1.1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства
Это совокупность естественных условий существования человека.
Совокупность социально-значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
Любой отдельный человек.
Сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает человека от других людей.
Продолжающийся всю жизнь процесс формирования личности, усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.
Врождённые качества, которые составляют основу для развития способностей.
Качества человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности и не сводимые к знаниям или умениям.
Такое сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения значительного успеха в выполнении той или иной деятельности.
Наивысший уровень развития способностей, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием новых путей творчества.
Высокий уровень развития способностей.
Осознаваемая и переживаемая человеком нужда в том, что ему необходимо для поддержания организма и развития личности.
Потребности человеческого тела, нужда в том, что нужно для функционирования организма.
Осознаваемая и переживаемая человеком нужда в том, что ему необходимо для поддержания организма и развития личности.
Потребности в общении, труде, в повышении своего престижа.
Потребности в том, что действительно необходимо для развития человека.
Потребности, удовлетворение которых может нанести вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности.
Это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребностей.
Интересы, которые связаны с личностью конкретного человека.
Интересы, которые связаны с благополучием общества в целом.
1.2 Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека.
Система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу, природе и к самому себе.
Взгляды, представления, убеждения, идеалы человека о мире в целом и своем месте в нем, выраженные в мифах, сказках, героическом эпосе, легендах, исторических преданиях.
Форма знания, основанная на вере в высшую силу и мир сверхъестественного.
Направлено на поиск ответов на фундаментальные вопросы о мире и о человеке, такие как смысл жизни, природа бытия, свобода воли и т.д.
Система представлений, которые формируются у человека в процессе жизни и определяют его отношение к миру и окружающей среде исходя из личного опыта и социальной практики.
Представляет собой систему взглядов на мир, основанную на научных знаниях и методах исследования.
Мировоззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью, утверждающее его свободу и достоинство, а также право на развитие и реализацию всех заложенных в нем способностей.
Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, что из себя представляет.
Определение человеком себя как личности, осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мотивов, действий.
Общие для больших групп людей представления о мире и человеческом обществе.
Форма общественного сознания, в которой проявляется отношение различных социальных групп к происходящим в обществе событиям, процессам.
Поведение, которое проявляется в контексте общественных отношений и социальных норм.
Эмоциональное отношение человека к миру, его настроение и чувства, которые вызывает окружающая среда.
Способность человека воспринимать и интерпретировать информацию о мире.
Система знаний и убеждений о мире, которая формируется на основе мировоззрения.
Система установок, которая определяет мировоззрение и поведение людей в соответствии с определенными ценностями и убеждениями.
Стремление человека подчиняться социальным нормам и ожиданиям группы, к которой он принадлежит.
Процесс оперирования субъекта с собственным сознанием, в результате чего рождаются идеи об этом сознании.
1.3 Деятельность
Осознанная активность людей, направленная на преобразование окружающего мира и самих себя.
Осознанная причина поведения, побуждение к деятельности.
Последовательность связанных между собой действий, направленных на достижение цели.
Человек или группа, которые действуют и познают мир.
То, на что направлена деятельность.
Компонент деятельности. То, что используется в деятельности.
Образ желаемого результата деятельности.
Конечный продукт или итог, полученный в результате деятельности.
Деятельность, формирующая мысли и чувства, образы и представления человека.
Деятельность, преобразующая окружающий мир, создающая новое.
Вид деятельности в условных ситуациях, мотив которой состоит не в получении результата, а в самом процессе.
Установление и развитие контактов между людьми как вид деятельности.
Вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Деятельность по усвоению знаний и умений.
Деятельность, порождающая новые, никогда ранее не существовавшие духовные и материальные ценности.
Способность человека осуществлять осознанный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Готовность отвечать за все последствия своих действий.
Раскрытие в деятельности человека его сущностных сил, потенциальных возможностей, врождённых и (или) приобретённых способностей.
1.4 Познание мира. Мышление. Знание.
Вид деятельности, активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов вселенной.
Философское учение, которое учит что человек способен достичь абсолютной истины и познать все аспекты реальности
Философское учение, которое учит что все наши знания относительны и требуют их критического переосмысления.
Философское учение, которое отрицает возможности познания, является противоположностью гностицизму.
Способы, благодаря которым человек получает знания о мире.
Этап познания, с помощью которого мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов: их форме, величине, цвете и др.
Исходная форма чувственного познания, которая передаёт отдельные свойства предмета при его контакте с органами чувств.
Форма чувственного познания, формирование целостного образа предмета при его контакте с органами чувств.
Форма чувственного познания, образы, которые сохраняются в памяти человека на основе его прошлых ощущений и восприятий.
