Предварительная запись на челлендж "1 Неделя с Дедом" (Старт 24 марта)

Вариант 7

Ответы к каждому заданию варианта 7 из сборника 30 вариантов Котовой-Лисковой 2025


Присоединяйся к нам в Telegram!
Мы публикуем там много полезных материалов, важнейшие новости и развлекательный контент.

Часть 1

Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр.

Порядок ответов важен только в заданиях 3, 6, 13, 15.

Вы можете скачать бланки и заполнять ответы в них, моделируя ситуацию экзамена.


Задание 1
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам
государства любого типа.

1 ) суверенитет; 2 ) исключительное право издавать законы; 3) монопольное право
установления налогов; 4) разделение властей; 5) реализация на практике прав
и свобод граждан; 6) наличие бюрократического аппарата.

Найдите два термина «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Посмотреть ответ
Ответ: 45
Задание 2
Выберите верные суждения об обществе и его типах (видах) и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждая сфера общества является сложной самоорганизующейся системой.
2) Основной фактор производства традиционного общества — денежный капитал.
3) В информационном обществе возникла массовая культура.
4) Общество является динамичной системой.
5) Один из смыслов понятия «общество» — всё человечество в его прошлом,
настоящем и будущем.
Посмотреть ответ
Ответ: 145
Задание 3
Установите соответствие между отличительными признаками, фактами и типами
обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФАКТЫ

А) начало серийного промышленного производства товаров массового потребления
Б) выдвижение на первый план сферы услуг
В) преобладание натурального хозяйства
Г) развитие инновационной экономики
Д) появление массовой культуры

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

1) Традиционное (аграрное)
2) Индустриальное
3) Постиндустриальное (информационное)
Посмотреть ответ
Ответ: 23132
Задание 4
Илье Анатольевичу 38 лет. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие Илью Анатольевича как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Илья Анатольевич работает в гимназии учителем истории и обществознания.
2) Илья Анатольевич добрый и отзывчивый, у него много друзей.
3) Илья Анатольевич честный и принципиальный человек.
4) У Ильи Анатольевича тёмные волосы и серые глаза.
5) Рост Ильи Анатольевича — 180 см.
6) Илья Анатольевич легко переносит физические нагрузки.
Посмотреть ответ
Ответ: 123
Задание 5
Выберите верные суждения об экономическом цикле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономический цикл — это периодические колебания деловой активности в стране.
2) К внешним факторам экономических циклов относят изменение объёмов инвестиций и потребительских расходов.
3) Когда экономика достигает уровня максимальной деловой активности, предприятия работают на пределе своих возможностей.
4) На стадии подъёма экономика начинает выходить из кризиса, деловая активность растёт.
5) Продолжительность фаз экономического цикла зависит только от амортизации средств производства.
Посмотреть ответ
Ответ: 134
Задание 6
Установите соответствие между характеристиками примерами и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом — столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ, ПРИМЕРЫ

А) качества людей, связанные с управлением фирмой и принятием на себя риска потери капитала
Б) все виды полезных ископаемых
В) производственные мощности, инфраструктура
Г) факторный доход — заработная плата
Д) сырьё, материалы, полуфабрикаты

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

1)Труд
2) Земля
3) Капитал
4) Предпринимательские способности
Посмотреть ответ
Ответ: 42313
Задание 7
Анна — активный пользователь цифровых финансовых услуг. Запишите цифры, под которыми указаны цифровые финансовые услуги.

1) открытие депозита в онлайн-банке
2) установка в здании банкомата
3) посещение офиса банка
4) дистанционное оформление потребительского кредита
5) использование сервисов мобильного банка
6) продление страховки автомобиля в мобильном приложении фирмы
Посмотреть ответ
Ответ: 1456
Задание 8
Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Обычаи от других видов социальных норм отличаются тем, что в них всегда
выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.
2) Социальные нормы закрепляют образцы принятого в обществе поведения.
3) Любая организация может устанавливать нормы права.
4) Социальные нормы способствуют интеграции индивида в социум.
5) Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее взаимодействие между людьми, общественную жизнь.
Посмотреть ответ
Ответ: 245
Задание 9
Учёные опросили 20-летних юношей и девушек. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы в т.(п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?» Полученные результаты» (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе полученной в ходе опроса информации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Молодёжь в наибольшей степени заинтересована в активной политической деятельности на безвозмездной основе.
2) Определённая доля молодёжи осознаёт зависимость своего будущего от решения экологических проблем.
3) Молодёжь проявляет интерес к проблемам социально незащищённых групп населения.
4) Большинство опрошенных в принципе не готовы оказывать безвозмездную помощь.
5) Равные доли юношей и девушек готовы участвовать в деятельности профессиональных объединений.
Посмотреть ответ
Ответ: 235
Задание 10
Выберите верные суждения о политической культуре и политическом поведении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политическое поведение граждан обусловлено только особенностями политической системы общества.
2) Показателем развития политической культуры общества служит политическая активность людей и их гражданская зрелость.
3) Политическая психология как элемент политической культуры оказывает влияние на формирование и развитие стереотипов политического поведения, участия, норм и правил, политического мировоззрения.
4) Политическая культура проявляется в политическом поведении субъектов политики.
5) Политическая субкультура, в отличие от политической контркультуры, характеризует совокупность ценностей, норм, представлений, которые разделяются большей частью граждан.
Посмотреть ответ
Ответ: 234
Задание 11
Партия V создала сеть первичных организаций в разных уголках страны. Члены политического совета партии имеют большинство мандатов в федеральных и местных органах власти. Партия выступает с идеей защиты прав трудящихся, является сторонницей построения правового и социального государства, Найдите в приведённом ниже списке характеристики данной партии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) кадровая
2) консервативная
3) социалистическая
4) правящая
5) массовая
6) революционная
Посмотреть ответ
Ответ: 345
Задание 12
Выберите в приведённом списке положения, характеризующие культурные права (свободы) гражданина Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
2) Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
3) Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
4) Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
5) Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Посмотреть ответ
Ответ: 15
Задание 13
Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВОПРОСЫ

А) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
Б) вопросы войны и мира
В) государственные награды и почётные звания Российской Федерации
Г) оборона и безопасность
Д) осуществление мер по борьбе с природными и техногенными катастрофами

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) Только федеральный центр
2) Федеральный центр и субъекты Российской Федерации
Посмотреть ответ
Ответ: 21112
Задание 14
Выберите верные суждения об экологическом праве в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экологическое правонарушение причиняет экологический вред, или создаёт реальную угрозу причинения такого вреда компонентам природной среды, природным объектам и природным комплексам.
2) Вся экологическая информация является общедоступной.
3) Благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов
4) Граждане обязаны выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке.
5) Один из принципов охраны окружающей среды — обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Посмотреть ответ
Ответ: 135
Задание 15
Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) наличие социальных санкций за нарушение
Б) опора, как правило, на представления людей о добре и зле
В) регулирование общественных отношений
Г) формальная определённость
Д) установление государством в официальных юридических актах

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

1) Только моральные нормы
2) Только правовые нормы
3) И правовые и моральные нормы
Посмотреть ответ
Ответ: 31322
Задание 16
Олегу 52 года, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Олега на восемь лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) дискриминация
2) трудовое право
3) уголовное право
4) дисциплинарный проступок
5) заявление в отдел полиции
6) иск в суд
Посмотреть ответ
Ответ: 126
Нашёл ошибку в первой части?
Напиши нам об этом:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.


Текст
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Показать текст

Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как «семейную координату» социальной системы. Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности.


Существование социальной системы имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми, и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей. При этом ничего не говорится о воспроизводстве людей как личностей. Личность невоспроизводима. В социологии и демографии говорят о воспроизводстве населения (поколений), а не о «воспроизводстве» людей. Если бы сущность личности сводилась к инструментальному олицетворению статуса и функционированию в качестве исполнителя социальных ролей, то ни о каких социальных изменениях не было бы упоминания, не было бы никакой истории — торжествовало бы повторение пройденного, копирование уже созданного. Поскольку же смена поколений сопровождается социализацией личности, становлением, «деланием» человеческого Я прежде всего в семье, постольку наблюдаются изменения в поведении, образе жизни, в исполнении старых ролей и изменения, связанные с инновациями самих структур. Таким образом, воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей.

Воспроизводство населения создаёт демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей, не просто поддерживают существующие структуры и институты, но и изменяют их. Эти изменения социума, в свою очередь, влияют на демографические процессы, вследствие чего режим воспроизводства населения может оказаться менее или более благоприятным. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей...


Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности — по поддержанию существования членов семьи и по рождению — социализации детей. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает ещё одно измерение — через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества.

(А. Антонов, В. Медков)

