Предварительная запись на челлендж "1 Неделя с Дедом" (Старт 24 марта)

Вариант 25

Ответы к каждому заданию варианта 25 из сборника 30 вариантов Котовой-Лисковой 2025


Присоединяйся к нам в Telegram!
Мы публикуем там много полезных материалов, важнейшие новости и развлекательный контент.

Часть 1

Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр.

Порядок ответов важен только в заданиях 3, 6, 13, 15.

Вы можете скачать бланки и заполнять ответы в них, моделируя ситуацию экзамена.


Задание 1
Ниже приведён перечень факторов. Все они, за исключением двух, относятся к факторам экстенсивного экономического роста.

1) повышение квалификации работников; 2) увеличение капиталовложений, направляемых на развитие традиционных производств; 3) увеличение объёмов потребляемых материальных ресурсов; 4) совершенствование организации производства; 5) увеличение добычи полезных ископаемых; 6) строительство новых
предприятий.

Найдите два фактора, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Посмотреть ответ
Ответ: 14
Задание 2
Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Обучающиеся в Российской Федерации вправе осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы,
2) Образование направлено на освоение человеком материальной и духовной культуры окружающего его общества.
3) Обучающиеся в Российской Федерации обязаны совмещать получение образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана,
4) В России гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования,
5) Одним из принципов государственной политики Российской Федерации в сфере образования является свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека.
Посмотреть ответ
Ответ: 245
Задание 3
Установите соответствие между характеристиками и направлениями общественного развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

А) использование на каждой стадии развития лучших достижений прошлого с добавлением к этому чего-то нового

1) общественный прогресс

Б) деградация

2) общественный регресс

В) движение вспять

3) и общественный прогресс, и общественный регресс

Г) развитие общества от менее совершенного к более совершенному


Д) относительный характер

Посмотреть ответ
Ответ: 34124
Задание 4
Ученик 11 класса Степан готовится к экзаменам. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели деятельности Степана и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) поступление в вуз
2) проведение экзамена
3) консультации педагогов
4) решение задач, выполнение упражнений
5) получение высокого балла
6) чтение учебников, справочной литературы
Посмотреть ответ
Ответ: 15
Задание 5
Выберите верные суждения о Банке России и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Целью деятельности Банка России является получение прибыли,
2) Совет Федерации во взаимодействии с Банком России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
3) Обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы — одна из целей деятельности Банка России.
4) Банк России является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.
5) Банк России монопольно осуществляет эмиссию-наличных денег и организует наличное денежное обращение.
Посмотреть ответ
Ответ: 345
Задание 6
Установите соответствие между характеристиками и факторными доходами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ

А) цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов

1) рента

Б) цена, уплачиваемая за использованный труд

2) прибыль

В) вознаграждение наёмному работнику в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы

3) заработная плата

Г) положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство


Д) конечный результат, ради которого предприятие ведёт производственную деятельность

Посмотреть ответ
Ответ: 22121
Задание 7
Валерий Сергеевич — военный пенсионер, преподаёт математику в школе. Одну часть своих сбережений он разместил на банковском депозите, другую потратил на оформление договора страхования имущества. Валерий Сергеевич взял кредит и купил земельный участок. Что из перечисленного ниже относится к доходам Валерия Сергеевича? Запишите цифры, под которыми указаны доходы.

