Ниже приведён перечень типов политических партий. Все они, за исключением двух, относятся к типам политических партий, выделенных по идеологическому принципу.

1) либеральная; 2) консервативная; 3) легальная; 4) социалистическая; 5) оппозиционная; 6) коммунистическая.

Найдите два типа политических партий, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.




Задание 1
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 35

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.
3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе.




Задание 2
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 234

Маленький спойлер
Установите соответствие между характерными чертами разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 3

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

А) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты
Б) ориентация исключительно на запросы знатоков, ценителей искусства
В) коммерциализация духовной деятельности
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров
Д) сложность содержания




РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ

1) массовая
2) элитарная
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 12112

Маленький спойлер
В стране Z массовое производство уступает место мелкосерийному, товар выпускается малыми партиями. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна начала развиваться как общество постиндустриального типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наряду с промышленностью развивается сельское хозяйство.
2) Преобладают семьи патриархального типа.
3) Снижается уровень социальной мобильности.
4) В структуре экономики преобладает сфера услуг.
5) Большое внимание уделяется развитию инновационной экономики.
6) Главным фактором производства становятся знания и информация.




Задание 4
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 456

Маленький спойлер
Выберите верные суждения об инфляции и её последствиях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране.
2) В период высокой инфляции покупательная способность национальной валюты снижается.
3) От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.
4) В период высокой инфляции возрастает объём инвестиций в долгосрочные инновационные проекты.
5) Экономисты рассматривают дефицит государственного бюджета как одну из возможных причин инфляции.




Задание 5
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 1235

Маленький спойлер
Установите соответствие между примерами и видами банковских операций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 6

ПРИМЕРЫ

А) консультационно-информационные услуги
Б) выдача кредитов на строительство и приобретение жилья
В) приём вкладов (депозитов)
Г) хранение и перевозка ценностей
Д) эмиссия ценных бумаг для продажи




ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ

1) активные
2) пассивные
3) посреднические
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 31232

Маленький спойлер
Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществознания по теме «Налоговая система в Российской Федерации». Один из слайдов называется «Местные налоги и сборы». Запишите цифры, под которыми указаны местные налоги.

1) туристический налог
2) земельный налог
3) сборы за пользование объектами животного мира
4) налог на имущество физических лиц
5) водный налог
6) транспортный налог




Задание 7
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 124

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения в обществе.
2) Учёные выделяют два вида социальной стратификации: прогрессивную и регрессивную.
3) К критериям социальной стратификации относят объём власти.
4) Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуальные психологические черты человека.
5) Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними.




Задание 8
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 135

Маленький спойлер
В ходе социологического опроса совершеннолетним юношам и девушкам задавали вопрос: «Что бы Вы предпочли, если бы у Вас была возможность выбирать?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто предпочёл бы иметь сравнительно небольшой, но постоянный доход и уверенность в завтрашнем дне, среди юношей больше, чем среди девушек.
2) Большинство опрошенных юношей предпочитают иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск.
3) Доля тех, кто предпочитает много работать и хорошо зарабатывать даже без гарантий на будущее, среди юношей больше, чем среди девушек.
4) Половина опрошенных девушек предпочитает иметь сравнительно небольшой, но постоянный доход и уверенность в завтрашнем дне.
5) Среди девушек доля тех, кто предпочёл бы иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск, больше доли тех, кто затруднился ответить.




Задание 9
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 345

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политической властью называют способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан, общества в целом исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
2) Легальность власти проявляется в её неофициальном одобрении обществом в силу её притягательных черт.
3) Возникновение политической власти обусловлено потребностью в регуляции общественных отношений, авторитетном разрешении социальных конфликтов.
4) Политическая власть – это и инструмент господства, и эффективное средство интеграции общества и поддержания общественного порядка.
5) Харизматический тип легитимности власти основан на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией.




Задание 10
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 134

Маленький спойлер
Что из перечисленного ниже относится к внутренним функциям государства? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обеспечение обороны и безопасности государства
2) участие в решении глобальных проблем
3) развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
4) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан
5) обеспечение получения гражданами обязательного среднего образования (в соответствии с законодательством страны)
6) создание условий рационального природопользования и охраны природы




Задание 11
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 456

Маленький спойлер
Выберите в приведённом списке положения, характеризующие личные (гражданские) права (свободы) гражданина Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2) Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
З) Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
4) Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
5) Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.




Задание 12
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 234

Маленький спойлер
Установите соответствие между предметами ведения, полномочиями и уровнями публичной власти в Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 13

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ

А) судоустройство, прокуратура
Б) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации
В) адвокатура, нотариат
Г) государственные награды и почётные звания Российской Федерации
Д) защита семьи, материнства, отцовства и детства




ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ

УРОВНИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) исключительное ведение Российской Федерации
2) совместно Российская Федерация и субъекты Российской Федерации
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 12212

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о гражданском судопроизводстве в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гражданское судопроизводство – это основанная на законе деятельность управомоченных органов и лиц по расследованию преступлений.
2) Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и обвиняемый.
3) Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом и судом.
4) Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.
5) Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.




