Предварительная запись на челлендж "1 Неделя с Дедом" (Старт 24 марта)

Вариант 28

Ответы к каждому заданию варианта 28 из сборника 30 вариантов Котовой-Лисковой 2025


Присоединяйся к нам в Telegram!
Мы публикуем там много полезных материалов, важнейшие новости и развлекательный контент.

Часть 1

Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр.

Порядок ответов важен только в заданиях 3, 6, 13, 15.

Вы можете скачать бланки и заполнять ответы в них, моделируя ситуацию экзамена.


Задание 1
Ниже приведён ряд примеров. Всё они, за исключением двух, относятся к формальным социальным санкциям.

1) аплодисменты; 2) награждение почётной грамотой; 3) увольнение; 4) общественное порицание; 5) премирование; 6) повышение в должности.

Найдите два примера, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Посмотреть ответ
Ответ: 14
Задание 2
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Нравственность выражает дух эпохи и тесно связана с условиями жизни.
2) Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей,
мировоззрения выполненного долга и общественного значения.
3) Нормы морали и нормы права фиксируются в нормативных актах.
4) При помощи морали общество оценивает практические действия людей.
5) Мораль представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством.
Посмотреть ответ
Ответ: 124
Задание 3
Установите соответствие между действиями и элементами статуса обучающегося в Российской Федерации: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца,

ДЕЙСТВИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А) выбирать образовательную организацию после получения основного общего образования или после достижения 18 лет

1) Академические права

Б) обучаться по индивидуальному учебному плану

2) Обязанности

В) выполнять требования устава образовательной организации


Г) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья


Д) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации

Посмотреть ответ
Ответ: 11222
Задание 4
Представьте, что Вы помогаете учителю оформлять презентацию к уроку обществознания по теме «Факторы глобализации». Один из слайдов называется «Технологические факторы глобализации». Что из перечисленного следует включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

1) унификация вкусов людей
2) появление микропроцессоров и новых средств коммуникации
3) ослабление национальных традиций
4) разрушение патриархальных семейных связей
5) прогресс на транспорте («сжатие расстояний»)
6) увеличение скорости передачи информации
Посмотреть ответ
Ответ: 256
Задание 5
Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В Российской Федерации налог на доходы физических лиц относятся к местным налогам.
2) Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3) Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платёжеспособный спрос населения.
4) В Российской Федерации земельный налог относится к региональным налогам.
5) Характерными чертами налога как платежа являются: обязательность, индивидуальная безвозмездность, направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Посмотреть ответ
Ответ: 235
Задание 6
Установите соответствие между примерами и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ (КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ)

А) Рынок услуг мобильной связи поделён между тремя крупными компаниями, другие производители не представлены.

1) Монополистическая конкуренция

Б) Железнодорожными перевозками занимается только одна компания

2) Олигополия

В) Государство является единственным производителем военной техники.

3) Монополия

Г) На рынке детских товаров действуют как крупные, так и малые фирмы, которые могут отчасти контролировать цены.


Д) Можно встретить и широко известные клиники, и совсем новые медицинские учреждения, предлагающие разнообразные медицинские-услуги.

Посмотреть ответ
Ответ: 23311
Задание 7
Фирма «Красавица» производит трикотажные изделия. Найдите в приведённом ниже списке примеры переменных издержек этой фирмы в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) издержки на приобретение сырья
2) арендная плата за офис фирмы
3) издержки на выплату окладов сотрудникам администрации
4) издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту
5) издержки на выплату сдельной заработной платы работников
6) оплата потреблённой электроэнергии
Посмотреть ответ
Ответ: 156
Задание 8
Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Совокупность всех социальных перемещений индивида или группы входит в понятие социальной мобильности.
2) Социальная мобильность может быть связана с приобретением или потерей собственности.
3) Социальная мобильность предполагает только перемещение по вертикали.
4) К каналам социальной мобильности относят институт образования.
5) Межпоколенная социальная мобильность — это ситуация, при которой один и тот же человек, вне сравнения с его родителями, несколько раз на протяжении жизни меняет свои позиции в обществе.
Посмотреть ответ
Ответ: 124
Задание 9
В ходе социологического опроса совершеннолетним юношам и девушкам задавали вопрос: «Кто в современном обществе имеет больше шансов добиться карьерного роста? » Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Равные доли опрошенных юношей и девушек затруднились с ответом.
2) Доля тех, кто считают, что больше шансов добиться карьерного роста у мужчин,
среди юношей меньше, чем среди девушек.
3) Доля тех, кто отметили, что шансы добиться карьерного роста в современном
обществе равны, среди юношей больше, чем среди девушек.
4) Среди юношей мнение о преимуществе шансов мужчин менее популярно, чем
мнение о преимуществе шансов женщин.
5) Четверть опрошенных девушек ответила, что женщины имеют больше шансов
добиться карьерного роста, чем мужчины.