1) заработная плата
2) страховые взносы
3) налог на доходы физических лиц
4) проценты по кредиту
5) проценты по вкладу
6) Пенсия
Посмотреть ответ
Ответ: 156
Задание 8
Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социализация связана с освоением индивидом новых социальных ролей.
2) Первичная социализация заканчивается с началом трудовой деятельности,
3) Агентами социализации являются только организаций, отвечающие за передачу социокультурного опыта.
4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями.
5) Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.
Посмотреть ответ
Ответ: 14
Задание 9
В ходе социологических опросов 25-летним и 50-летним гражданам предлагали определить характер их отношений с властью. Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде. Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто отметили, что добиваются от власти всего необходимого, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.
2) Среди 25-летних доля тех, кто отметили, что полагаются только на себя, больше доли тех, кто отметили, что их жизнь полностью зависит от власти.
3) Равные доли 50-летних отметили, что их жизнь полностью зависит от власти и что они полагаются только на себя.
4) Доля тех, кто затруднились с ответом, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.
5) Доля тех, кто отметили, что полагаются только на себя, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.
Посмотреть ответ
Ответ: 123
Задание 10
Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство создаёт правовые нормы.
2) К основным признакам любого государства относится наличие политических партий и территория, на которую распространяется власть.
3) Государство ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов.
4) Государство обладает суверенитетом и правом законного принуждения граждан к выполнению его воли.
5) Государство отличается от политической партии тем что оно является политическим институтом.
Посмотреть ответ
Ответ: 134
Задание 11
В государстве Z состоялись парламентские выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Найдите в приведенном ниже списке признаки того, что выборы проходили по пропорциональной системе. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) граждане голосуют прежде всего за программу партии, а не за конкретных людей
2) предусмотрено голосование по одномандатным округам
3) победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах
4) голосование проводится по спискам политических партий
5) возможно выдвижение независимых беспартийных кандидатов
6) создаётся общенациональный избирательный округ
Посмотреть ответ
Ответ: 146
Задание 12
Выберите в приведённом списке положения, характеризующие политические права (свободы) гражданина Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2) Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
3) Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
4) Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
5) Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Посмотреть ответ
Ответ: 134
Задание 13
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А) объявление амнистии

1)Совет Федерации

Б) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

2) Государственная дума


В) освобождение от должности Председателя

Центрального банка Российской Федерации

3) Правительство Российской Федерации

Г) осуществление управления федеральной собственностью


Д) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории России

Посмотреть ответ
Ответ: 11121
Задание 14
Выберите верные суждения о законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
2) Основным правом налогоплательщиков является уплата налогов.
3) Права и обязанности налогоплательщиков установлены в Гражданском кодексе РФ.
4) Налогоплательщики вправе пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами.
5) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Посмотреть ответ
Ответ: 145
Задание 15
Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА РАБОТНИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А) вести коллективные переговоры

1)права

Б) добросовестно исполнять свои трудовые функции, возложенные на него трудовым договором

2) обязанности

В) выполнять установленные нормы труда


Г) участвовать в управлении организацией


Д) получать полную достоверную информацию об условиях труда

Посмотреть ответ
Ответ: 12211
Задание 16
На уроке обществознания учащиеся выявляли особенности административного права. Какие черты этой отрасли российского права они должны были выявить? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие черты.

1) Эта отрасль права регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления.
2) К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят штраф, пожизненное лишение свободы.
3) В отличие от других отраслей, имеет один источник права, в котором обозначены все виды преступлений как наиболее опасных противоправных проступков людей.
4) В правоотношениях, регулируемых этой отраслью права, воля одной из сторон главенствует над волей другой стороны.
5) Пример нормы данной отрасли права: гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим в себя фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
6) К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят конфискацию (изъятие) орудия совершения или предмета правонарушения.
Посмотреть ответ
Ответ: 146
Нашёл ошибку в первой части?
Напиши нам об этом:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.

Текст
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Показать текст

В разное время экономисты предлагали различные теории, объясняющие колебания деловой активности. Авторы некоторых концепций утверждают, что крупные технические новшества, такие, как железные дороги, автомобили или синтетические волокна, оказывают большое влияние на инвестиции и потребительские расходы, а следовательно, на производство, занятость и уровень цен. Но такие крупные нововведения появляются нерегулярно, что и объясняет очевидную нестабильность экономической активности.

Другие учёные видят причины экономических циклов в политических или случайных событиях. Войны, например, в экономическом смысле — явление весьма разрушительное. Поистине неисчерпаемый спрос на военную продукцию во время военных действий может привести к сверхзанятости и острой инфляции, за которыми после наступления мира и сокращения военных расходов обычно следует экономический спад.

