Предварительная запись на челлендж "1 Неделя с Дедом" (Старт 24 марта)

Вариант 26

Ответы к каждому заданию варианта 26 из сборника 30 вариантов Котовой-Лисковой 2025


Присоединяйся к нам в Telegram!
Мы публикуем там много полезных материалов, важнейшие новости и развлекательный контент.

Часть 1

Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр.

Порядок ответов важен только в заданиях 3, 6, 13, 15.

Вы можете скачать бланки и заполнять ответы в них, моделируя ситуацию экзамена.

Задание 1
Ниже приведён перечень типов политических партий. Все они, за исключением двух, относятся к типам политических партий, выделенных по идеологическому принципу.

1) либеральная; 2) консервативная; 3) легальная; 4) социалистическая; 5) оппозиционная; 6) коммунистическая.

Найдите два типа политических партий, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Посмотреть ответ
Ответ: 35
Задание 2
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности,
2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.
3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе.
Посмотреть ответ
Ответ: 34
Задание 3
Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ

А) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты

1) массовая

Б) ориентация исключительно на запросы знатоков, ценителей искусства

2) элитарная

В) коммерциализация духовной деятельности


Г) приоритетное развитие развлекательных жанров


Д) сложность содержания

Посмотреть ответ
Ответ: 34124
Задание 4
В стране Z массовое производство уступает место мелкосерийному, товар выпускается малыми партиями. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна начала развиваться как общество постиндустриального типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наряду с промышленностью развивается сельское хозяйство,
2) Преобладают семьи патриархального типа.
3) Снижается уровень социальной мобильности.
4) В структуре экономики преобладает сфера услуг.
5) Большое внимание уделяется развитию инновационной экономики.
6) Главным фактором производства становятся знания и информация.
Посмотреть ответ
Ответ: 456
Задание 5
Выберите верные суждения об инфляции и её последствиях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране.
2) В период высокой инфляции покупательная способность национальной валюты снижается.
3) От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.
4) В период высокой инфляции возрастает объём инвестиций в долгосрочные инновационные проекты.
5) Экономисты рассматривают дефицит государственного бюджета как одну из возможных причин инфляции.
Посмотреть ответ
Ответ: 1235
Задание 6
Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) господство государственной собственности

1) командная

Б) свободное ценообразование

2) рыночная

В) контроль государства за производством и распределением


Г) централизованное планирование производства


Д) конкуренция производителей

Посмотреть ответ
Ответ: 22121
Задание 7
Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществознания по теме «Налоговая система в Российской Федерации». Один из слайдов называется «Местные налоги и сборы». Запишите цифры, под которыми указаны местные налоги.

1) торговый сбор
2) земельный налог
3) сборы за пользование объектами животного мира
4) налог на имущество физических лиц
5) водный налог
6) транспортный налог
Посмотреть ответ
Ответ: 124
Задание 8
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения в обществе.
2) Учёные выделяют два вида социальной стратификации: прогрессивную и регрессивную.
3) К критериям социальной стратификации относят объём власти.
4) Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуальные психологические черты человека.
5) Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними.
Посмотреть ответ
Ответ: 135
Задание 9
В ходе социологического опроса совершеннолетним юношам и девушкам задавали вопрос: «Что бы Вы предпочли, если бы у Вас была возможность выбирать?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто предпочли бы иметь сравнительно небольшой, но постоянный доход и уверенность в завтрашнем дне, среди юношей больше, чем среди девушек.
2) Большинство опрошенных юношей предпочитают иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск.
3) Доля тех, кто предпочитают много работать и хорошо зарабатывать даже без гарантий на будущее, среди юношей больше, чем среди девушек.
4) Половина опрошенных девушек предпочитает иметь сравнительно небольшой, но постоянный доход и уверенность в завтрашнем дне,
5) Среди девушек доля тех, кто предпочли бы иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск, больше доли тех, кто затруднились ответить.
Посмотреть ответ
Ответ: 345
Задание 10
Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политической властью называют способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан, общества в целом исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
2) Легальность власти проявляется в её неофициальном одобрении обществом в силу её притягательных черт.
3) Возникновение политической власти обусловлено потребностью в регуляции общественных отношений, авторитетном разрешении социальных конфликтов.
4) Политическая власть — это и инструмент господства, и эффективное средство интеграции общества и поддержания общественного порядка.
5) Харизматический тип легитимности власти основан на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией
Посмотреть ответ
Ответ: 134
Задание 11
Что из перечисленного ниже относится к внутренним функциям государства? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обеспечение обороны и безопасности государства
2) участие в решении глобальных проблем
3) развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
4) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан
5) обеспечение получения гражданами, обязательного среднего образования (в соответствии с законодательством страны)
6) создание условий рационального природопользования и охраны природы
Посмотреть ответ
Ответ: 456
Задание 12
Выберите в приведённом списке положения, характеризующие личные (гражданские) права (свободы) гражданина Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2) Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
3) Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
4) Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
5) Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной Службе.
Посмотреть ответ
Ответ: 234
Задание 13
Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВОПРОСЫ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А) судоустройство, прокуратура