Способ получения знаний, который основывается на логическом мышлении и анализе.
Исходная форма рационального познания, мысль, которая фиксирует существенные общие признаки группы объектов.
Форма рационального познания, в которой на основе связи понятий утверждается или отрицается наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков.
Форма рационального познания, в которой из нескольких логически связанных суждений выводится новая мысль.
Форма познания, которая опирается на житейскую практику людей.
Познание, которое осуществляется в процессе игры.
Познание, объектом которого является сам познающий субъект.
Форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное.
Познание с помощью художественного творчества.
Процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Воспринятая информация, результат познавательной деятельности человека, обоснованный в процессе практики.
Способность человека рассуждать, познавать недоступные органам чувств существенные свойства и связи объектов с помощью понятий, суждений и умозаключений.
Приём мышления, отказ рассматривать частные свойства предметов и концентрация на их общих свойствах.
Метод науки, мысленное или фактическое разложение целого на составные части.
Приём мышления, создание нового целого из частей.
Приём мышления, создание упрощенной копии.
Это использование знаковых систем и научных шифров, в которые заключены знания. Таким мышлением мы пользуемся, когда доказываем теоремы в математике.
Это мыслительный процесс осуществляется образными представлениями. Как вижу, так и понимаю.
Метод мышления, при котором частное положение выводится из общего.
Метод мышления на основе перехода от частного положения к общему.
Неполное знание о предмете, знание, которое истинно лишь в определенных условиях.
Исчерпывающее, полное, окончательное знание, которое нельзя опровергнуть.
То, что позволяет отличить истину от заблуждения или лжи, средство проверки информации.
Ложное знание, принимаемое за истинное.
Сознательное искажение фактов с целью обмана.
1.6 Общество как система
Часть материального мира, обособившаяся от природы, но не потерявшая связи с ней, включающая способы взаимодействия и формы объединения людей.
Всё человечество в прошлом, настоящем и в будущем.
Определённый этап исторического развития, группа людей, жители одного государства.
Сфера жизни общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.
Сфера общественной жизни, связанная с деятельностью по производству, распределению и потреблению материальных благ.
Социальная структура общества, социальные группы, этносы, семья и т п. как сфера общественной жизни.
Сфера общественной жизни, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
Достаточно регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга.
1.7 Социальные институты
Исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и общества.
Осознанная активность индивидов, социальных групп, вызванная их потребностями и связанная с активностью других людей.
Потребности больших групп людей. Например, потребность граждан государства в безопасности.
Потребности в общении, труде, в повышении своего престижа.
1.8 Типы обществ
Такой тип общества, в котором доминирует промышленное производство, а большая часть населения живёт городах и занята трудом на фабриках.
Это ступень в развитии общества, определяемая уровнем развития производственных сил.
Своеобразие духовной и социальной жизни той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития.
Такой тип общества, в котором важнейшее место занимают информационные технологии, а большинство людей заняты в сфере услуг.
Тип общества, для которого характерно преобладание аграрного сектора в экономике, господство экстенсивных технологий, ручной труд, низкая социальная мобильность, коллективизм.
Процесс передачи информации от одного источника к множеству получателей.
1.9 Общественное развитие
Развитие общества от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему, от простого к сложному.
Направление развития общества от высшего к низшему, деградация, возврат к прежним, уже отжившим отношениям.
Признак, на основании которого мы узнаём о движении общества вперёд: от худшего к лучшему, от простого к сложному.
Глубокие качественные перемены, затрагивающие все сферы жизни общества.
Частичные, постепенные изменения в обществе, не затрагивающие его основ.
Застой, отсутствие значимых перемен.
Форма общественного движения, при которой происходит существенное обновление, приведение к современным требованиям экономики, техники и т. д.
Общественное движение, развитие.
Совершенствование производства на основе науки и техники. Например, изобретение паровой машины.
Процесс сближения народов и государств, становления единого человечества.
Совокупность вызовов и угроз, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества и требующих общих усилий всех государств.
Глобальная проблема человечества. Убывание населения в развитых странах и чрезвычайно быстрый разрушительный рост в развивающихся.
Колоссальный разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность населения слаборазвитых стран.
1.10 Духовная деятельность человека
Сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.
Сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей, предпочтений и др.
Часть культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты.
Деятельность людей по созданию духовных ценностей.
Все виды деятельности людей, а также все её результаты. Всё, что создано людьми.
Совокупность традиций, обычаев, норм, языка, искусства, характерных для одного или нескольких народов.
Древнейшая форма культуры, которая создаётся анонимными авторами и, обычно, передаётся из уст в уста.