Есть и такие экономисты, которые считают цикл чисто монетарным явлением.

Несмотря на такой разброс мнений, фактором, непосредственно определяющим уровни внутреннего производства и занятости, большинство экономистов единодушно считают уровень общих, или совокупных, расходов. В рыночной экономике предпринимательский сектор производит товары и услуги только в том случае, если их можно продать с прибылью. При низком уровне общих расходов большинству фирм окажется невыгодно производить товары и услуги в больших объёмах. Отсюда низкий уровень производства, занятости и доходов. Более высокий уровень общих расходов означает, что рост производства приносит прибыль, поэтому производство, занятость и доходы тоже будут возрастать.

Когда экономика достигает полной занятости ресурсов, это затрудняет дальнейший рост реального производства и дополнительные расходы просто повышают уровень цен.

Не все колебания деловой активности объясняются экономическими циклами. Существуют сезонные колебания деловой активности. Например, значительное повышение покупательского спроса перед Рождеством или Пасхой ежегодно вызывает резкие перепады уровня деловой активности, в особенности в розничной торговле. Сельское хозяйство, автомобильная промышленность, строительство также в той или иной степени подвержены сезонным колебаниям.

Деловой активности присуща и долговременная тенденция развития, то есть длительные подъёмы и спады в течение, например, 25, 50 или 100 лет... Сейчас важно подчеркнуть, что для экономического цикла характерны колебания деловой активности при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.


(К. Л. Макконнелл, С. Р. Брю)

Задание 17
Какие три выдвинутые учёными-экономистами причины экономических циклов названы в тексте? Какое затруднение, возникающее при достижении полной занятости ресурсов, упомянуто в тексте? Как авторы характеризуют долговременную тенденцию развития?
Посмотреть ответ
Ответ:
1) нерегулярность крупных технических нововведений; политические или случайные события; цикл — чисто монетарное явление; (Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании трёх причин при отсутствии неверных позиций.)
2) когда экономика достигает полной занятости ресурсов, это затрудняет дальнейший рост реального производства и дополнительные расходы просто повышают уровень цен;
3) длительные подъёмы и спады в течение, например, 25, 50 или 100 лет.
Задание 18
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее двух основных характеристик занятости;
— объясните связь уровня инфляции с фазами экономического цикла. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) характеристики занятости:
  • трудовая деятельность и иная деятельность граждан, осуществляемая ими в целях производства товаров, выполнения работ или оказания услуг
  • подразумевает получение дохода
  • не противоречит закону.
2) В разных фазах экономического цикла существует разный уровень деловой активности. В свою очередь уровень деловой активности определяет количество товаров и денег, которые находятся в обороте. А инфляция как раз и возникает в тех случаях, когда происходит несовпадение товарной и денежной массы, находящихся в обороте. Поэтому та или иная фаза экономического цикла обуславливает понижение / повышение инфляции (к примеру, пик (бум) заканчивается высоким уровнем инфляции).
Задание 19
Какой признак предпринимательской деятельности приведён в тексте? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые другие два признака предпринимательской деятельности и проиллюстрируйте примером каждый из них. (В каждом случае сначала назовите признак, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) признак по тексту: направленность на получение прибыли;
2) другие признаки и соответствующие примеры, допустим:
— инициативность деятельности (например, граждане Z и Y основали в сельскохозяйственном регионе страны фирму по производству соков и фруктовых консервов);
— рисковый характер деятельности (например, продукция фирмы В не пользовалась спросом у потребителей, попытки владельцев бизнеса найти новые рынки сбыта своей продукции не увенчались успехом, и фирма обанкротилась и была ликвидирована).
Задание 20
Как правительство в условиях рынка может стимулировать устойчивый экономический рост? Используя обществоведческие знания, приведите любые три меры.
Посмотреть ответ
Ответ:
1) низкие налоги с предприятий;
2) минимизация административных процедур в сфере бизнеса;
3) проведение протекционистской политики;
4) реализация государственных программ, направленных не развитие инфраструктуры, структурные изменения в экономике,
Задание 21
На графике изображено изменение ситуации на рынке демисезонной обуви в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1, при неизменном предложении S. (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях вырастет плата за аренду помещений обувных магазинов?