1) Только федеральный центр

Б) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации

2) Федеральный центр и субъекты Российской Федерации

В) адвокатура, нотариат


Г) государственные награды и почётные звания Российской Федерации


Д) защита семьи, материнства, отцовства и детства

Посмотреть ответ
Ответ: 12212
Задание 14
Выберите верные суждения о гражданском судопроизводстве в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Гражданское судопроизводство — это основанная на законе деятельность управомоченных органов и лиц, по расследованию преступлений.
2) Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и обвиняемый.
3) Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом и судом.
4) Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.
5) Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Посмотреть ответ
Ответ: 345
Задание 15
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А) возмещение убытков

1) способы защиты гражданских прав в Гражданском кодексе РФ

Б) предупреждение

2) наказания в Уголовном кодексе РФ

В) дисквалификация

3) наказания в Кодексе РФ об административных правонарушениях

Г) взыскание неустойки


Д) лишение свободы

Посмотреть ответ
Ответ: 12211
Задание 16
Совершеннолетний гражданин иностранного государства, постоянно проживающий на территории России, решил вступить в российское гражданство. При каких условиях иностранный гражданин вправе подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации по общему правилу? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие собственности на территории России
2) знание истории России и основ законодательства Российской Федерации
3) наличие высшего профессионального образования
4) зарегистрированный на территории России брак
5) владение русским языком
6) обязательство соблюдать Конституцию
Посмотреть ответ
Ответ: 256
Нашёл ошибку в первой части?
Напиши нам об этом:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.


Текст
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Показать текст

Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни, тем более, гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение...

Соответственно, политическая социализация — это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на её основе государства, закреплённым в политической культуре. То есть это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина.

В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя, рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе всё новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, даёт возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси индивида.

В результате политическая социализация формирует политическое сознание личности и её политическое поведение, а в целом в процессе политической социализации происходит становление личности гражданина — члена данной политической системы.

Понятие «политическая социализация» шире, чем понятия политического воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные («внесистемные») влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира. Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, причём не только осознанным, но и неосознанным. Более того, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и её агентов, что превращает этот процесс из механического «воздействия» системы на пассивного индивида во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу.

(Д. Ольшанский)

Задание 17
Что автор называет политической социализацией? Какие качества вырабатываются у гражданина в процессе политической социализации? Что, по мнению автора, отличает понятие «политическая социализация» от понятий политического воспитания, образования, просвещения?
Посмотреть ответ
Ответ:
1) процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего из её основе государства, закреплённым в политической культуре;
2) законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре;
3) оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов} и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы па человека, но и стихийные (»внесистемные,) влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира,
Задание 18
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков политической системы общества;
— объясните связь политической культуры человека с выбором им форм политического участия. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) признаки политической системы общества:
  • совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением политической власти / сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе
  • организованность на единой нормативно-ценностной основе
  • включает в себя политические институты и формы их взаимодействия
  • обеспечивает определение целей общественного развития и управления общественными делами
2)
Политическая культура личности – это совокупность индивидуальных представлений о политике, политических ценностей и навыков политического поведения. Чем выше политическая культура человека, тем грамотнее и выше будет его политическая активность, выражающаяся в конкретных политических действиях: участие в выборах, референдумах, обращение в органы гос. власти и т.д. Гражданин с высокой политической культурой выберет прежде всего конструктивные, мирные формы участия.
Задание 19
Какие два ряда процессов при взаимодействии индивида с политической системой общества отмечены в тексте? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите по два примера реализации каждого из этих рядов процессов. (Сначала назовите ряд процессов, а затем приведите соответствующие примеры; всего приведите четыре примера. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) воспроизведение политической системы / сохранение преемственности политической системы:
  • на уроках обществознания школьники страны Z изучают основы конституционного строя своей страны, права и обязанности её граждан
  • в стране Z сложилась двухпартийная система; каждая из партий активно развивает молодёжные отделения, добиваясь вовлечения в политическую активность наибольшего числа молодых граждан
2) становление личности гражданина:
  • гражданин А., желая улучшить жизнь в своём посёлке, выдвинул свою кандидатуру на выборах в орган местного самоуправления
  • гражданка Т., разочарованная в проводимом правительством политическом курсе, активно участвует в предвыборной кампании блока оппозиционных сил.
Задание 20
Автор упоминает преемственность поколений в политике. Используя обществоведческие знания, раскройте смысл выражения «преемственность поколений в политике». Приведите одно позитивное и одно негативное последствие такой преемственности.
Посмотреть ответ
Ответ:
1) смысл выражения, например: сохранение в целом выбранного политического курса при передаче власти от политиков старшего поколения более молодым; (Смысл выражения может быть раскрыт иначе.)
2) позитивное последствие, например: предсказуемость и эволюционный — характер политического развития;
3) негативное последствие, например: возможность застоя, воспроизведение устаревших политических идей.
Задание 21
На графике изображено изменение ситуации на рынке грунтовых томатов в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях в средствах массовой информации распространятся сведения о негативном влиянии частого потребления грунтовых томатов и продуктов из них на здоровье человека?

