитию самодисциплины, которая является важным качеством для достижения успеха в жизни. Навыки самоконтроля помогают человеку противостоять соблазнам и избегать вредных привычек, что положительно сказывается на его здоровье и благополучии.
2) Способы развития самоконтроля:
1. ведение дневника
2. занятия спортом
3. использование особых психологических приёмов.
3) Примеры, иллюстрирующие влияние способа самоконтроля на личность:
1. Ведение дневника. Десятиклассник Михаил приучил себя тщательно и регулярно записывать домашние задания в дневник. Таким образом он научился не путать и не забывать выполнять задания. Михаил стал лучше учиться и сформировал в себе ответственность и добросовестность.
2. Занятия спортом. Сергей занялся спортивной гимнастикой и шахматами. В ходе тренировок он развил контроль над своим телом и своими эмоциями.
3. Использование особых психологических приёмов. Елена обладала вспыльчивым характером и имела много проблем в общении. По совету психолога она стала применять счет до 10 в ситуациях, когда трудно сдержаться. Этот метод помог Елене контролировать свои чувства и их проявления.
Нашёл ошибку во второй части?
Напиши нам об этом:
Бесплатный челлендж "1 Неделя с Дедом"