Задание 17
Какие две стороны существования социальной системы отмечены авторами? В силу каких обстоятельств, по их мнению, семья занимает ключевое положение среди социальных институтов? Какое условие функционирования самого общества указано в тексте?
Посмотреть ответ
Ответ:
1)
  • существование социальных взаимосвязей, социальной структуры, вместе с носителями социальных статусов, людьми;
  • воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений, другими;
2) по своей экзистенциальной сущности — по поддержанию существования членов семьи и по рождению — социализации детей;
3) социальная необходимость в семье.
Задание 18
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков семьи, отличающих её от других малых групп;
— объясните связь авторского суждения о невоспроизводимости личности с сущностью процессов социализации. (Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) признаки семьи:
  • общность быта и бюджета
  • брачные или родственные связи между ее членами
  • моральная и правовая ответственность супругов
  • взаимная поддержка членами семьи друг друга, оказание моральной и финансовой поддержки
2) объяснение с опорой на положения текста, например: Социализация не сводится к превращению человека в «исполнителя социальных ролей», поэтому многие качества личности формируются оригинальными, неповторимыми. К тому же, с развитием истории наблюдаются изменения в самих процессах социализации: в образцах поведения, образе жизни, в исполнении старых ролей, а значит «воспроизвести, скопировать личности» невозможно.
Задание 19
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами деятельность семьи по обеспечению других социальных институтов статусно-ролевыми исполнителями и кратко объясните каждый пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) родители определили ребёнка в школу и помогают ему в учебе, контролируют выполнение домашних заданий, участвуют в школьных праздниках и экскурсиях (обеспечение выполнения ребенком роли ученика школы)
2) ребенок участвует в еженедельной покупке для семьи необходимых продуктов и других товаров (обеспечение выполнения ребенком роли потребителя)
3) ребенок вместе с родителями сходил на выборы главы государства... первомайскую демонстрацию и т.д. (обеспечение выполнения ребенком роли гражданина)
Задание 20
Используя обществоведческие знания, объясните, как уникальность личности связана с социальными изменениями (приведите три объяснения). (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) уникальные проявления человеческой личности могут реализовываться в открытиях, изобретениях, активной политической, военной и т. п. деятельности, приводящих в конечном счёте к социальным изменениям.
2) уникальность человеческой личности проявляется в структуре потребления, что может в конечном счёте привести к изменениям производства и занятости
3) уникальность человеческой личности проявляется в отношении к действующей политической власти и другим социальным институтам и может привести к их изменениям
Задание 21
На графике изображено изменение ситуации на рынке мороженого в стране Z. Линия спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P — цена товара; Q — количество товара.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих
равных условиях обанкротится крупнейшая фирма — производитель мороженого?

Посмотреть ответ
Ответ:
1) равновесная цена увеличилась;
2) сезонность (например: в жаркий летний сезон традиционно повышается спрос на мороженое);
3) банкротство крупнейшей фирмы — производителя мороженого приведет к уменьшению предложения и увеличению его равновесной цены.
Задание 22
В структуре экономики страны Z доля государственного сектора незначительна. Каждый собственник факторов производства вправе свободно распоряжаться ими, существует конкуренция производителей.
В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Эта система применяется как при выборах высших должностных лиц, так и при выборах коллегиальных органов власти (парламента). В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий; принцип разделения властей реализуется на практике.

К какому типу относится экономика государства Z? Какова форма правления государства Z? (Дайте полное название.) Какой политический режим установился в государстве Z? К какому типу относится избирательная система государства Z?
Посмотреть ответ
Ответ:
1) к рыночной экономике;
2) президентская республика; (Ответ «республика» не засчитывается.}
3) демократический политический режим;
4) к мажоритарной избирательной системе,
Задание 23
Конституция Российской Федерации определяет нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) каждый имеет право на жизнь
2) каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
3) каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени
Задание 24
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познавательная деятельность».
Сложный план должен содержать не менее трех непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных, наук возможны только два подпункта.)
Посмотреть ответ
Ответ:
План: Познавательная деятельность

1. Структура познавательной деятельности:
а) объект познания;
б) субъект познания;
в) средства познания;
г) результат познания (знания).
2. Этапы (ступени) познания
а) чувственное (ощущение, восприятие, представление);
б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение).
(При такой или близкой по смыслу формулировке п. 2 достаточно двух подпунктов.)
3. Основные виды ненаучного познания мира
а) мифологическое познание;
б) обыденное познание;
в) искусство;
г) паранаука и др.
4. Научное познание мира и его особенности
а) эмпирический и теоретический уровни;
б) стремление к объективности;
в) доказательность;
г) системность и др.
5. Особенности социального познания
а) совпадение субъекта и объекта познания;
б) уникальность и неповторимость социальных явлений;
в) высокая доля субъективизма в изучении социальных явлений, связь с интересами субъекта и др.

Другие планы находятся здесь.
Задание 25
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте сложность достижения истинного знания как результата познания.
(Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие науки относят к естественным? (Назовите любые три науки.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2) наук приведите по одному работающему
в этой области современному отечественному учёному и раскройте его вклад в науку. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Посмотреть ответ
Ответ:
1) Обоснование:
Люди стремятся к идеалу – абсолютной истине, но достигнуть его невозможно, так наши органы чувств несовершенны, а мир безграничен и постоянно меняется. Кроме того, сложность познания заключается в несовершенстве человеческого разума и рационального познания. Мышление человека подвержено влиянию субъективного опыта и убеждений, что приводит к искажению знания об объекте познания.
2) Естественные науки:
1. Физика. 2. Химия. 3. Биология.
3) Учёные и их достижения:
1. Сергей Одинцов, физик, внёс вклад в развитие теории модифицированной гравитации, которая используется для объяснения ускоренного расширения Вселенной. 2. Артем Оганов, химик, разработал инновационные подходы к предсказанию свойств материалов с помощью компьютерного моделирования. 3. Под руководством биолога Дениса Логунова была разработана первая российская вакцина против COVID-19.
Нашёл ошибку во второй части?
Напиши нам об этом:
Бесплатный челлендж "1 Неделя с Дедом"