Посмотреть ответ
Ответ:
1) равновесная цена увеличилась;
2) сезонность (например: в стране наступила осень, что привело к росту спроса на демисезонную обувь);
3) рост платы за аренду помещений обувных магазинов приведёт к закрытию некоторых магазинов, уменьшению предложения демисезонной обуви н росту её равновесной цены,
Задание 22
В государстве Z активно развиваются новейшие технологии и инновации, в структуре занятости увеличивается доля «интеллектуалов» (представителей науки, исследователей), в структуре экономики доминирует сфера услуг. Большинство семей в государстве Z относится к нуклеарному типу.
В ходе социологических опросов было установлено, что в государстве Z в период с 2008 по 2023 г. на 33% выросла доля учащихся школ, выбравших наиболее удобную форму образования в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.
Глава государства получает власть по праву наследования. Выборы в законодательное собрание происходят регулярно, на альтернативной основе. Государство Z включает в себя 10 территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью.
Посмотреть ответ
Ответ:
1) постиндустриальное/информационное;
2) например: это семьи, которые состоят из супружеской пары / супружеской пары и их несовершеннолетних детей;
3) гуманизацию образования;
4) унитарное государство.
Задание 23
Конституция Российской Федерации определяет условия для свободного формирования мировоззрения человека.
На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
2) никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них;
3) каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Задание 24
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Посмотреть ответ
Ответ:
План: Наука

1. Особенности научного познания
а) стремление к объективности;
б) рациональная обоснованность;
в) проверяемость;
г) системность и т.д.
2. Функции науки
а) познавательная;
б) мировоззренческая;
в) производственная;
г) прогностическая и т.д.
3. Виды наук по объекту исследования
а) естественные;
б) социальные;
в) гуманитарные;
г) точные.
4. Уровни научного познания
а) эмпирический;
б) теоретический.
5. Методы научного познания
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) выдвижение гипотез;
е) научное моделирование и т.д.
6. Достижения современной российской науки
а) создание назальной вакцины от коронавируса;
б) выведение на орбиту первого спутника "Сфера";
в) создание ледостойкой платформы - судна "Северный полюс" и пр.

Другие планы находятся здесь.
Задание 25
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного
познания. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие методы используются в научных исследованиях? (Назовите любые три метода.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) методов приведите по одному примеру, иллюстрирующему его применение в конкретной науке. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать применение методов в разных науках.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) Обоснование.
С одной стороны, на теоретическом уровне в научных теориях и законах обобщаются данные, полученные эмпирическим путем. С другой стороны, на эмпирическом уровне происходит проверка гипотез и подтверждение (или наоборот, опровержение) уже существующих теорий с помощью экспериментов, наблюдений и других эмпирических методов научного познания.
2)
1. Эксперимент. 2. Классификация. 3. Наблюдение.
3)
1. Эксперимент. Один из первых экспериментов в истории физики провел Галилео Галилей: он сбросил с Пизанской башни два металлических шара разной массы и установил, что они упали одновременно. Таким образом он опровергнул теорию Аристотеля, который утверждал, что скорость падения зависит от массы тела.
2. Классификация. Благодаря применению этого метода Д.И. Менделеев создал свою периодическую систему химических элементов. В основу классификации он положил зависимость различных свойств элементов от заряда их атомного ядра.
3. Наблюдение. Датский астроном Тихо Браге впервые в Европе стал проводить высокоточные, длительные и систематические астрономические наблюдения. Обобщив данные, полученные в обсерватории Тихо Браге, Иоганн Кеплер смог сформулировать законы движения планет.
Нашёл ошибку во второй части?
Напиши нам об этом:
Бесплатный челлендж "1 Неделя с Дедом"