Посмотреть ответ
Ответ:
1) равновесная цена увеличилась;
2) погодные условия (например: аномально холодное лето привело к гибели/урожая-грунтовых томатов и сокращению предложения);
3) распространение в СМИ информации о негативном влиянии частого потребления грунтовых томатов и продуктов из них на здоровье человека приведёт к уменьшению спроса и снижению равновесной цены.
Задание 22
Семья Игнатовых состоит из пяти человек: Марии, Антона и их троих детей. Супруги работают инженерами на металлургическом предприятии, дети учатся в школе. Средства семьи расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных расходов. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.
Какая функция семьи описана в условии задачи? Какие ещё функции выполняет семья? (Назовите любые две функции.) Почему семья Игнатовых относится к нуклеарному типу. Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить, является семья Игнатовых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) хозяйственно-экономическая / экономическая / хозяйственная / бытовая / хозяйственно-бытовая и др.;
2)
  • репродуктивную;
  • воспитательную;
  • социально-статусную;
  • социального контроля;
3) потому что семья Филатовых состоит из родителей и их детей;
4)
  • Как распределяются домашние обязанности?
  • Как обычно принимаются решения в семье?
Задание 23
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина.
На основе положений Конституции объясните смысл следующих характеристик нашего государства: 1) суверенное государство; 2) социальное государство; 3) светское государство.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) суверенное государство, например: суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию / Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской, Федерации / Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории;
2) социальное государство, например: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;
3) светское государство, например: в Российской Федерации никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной / религиозные объединения отделены от государства и разны перед законом.
Задание 24
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Образование как социальный институт». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Посмотреть ответ
Ответ:
План: Образование как социальный институт

1. Структура образования как социального института
а) система статусов, ролей, норм;
б) образовательные организации;
в) образовательные программы, учебники и т.д.
2. Виды (уровни) образования в Российской Федерации
а) общее образование;
б) профессиональное образование;
в) дополнительное образование.
3. Функции образования
а) передача знаний и культурного опыта общества;
б) социализация новых поколений;
в) обеспечение потребностей развития общества и государства;
г) интегративная (обеспечение единства общества);
д) функция социального лифта и т.д.
4. Тенденции развития современного образования
а) гуманизация;
б) информатизация;
в) интернационализация;
г) гуманитаризация;
д) демократизация;
е) непрерывность.

Другие планы находятся здесь.
Задание 25
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека в современном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие функции выполняет современное школьное образование? (Назовите любые три Функции.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию каждой из указанных в пункте 2) функций в Российской Федерации. (Каждый, пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры» должны иллюстрировать три различные функции.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) Обоснование.
В современном мире под воздействием НТП происходят значимые изменения: появляются новые профессии, отмирают старые. В этих условиях иногда человек не может получить одну профессию на всю жизнь. Даже если профессия сохраняется, работник должен постоянно учиться и обновлять свой образовательный потенциал, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, совершенствовать свои личностные качества. Более того, непрерывное образование сказывается на благополучии общества в целом, так как повышает качество человеческого капитала. А это позволяет отечественными компаниям организовывать высокотехнологичные производства и выигрывать в конкурентной борьбе на мировых рынках.
2)
1. Обучение основам наук. 2. Формирование мировоззрения. 3. Профессиональная ориентация.
3)
1. Обучение основам наук. На уроке химии пермские школьники научились пользоваться таблицей Менделеева.
2. Формирование мировоззрения. На уроках окружающего мира младшие школьники узнают о месте планеты Земля во Вселенной, учатся ставить самые простые эксперименты. Так формируется их научное мировоззрение.
3. Профессиональная ориентация. В Санкт-Петербурге действует проект “Профориентация школьников”, участвуя в котором, школы организовывают экскурсии на различные предприятия, что помогает школьникам при выборе профессии в будущем
Нашёл ошибку во второй части?
Напиши нам об этом:
Бесплатный челлендж "1 Неделя с Дедом"