Предварительная запись на челлендж "1 Неделя с Дедом" (Старт 24 марта)

Вариант 3

Ответы к каждому заданию варианта 3 из сборника 30 вариантов Котовой-Лисковой 2025


Присоединяйся к нам в Telegram!
Мы публикуем там много полезных материалов, важнейшие новости и развлекательный контент.

Часть 1

Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр.

Порядок ответов важен только в заданиях 3, 6, 13, 15.

Вы можете скачать бланки и заполнять ответы в них, моделируя ситуацию экзамена.


Задание 1
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам общественного прогресса.

1) развитие; 2) изменение; 3) деградация; 4} движение от менее совершенного к более совершенному; 5) качественное улучшение ряда показателей; 6) утрата способности к выполнению ряда важных функций.

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Посмотреть ответ
Ответ: 36
Задание 2
Выберите верные суждения о биосоциальной сущности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.
2) Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.
3) К социальным потребностям человека относят потребность в общении,.
4) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.
5) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.
Посмотреть ответ
Ответ: 1235
Задание 3
Установите соответствие между действиями и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ

А) выявление и объяснение закономерностей
Б) сбор фактов
В) описание наблюдаемых явлений
Г) формулирование научной проблемы
Д) выдвижение гипотез

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1) эмпирический
2) теоретический
Посмотреть ответ
Ответ: 21122
Задание 4
В ходе социологического опроса было установлено, что в стране Z в период с 2014 по 2024 г. на 25% выросла доля учащихся, воспользовавшихся своим правом выбора наиболее удобной формы обучения. Какие из перечисленных фактов позволяют сделать вывод о тенденции гуманизации образования в стране Z?

1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) особое внимание к развитию личности ребёнка
4) компьютеризация образовательного процесса
5) ориентация на интересы и способности ученика
6) применение технологий, сберегающих здоровье
Посмотреть ответ
Ответ: 356
Задание 5
Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Безработицей называют превышение спроса на рабочую силу над её предложением.
2) По характеру причин различают галопирующую, фрикционную и циклическую безработицу.
3) Фрикционная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса.
4) Естественный уровень безработицы — уровень безработицы при полной занятости, равный количеству незанятых как при фрикционной, так и при структурной безработице.
5) Циклическая безработица возникает в период экономического спада.
Посмотреть ответ
Ответ: 45
Задание 6
Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в Российской Федерации: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ


А) налог на доходы физических лиц
Б) транспортный налог
В) налог на имущество физических лиц
Г) торговый сбор
Д) водный налог

ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) федеральные
2) региональные
3) местные
Посмотреть ответ
Ответ: 12331
Задание 7
Владельцы фирмы планируют расширение производства. Что из приведённого ниже они могут использовать как источники финансирования своего предприятия? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) повышение производительности труда
2) прибыль от реализации продукции предприятия
3) совершенствование производственных технологий
4) привлечение кредитов
5) налоговые отчисления
6) выпуск и размещение акций предприятия
Посмотреть ответ
Ответ: 246
Задание 8
Выберите верные суждения о социальной роли индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальная роль — модель поведения индивида, ориентированная на определённый статус.
2) Все социальные роли индивида обусловлены социальным неравенством.
3) Социальная роль объективно задана социальной позицией личности.
4) Исполнение человеком социальной роли имеет индивидуальную окраску.
5) Все социальные роли людей строго формализованы.
Посмотреть ответ
Ответ: 134
Задание 9
В ходе социологических опросов совершеннолетним гражданам задавали вопрос:
«Что, по Вашему мнению, должна сделать до 30 лет современная женщина?» Полученные результаты представлены в виде гистограммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто отметили, что современная женщина должна к 30 годам получить образование, среди юношей больше, чем среди девушек.
2) Среди юношей доля тех, кто ответили, что современная женщина должна к 80 годам сделать карьеру, меньше, чем доля тех, кто ответили,-что современная женщина должна к 30 годам создать свой бизнес.
3) Доля тех, кто указали, что современная женщина должна к 30 годам вступить в брак, среди девушек больше, чем среди юношей,
4) Среди девушек доля тех, кто ответили, что современная женщина должна к 30 годам сделать карьеру, больше, чем доля-тех, кто ответили, что современная женщина должна к 30 годам создать свой бизнес.
5) Доля тех, кто отметили, что современная женщина должна к 30 годам родить детей, среди девушек больше, чем среди-юношей.
Посмотреть ответ
Ответ: 345
Задание 10
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и лидерах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Любой политический лидер своей деятельностью подкрепляет авторитет государственной власти.
2) В зависимости от способа легитимации власти выделяют демократический и харизматический типы лидерства.
3) Политическое лидерство — это способность определённого лица решающим образом постоянно влиять на всё общество, группу, организацию.
4) Лидеры (как и элиты) бывают общенациональными, региональными, местными.
5) Национальный политический лидер выступает как гарант справедливости, законности и порядка.