Посмотреть ответ
Ответ: 235
Задание 10
Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций политической системы общества — развитие коммуникации между субъектами политики.
2) На развитие политической системы общества среди прочих факторов влияют традиции политических отношений.
3) Политическая система общества обеспечивает интеграцию и мобилизацию общества для решения определённых задач.
4) Нормативная подсистема политической системы общества включает государство, партии, общественно-политические движения.
5) Культурно-идеологическая подсистема политической системы общества представляет собой совокупность связей и взаимодействий между субъектами политики.
Посмотреть ответ
Ответ: 123
Задание 11
Государство объединяет несколько штатов, имеющих свои парламенты, правительстваи законодательство. В государстве периодически проводятся конкурентные выборы в парламент, который формирует правительство из представителей победившей политической партии (блока партий). Депутаты парламента, избирают президента, выполняющего представительные функции. Выберите в приведённом ниже списке характеристики формы этого государства и запишите-цифры, под которыми они указаны.

1) президентская республика
2) унитарное государство
3) демократическое государство
4) парламентская республика
5) авторитарное правление
6) федеративное государство
Посмотреть ответ
Ответ: 346
Задание 12
Согласно Конституции Российская Федерация светское государство. Выберите в приведённом списке положения, характеризующие светское государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2) В Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
3) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
4) В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
5) Каждому гарантируется свобода совести.
Посмотреть ответ
Ответ: 135
Задание 13
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации

1) Конституционный Суд Российской Федерации

Б) управление федеральной собственностью

2) Государственная Дума

В) осуществление мер по поддержке добровольческой (волонтёрской) деятельности

3) Правительство Российской Федерации

Г) объявление амнистии


Д) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Посмотреть ответ
Ответ: 23321
Задание 14
Выберите верные суждения о правоохранительных органах Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правоохранительные органы — это группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.
2) Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями.
3) Полиция осуществляет надзор за исполнением законов.
4) Нотариусы участвуют в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственных обвинителей.
5) Правоохранительные органы Российской Федерации выполняют свою задачу посредством применения соответствующих мер согласно закону с соблюдением предусмотренных нормами права процедур.
Посмотреть ответ
Ответ: 125
Задание 15
Установите соответствие между обстоятельствами и общими — основаниями прекращения трудового договора в Российской Федерации: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

А) ликвидация организации

1) обстоятельства, не зависящие от воли сторон

Б) сокращение штата работников организации

2) расторжение трудового договора по инициативе работодателя

В) однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей


Г) неизбрание на должность


Д) дисквалификация

Посмотреть ответ
Ответ: 22211
Задание 16
Артур, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил вступить в российское гражданство. При каких условиях Артур может обратиться с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации по общему правилу? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия.

1) владение русским языком
2) наличие родственников в Российской Федерации
3) наличие собственности в Российской Федерации
4) наличие среднего общего образования
5) знание истории России и основ законодательства Российской Федерации
6) обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации
Посмотреть ответ
Ответ: 156
Нашёл ошибку в первой части?
Напиши нам об этом:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.


Текст
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Показать текст
Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…
В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.
Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развившееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолетом? ...Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.
Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, — это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно... По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе...

(М. Фридмен)

Задание 17
Какие три «области экономики», в которых возникают затруднения, связанные с пониманием свободы, рассмотрел автор? Что автор думает по поводу состояния абсолютной свободы? Как он поясняет своё мнение?
Посмотреть ответ
Ответ:
1. Свобода объединений и свобода конкуренции; определение прав собственности; денежная система.
2. Абсолютной свободы не бывает.
3. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека.
Задание 18
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков предпринимательства как экономической деятельности;
— объясните связь свободного предпринимательства и производства. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) признаки предпринимательства как экономической деятельности:
  • наличие риска
  • направленность на систематическое получение прибыли
  • является инициативной и самостоятельной деятельностью
  • связана с производством и продажей товаров и услуг
2)
Свободное предпринимательство поощряет инновации, поскольку предприятия стремятся получить конкурентное преимущество, предлагая новые и улучшенные продукты и услуги, и не ограничены в своих инициативах. Это приводит к постоянному совершенствованию технологий, процессов и методов производства. И, в конечном итоге, к росту объёмов производства и развитию производства вообще.
Задание 19
Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) государство имеет исключительное право эмиссии денег (например, центральный банк выпустил в оборот новую купюру в 5000 единиц и изъял из обращения мелкие монеты);
2) государство осуществляет денежно-кредитную политику (например, в условиях перепроизводства центральный банк повысил учетную ставку рефинансирования).
Задание 20
Автор пишет об опасности расширения государственных полномочий в экономической сфере. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку этого тезиса. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) активное государственное регулирование подрывает основы рыночной конкуренции;
2) активное государственное регулирование может дезорганизовать рыночное ценообразование;
3) прямое государственное регулирование экономики в принципе не может быть эффективным, так как государство не имеет возможности оперативно получать информацию об экономической ситуации, которая меняется очень быстро.
Задание 21
На графике изображено изменение ситуации на рынке услуг профессиональных фотографов в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях появятся новые профессиональные фотостудии?

