Часть 1
Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр.
Порядок ответов важен только в заданиях 3, 6, 13, 15.
Вы можете скачать бланки и заполнять ответы в них, моделируя ситуацию экзамена.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ |
А) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты | 1) массовая |
Б) ориентация исключительно на запросы знатоков, ценителей искусства | 2) элитарная |
В) коммерциализация духовной деятельности | |
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров | |
Д) сложность содержания |
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
А) господство государственной собственности | 1) командная |
Б) свободное ценообразование | 2) рыночная |
В) контроль государства за производством и распределением | |
Г) централизованное планирование производства | |
Д) конкуренция производителей |
ВОПРОСЫ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
А) судоустройство, прокуратура | 1) Только федеральный центр |
Б) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации | 2) Федеральный центр и субъекты Российской Федерации |
В) адвокатура, нотариат | |
Г) государственные награды и почётные звания Российской Федерации | |
Д) защита семьи, материнства, отцовства и детства |
ПРИМЕРЫ | МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
А) возмещение убытков | 1) способы защиты гражданских прав в Гражданском кодексе РФ |
Б) предупреждение | 2) наказания в Уголовном кодексе РФ |
В) дисквалификация | 3) наказания в Кодексе РФ об административных правонарушениях |
Г) взыскание неустойки | |
Д) лишение свободы |
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.
Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни, тем более, гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение...
Соответственно, политическая социализация — это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на её основе государства, закреплённым в политической культуре. То есть это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина.
В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя, рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе всё новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, даёт возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси индивида.
В результате политическая социализация формирует политическое сознание личности и её политическое поведение, а в целом в процессе политической социализации происходит становление личности гражданина — члена данной политической системы.
Понятие «политическая социализация» шире, чем понятия политического воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные («внесистемные») влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира. Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, причём не только осознанным, но и неосознанным. Более того, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и её агентов, что превращает этот процесс из механического «воздействия» системы на пассивного индивида во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу.
(Д. Ольшанский)