Посмотреть ответ
Ответ: 345
Задание 11
Макар — 25-летний гражданин Российской Федерации. Какие из приведённых позиций характеризуют возможные формы его участия в политической жизни страны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) уплата налогов
2) выдвижение кандидатом в депутаты Государственной Думы
3) регистрация собственности на жильё
4) членство в политической партии
5) голосование на референдуме
6) заключение трудового договора
Посмотреть ответ
Ответ: 245
Задание 12
Согласно Конституции Российской Федерации, наша страна является правовым государством. Выберите в приведённом ниже списке черты, характеризующие правовое государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) верховенство права
2) взаимная ответственность государства и граждан
3) обеспечение государственной поддержки семьи
4) укрепление обороноспособности страны
5) равноправие и равенство всех граждан перед законом
Посмотреть ответ
Ответ: 125
Задание 13
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции; данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ


А) решение вопросов предоставления политического убежища
Б) осуществление помилования
В) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу
Г) разрешение споров о компетенции — между федеральными органами государственной власти
Д) утверждение изменения границ между субъектами РФ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) Президент Российской Федерации
2) Конституционный суд российской Федерации
3) Совет Федерации
Посмотреть ответ
Ответ: 11223
Задание 14
Выберите верные суждения о гражданском праве в Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1) К способам защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, относят взыскание неустойки, компенсацию морального вреда.
2) Гражданское право включает в себя систему правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.
3) Объекты гражданских прав не могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
4) В основе взаимоотношений партнёров — частный интерес и автономная воля каждого участника возникших правоотношений.
5) К объектам гражданских правоотношений относятся нематериальные блага.
Посмотреть ответ
Ответ: 145
Задание 15
Установите соответствие между функциями и государственными органами, которые их осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ

А) борьба с уличной преступностью
Б) разрешение правовых споров между фирмами
В) контроль за соблюдением законности всеми участниками общественной жизни
Г) вынесение решения или приговора
Д) поддержание государственного обвинения в уголовном процессе

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

1) Суд
2) Прокуратура
3) Полиция
Посмотреть ответ
Ответ: 31212
Задание 16
Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществознания по теме «Юридическая ответственность». Один из слайдов называется «Виды дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе Российской Федерации», Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны дисциплинарные взыскания.

1) выговор
2) административный штраф
3) замечание
4) ограничение свободы
5) обязательные работы
6) увольнение по соответствующим основаниям
Посмотреть ответ
Ответ: 136
Нашёл ошибку в первой части?
Напиши нам об этом:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.


Текст
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Показать текст
Потребность в жилье, в пище и её приготовлении, надобность в одежде и множестве других вещей, которые имеют характер не только простой желательности, но и необходимости, приводят к тому, что жизнь человека чрезвычайно сложна. При этом человек привносит многообразие в свои потребности, а по мере того, как вкус и полезность становятся критериями оценки, и сами потребности оказываются подчинены вкусам. Удовлетворение потребности в конечном счёте нацелено уже не на саму по себе потребность, а на вкусовые
утончённости‚ характерные для культуры и даже моды, что, в свою очередь, порождает особые желания, а их великое множество. Когда люди привыкают к тому, чтобы пользоваться многим, у них это многообразие желаемого стремится куда-то в бесконечность.