Посмотреть ответ
Ответ:
1) равновесная цена увеличилась;
2) мода (например: стало модным делать профессиональные фотографии различных торжественных событий и фотосессии к праздникам, что привело к росту спроса на услуги фотографов);
3) появление новых фотостудий приведёт к увеличению предложения услуг фотографов и уменьшению равновесной цены.
Задание 22
В государстве Z развиваются современные технологии, возрастает роль непрерывного образования, развивается сфера услуг и происходит внедрение робототехники в производство. В результате внедрения новых технологий значительная часть низкоквалифицированных рабочих промышленных предприятий потеряли работу. Недовольные рабочие решили провести согласованный митинг, целью которого было привлечение внимания государства к проблеме безработицы. Рабочих поддержала проигравшая на предыдущих выборах политическая партия, противостоящая политическому курсу правительства государства Z.
К какому типу относится общество государства Z? Какой тип безработицы описан в условии задания? К какой группе прав и свобод человека и гражданина относится право проводить митинги? К какому виду/типу (по участию во власти) относится партия, поддержавшая рабочих?
Посмотреть ответ
Ответ:
1) постиндустриальное/информационное;
2) структурная безработица;
3) политические;
4) оппозиционная.
Задание 23
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина.
На основе положений Конституции объясните смысл следующих характеристик
нашего государства: 1) республиканская форма правления; 2) суверенное государство; 3) светское государство.
(Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение
с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) республиканская форма правления, например: глава государства Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании!
2) суверенное государство, например: суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории;
3) светское государство, например: в Российской Федерации никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом
Задание 24
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право как социальный институт». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
Посмотреть ответ
Ответ:
План: Право как социальный институт

1. Признаки права
а) нормативность;
б) обеспечиваются силой государственного принуждения;
в) формальная определённость (формализованный характер);
г) устанавливается или санкционируется государством и т.д.
2. Основные компоненты системы права
а) отрасли права;
б) институты права;
в) нормы права.
3. Структура нормы права
а) гипотеза;
б) диспозиция;
в) санкция.
4. Виды норм права по содержанию
а) обязывающие;
б) управомочивающие;
в) запрещающие.
5. Формы (источники) права
а) правовой обычай;
б) юридический прецедент;
в) нормативный правовой акт;
г) нормативно-правовой договор и т.д.
6. Функции права
а) регулятивная;
б) охранительная;
в) воспитательная (функция социализации) и т.д.

Другие планы находятся здесь.
Задание 25
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие обязанности гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации? (Назовите любые три конституционные обязанности.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2) обязанностей приведите по одному
примеру, иллюстрирующему реализацию принципа единства прав и обязанностей
гражданина. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) Обоснование.
Высшей ценностью демократии является человек, его права и свободы. Пользуясь предоставленными правами, индивид может удовлетворить свои потребности. Но чтобы иметь возможность реализовать права, индивид должен совершать определенные действия – нести обязанности. Ведь обязанности – это способ обеспечения прав, условие их эффективности. Так, обеспечение государством социально-экономических прав невозможно без выполнения гражданами обязанностей налогоплательщика. Наконец, единство прав и обязанностей отвечает принципу справедливости, так как обеспечивает баланс между свободой и ответственностью и предотвращает злоупотребление правами со стороны отдельных лиц.
2)
1. Защита Отечества. 2. Уплата законно установленных налогов. 3. Сохранение природы и окружающей среды.
3)
1. Защита Отечества. Граждане РФ мужского пола обязаны нести военную службу и, в то же время, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, предусмотренных законом.
2. Граждане РФ наряду с обязанностью уплаты налогов имеют право использовать налоговые льготы.
3. Сохранение природы и окружающей среды. Гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан заботиться о ее сохранении
Нашёл ошибку во второй части?
Напиши нам об этом:
Бесплатный челлендж "1 Неделя с Дедом"