Культура, доступная для понимания лишь хорошо образованным слоям общества - "элите".
Современная культура, простая и доступная большинству людей на Земле.
Техника, технологии, вещи как форма культуры
Культура, основным носителем текстов которой является не письменность, как прежде, а экранность (монитор, экран).
Культура в культуре, принадлежащая обособленным группам.
Взаимодействие культур, когда существует их равенство, терпимость, взаимообогащение и взаимопроникновение.
1.11 Мораль
Правила поведения людей в обществе, основанный на принципах добра, справедливости и гуманности.
Правила поведения, которые одобрены общественным мнением и регулируют социальные отношения с позиций гуманизма, добра и справедливости
Это принципы поведения людей на практике в соответствии с требованиями морали.
Понятие морали, обозначающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощи ближнему или даже незнакомому человеку, животному и растительному миру.
Понятие, противоположное понятию "добро", отсутствие добра, связанное с намеренным, умышленным, сознательным причинением вреда, ущерба, страданий.
Обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества.
Форма морального самоконтроля личности.
Осознание индивидом своего общественного значения и требование признания этого значения со стороны общества.
Самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга.
Наука, которая изучает мораль и нравственность
Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Связана с моральным поведением человека по отношению к своей стране: честным выполнением гражданских обязанностей, интересом к судьбе Родины, преданностью ей.
Чувство любви и преданности своему народу, нации, стране или сообществу
1.12 Наука
Отрасль духовного производства, форма познания, направленная на получение объективных, обоснованных и системно организованных знаний о мире.
Социальный институт, главной функцией которого является получение объективных, обоснованных и системно организованных знаний о мире.
Науки о человеке и обществе (история, культурология, правоведение, социология)
Науки о природе.
Отрасли науки, в которых изучают количественно точные закономерности с помощью наиболее строгих методов.
Науки, которые ориентированы на решение практических задач.
Науки, которые изучают наиболее общие вопросы функционирования природы, человека и общества.
Особые способы, с помощью которых мы получаем достоверные и системно организованные знания
Уровень научного познания, который основан на практике и направлен на выявление конкретных свойств предмета.
Эмпирический метод. Определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения.
Эмпирический метод. Целенаправленное и организованное восприятие изучаемого объекта.
Метод эмпирического познания, фиксирование наблюдения.
Метод эмпирического познания, исследование явлений действительности в контролируемых и изменяемых условиях.
Форма научного знания, предположение, которое нуждается в обосновании.
Форма научного знания. Осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Форма научного знания. Зафиксированное учёными событие, результат наблюдения или эксперимента.
Система обоснованных гипотез, логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира.
Форма научного знания. Объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
1.13 Образование
Организованный целенаправле процесс приобщения человека к культуре, знаниям о мире и ценностям общества. А также институт, который его осуществляет.
Этап образования, 1-4 классы школы.
Этап образования, 5—9 классы школы.
Этап образования, 9—11 классы школы.
Этап образования: бакалавриат; специалитет, магистратура (университеты, институты, академии). Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура и др.)
Этап образования, который проходится в колледжах, профессиональных лицеях, училищах на базе 11 кл.
Этап образования, который проходится в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, кадетских корпусах и т.п.
Приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.
Тенденция в современном образовании - приспособление школы под индивидуальные потребности учащегося, забота о его здоровье.
Тенденция в современном образовании - увеличение доли социально-гуманитарных предметов: истории, обществознания, английского и т.п.
Тенденция в развитии образования. Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
Тенденция в развитии образования. Использование современных гаджетов, компьютеров и интернета.
Доступность образования для широких слоев населения с разным уровнем дохода
Оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации
1.14 Религия
Совокупность представлений людей, основывающихся на вере в сверхъестественные силы
Религиозное представление о существовании только одного Бога: иудаизм, христианство, ислам
Язычество, система верований, основанное на вере в нескольких божеств: буддизм, синтоизм, индуизм
Система символических форм и действий, с помощью которых верующие стремятся выразить свою приверженность той или иной религии или вступить в контакт со сверхъестественными силами.
Религии, распространившиеся среди народов различных стран и континентов (буддизм, ислам, христианство)
Религии, которые распространены, в основном, только у одно народа. Например, индуизм, иудаизм.
Древние формы верований: тотемизм, магия, шаманизм и др.
Это естественное право на самостоятельное формирование убеждений и ценностей, способствующих самоактуализации.
1.15 Искусство
Это отражение действительности в художественных образах, а также деятельность человека, направленная на создание и освоение эстетических ценностей.
Видение и изображение мира, которое содержит личное отношение художника к действительности.