Так разрастается сфера услуг для удовлетворения всевозможных желаний и прихотей. Потребности и средства их удовлетворения становятся бытием для каждого. Всё это порождает определённую сферу взаимоотношений людей: необходимость одних людей ориентироваться на других, которые могут доставить им средства для удовлетворения их потребностей. Получая нужное мне от других, я должен производить нечто, что нужно им. Так ткётся паутина хозяйственной жизни, где нити одних переходят к другим и, наоборот, завязываются узелки экономической жизни общества, а её стержнем являются потребности и труд.

Таким образом, всю историю цивилизации можно рассматривать как постоянную деятельность людей, ориентированную на достижение материальных и духовных благ. Всякий нравственно оправданный успех в жизни есть успех труда. В конечном счёте всем, что человек потребляет, он обязан самому себе, своей собственной деятельности. Труд человека, направленный на удовлетворение его, потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других.

Труд — это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Он порождает мир культуры, её ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена культуры.

Здесь мало «мочь», здесь надо совершить и создать; мало говорить пустые слова «я мог бы, если бы захотел», надо захотеть и осуществить, «показать себя на деле». А для этого необходимо мастерство. Неумелый человек, по словам Гегеля, всегда производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин своей собственной деятельности, тогда как умелым может быть назван рабочий, который производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельности противодействия цели. В этом-то человек и находит признание со стороны других и самопризнание: он законно гордится своим делом в виде его результатов. В этом и заключается суть феномена вложенного труда.

(По А. Г. Спиркину)

Задание 17
Что, по мнению автора, является стержнем экономической жизни общества? Как автор определил роль обмена в общественной жизни? Какая характеристика умелого рабочего приведена в тексте?
Посмотреть ответ
Ответ:
1) потребности и труд;
2) получая нужное мне от других, я должен производить нечто, что нужно им, ИЛИ труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других;
3) производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельности противодействия цели.
Задание 18
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
- укажите не менее трёх основных признаков деятельности как способа активности
человека;
- объясните связь любой из указанных автором особенностей труда с процессами
социализации личности.
(Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) признаки деятельности:
  • целенаправленность (целевой характер)
  • осознанность (осознанный характер)
  • преобразующий характер
  • продуктивный характер
  • осуществляется в обществе (общественный характер)

2) В процессе трудовой деятельности человек приобретает новые знания и умения, общается с другими людьми. Чтобы делать свою работу более результативно, трудящийся учится передовым практикам, тщательно соблюдает профессиональные нормы. Таким образом, формируются личностные качества человека – происходит социализация.
Задание 19
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите три вида потребностей и приведите примеры, иллюстрирующие удовлетворение конкретных потребностей каждого вида в процессе трудовой деятельности. (В каждом случае сначала назовите вид потребности, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) биологические потребности (например, инженер Дмитрий получает за свой труд заработную плату, часть которой он тратит на приобретение продуктов);
2) социальные потребности (например, бухгалтер Анна стремится сделать карьеру, поэтому она регулярно посещает курсы повышения квалификации, знакомится с новыми технологиями);
3) идеальные (духовные) потребности (например, только начав преподавать обществознание в школе, Алексей смог оценить себя как работника, определить свои приоритеты и личностные качества).
Задание 20
Автор констатирует, что на определённом этапе общественного развития потребности людей оказываются подчинены вкусам, а многообразие желаемого стремится к бесконечности. Используя обществоведческие знания, приведите два позитивных и два негативных последствия этих процессов.
Посмотреть ответ
Ответ:
1) позитивные последствия, например:
— люди могут в полной мере, с учётом индивидуальных запросов, склонностей, вкусов, удовлетворить свои желания;
— интенсивно работает творческая мысль производителей благ, художников, дизайнеров и т.п.;
2) негативные последствия, например:
— неэффективно расходуются ограниченные ресурсы общества;
— у многих людей формируются мнимые потребности, удовлетворение которых причиняет вред физическому и (или) нравственному здоровью этих людей.
Задание 21
На графике изображено изменение ситуации на рынке развивающих игр и игрушек для детей в стране Z.
Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1, при неизменном предложении S.
(На графике P — цена товара; Q — количество товара.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и разновесная цена на данном рывке, если при прочих равных условиях государство будет выделять субсидии производителям развивающих игр и игрушек для детей?

Посмотреть ответ
Ответ:
1) равновесная цена увеличилась;
2) число потребителей (например: увеличение рождаемости в стране привело к росту спроса на развивающие игры и игрушки для детей);
3) субсидирование государством производителей развивающих игр и игрушек для детей приведёт к увеличению их предложения и снижению равновесной цены.
Задание 22
44-летняя гражданка России, преподаватель вуза Н.С. Колпакова обратилась в Управление Социального фонда России, с просьбой назначить пенсию на двоих детей. Старшему сыну 19 лет, Он является студентом очного отделения вуза. Младшему сыну 11 лет. Отец детей погиб в результате ДТП. Члены семьи умершего получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

К какому виду относится страховая пенсия, которую назначат несовершеннолетнему ребёнку? Будет ли назначена пенсия совершеннолетнему сыну? Объясните свой ответ. Что такое страховая пенсия? Какие ещё два вида страховых пенсий устанавливает закон?
Посмотреть ответ
Ответ:
1) страховая пенсия по случаю потери кормильца;
2) будет, так как он учится на очном отделении вуза;
3) ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам / нетрудоспособным членам семьи застрахованного лица заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением установленных законом обстоятельств;
4) ответ на четвёртый вопрос:
— пенсия по старости;
— пенсия по инвалидности,
Задание 23
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина.
На основе положений Конституции объясните смысл следующих характеристик нашего государства: 1) социальное государство; 2) светское государство; 3) наличие условий для реализации хозяйственной инициативы.

(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) социальное государство, например: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;
2) светское государство, например: в Российской Федерации никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной / религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;
3) наличие условий для реализации хозяйственной инициативы, например: в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности / в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Задание 24
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Объекты микроэкономики».
Сложный план должен содержать не менее трех непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных, наук возможны только два подпункта.)
Посмотреть ответ
Ответ:
План: Объекты микроэкономики

1. Объекты микроэкономики
а) домохозяйства;
б) фирмы;
в) отраслевые рынки и др.
2. Экономические функции домохозяйства
а) потребление экономических благ
б) производство экономических благ
в) подготовка и предоставление трудовых ресурсов (работников)
г) создание и инвестирование накоплений и т.д.
3. Фирма и ее цели
а) получить максимально возможную прибыль;
б) увеличение доли участия на рынке конкретного товара или услуги;
в) повышение качества продукции и тд.
4. Отрасли экономики
а) сельское хозяйство;
б) торговля;
в) строительство и т.д.

Другие планы находятся здесь.
Задание 25
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость участия государства в современной экономике (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Что относят к общественным благам? (Назовите любые три общественных блага.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему потребление каждого из указанных в пункте 2) общественных благ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных признака общественного блага.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) Обоснование:
Участие государства в современной экономике позволяет решать макроэкономические проблемы (экономического роста, безработицы, инфляции), минимизировать недостатки рынка (склонность к монополизации, негативные внешние эффекты и т.д.). Кроме того, именно у государства есть одновременно ресурсы, инструменты и полномочия для производства общественных благ.
2) Общественные блага:
1. Городской парк.
2. Свет маяка.
3. Тротуары.
3) Примеры, иллюстрирующие использование данного блага.
1. Городской парк. Парк имени Горького в Москве могут бесплатно посещать любые люди – бедные и богатые, россияне и иностранцы. (Неисключаемость).
2. Свет маяка. Любой корабль, идущий вдоль побережья Крыма, может ориентироваться по свету установленных там маяков. Сколько бы ни было кораблей – свет маяка достанется всем. (Нет конкуренции в потреблении).
3. Тротуары. Иван идёт по асфальтированной дорожке от дома до автобусной остановки. Он не может забрать себе часть тротуара, ходить только по ней и никого туда не пускать (Неделимость).
Нашёл ошибку во второй части?
Напиши нам об этом:
Бесплатный челлендж "1 Неделя с Дедом"