Задание 14
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 345

Маленький спойлер
Установите соответствие между санкциями и видами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 15

САНКЦИИ

А) возмещение убытков
Б) предупреждение
В) дисквалификация
Г) взыскание неустойки
Д) лишение свободы




ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) способы защиты гражданских прав в Гражданском кодексе РФ
2) наказания в Уголовном кодексе РФ
3) наказания в Кодексе РФ об административных правонарушениях
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 13312

Маленький спойлер
Совершеннолетний гражданин иностранного государства, постоянно проживающий на территории России, решил вступить в российское гражданство. При каких условиях иностранный гражданин вправе подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации по общему правилу? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие собственности на территории России
2) знание истории России и основ законодательства Российской Федерации
З) наличие высшего профессионального образования
4) зарегистрированный на территории России брак
5) владение русским языком
6) обязательство соблюдать Конституцию




Задание 16
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 256

Маленький спойлер
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

Текст к заданиям 17-20
Показать текст
Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни тем более гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям/ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение...
Соответственно, политическая социализация – это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на её основе государства, закреплённым в политической культуре.
То есть это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина.
В пpoцecce взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя, рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе всё новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, даёт возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси индивида. В результате политическая социализация формирует политическое сознание личности и её политическое поведение, а в целом в процессе политической социализации происходит становление личности гражданина – члена данной политической системы.
Понятие «политическая социализация» шире, чем понятия политического воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные («внесистемные») влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира. Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, причём не только осознанным, но и неосознанным. Более того, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и её агентов, что превращает этот процесс из механического «воздействия» системы на пассивного индивида во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу.
(Д. Ольшанский)

Что автор называет политической социализацией? Какие качества вырабатываются у гражданина в процессе политической социализации? Что, по мнению автора, отличает понятие «политическая социализация» от понятий политического воспитания, образования, просвещения?

Задание 17
Спойлер
Примерный ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на её основе государства, закреплённым в политической культуре;
2) ответ на второй вопрос: законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре;
3) ответ на третий вопрос: оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные («внесистемные») влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего eгo политического мира.
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Большой спойлер
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
укажите не менее трёх основных признаков политической системы общества;
объясните связь политической культуры человека с выбором им форм политического участия. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Задание 18
Спойлер
Примерный ответ:
1)

Большой спойлер
Какие два ряда процессов при взаимодействии индивида с политической системой общества отмечены в тексте? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите по два примера реализации каждого из этих рядов процессов. (Сначала назовите ряд процессов, а затем приведите соответствующие примеры; всего приведите четыре примера. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание 19
Спойлер
Примерный ответ:
Правильный ответ должен содержать два ряда процессов и соответствующие примеры каждого ряда процесс, допустим:
1) воспроизводство политической системы / сохранение преемственности политической системы:
на уроках обществознания школьники страны Z изучают основы конституционного строя своей страны, права и обязанности её граждан;
в стране Z сложилась двухпартийная система; каждая из партий активно развивает молодёжные отделения, добиваясь вовлечения в политическую активность наибольшего числа молодых граждан;
2) становление личности гражданина:
гражданин А., желая улучшить жизнь в своём посёлке, выдвинул свою кандидатуру на выборах в орган местного, самоуправления;
гражданка Т., разочарованная в проводимом правительством политическом курсе, активно участвует в предвыборной кампании блока оппозиционных сил.

Могут быть приведены иные уместные примеры разного уровня конкретизации.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются).
Примеры без указания иллюстрируемого ряда процессов не засчитываются при оценивании

Большой спойлер
Автор упоминает преемственность поколений в политике. Используя обществоведческие знания, раскройте смысл выражения «преемственность поколений в политике». Приведите одно позитивное и одно негативное последствие такой преемственности.

Задание 20
Спойлер
Примерный ответ:
1) смысл выражения, например: сохранение в целом выбранного политического курса при передаче власти от политиков старшего поколения более молодым;
(Смысл выражения может быть раскрыт иначе.)
2) позитивное последствие, например: предсказуемость и эволюционный характер политического развития;
3) негативное последствие, например: возможность застоя, воспроизведение устаревших политических идей.
Могут быть приведены иные позитивные и/или негативные последствия

Большой спойлер
На графике изображено изменение ситуации на рынке мороженого. Линия спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике Р - цена товара; Q - количество товара.)

Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса? Сначала укажите любое одно обстоятельство (фактор), затем объясните его влияние на спрос (обязательно укажите характер изменения спроса). (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях обанкротится крупнейшая фирма – производитель мороженого?

Задание 21
Спойлер
Примерный ответ:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена увеличилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство/фактор с объяснением влияния): сезонность (например: в жаркий летний сезон традиционно повышается спрос на мороженое);
(Может быть названо и объясните другое обстоятельство / другой фактор.
Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
3) ответ на третий вопрос: банкротство крупнейшей фирмы – производителя мороженого приведёт к уменьшению предложения и увеличению его равновесной цены.
Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном однозначном указании изменения спроса и равновесной цены.
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Большой спойлер
В структуре экономики страны Z доля государственного сектора незначительна. Каждый собственник факторов производства вправе свободно распоряжаться ими, существует конкуренция производителей.
В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Эта система применяется как при выборах высших должностных лиц, так и при выборах коллегиальных органов власти (парламента). В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий; принцип разделения властей реализуется на практике.

К какому типу относится экономика государства Z? Какова форма правления государства Z? (Дайте полное название.) Какой политический режим установился в государстве Z? К какому типу относится избирательная система государства Z?

Задание 22
Спойлер
Примерный ответ:
1) ответ на первый вопрос: к рыночной экономике;
2) ответ на второй вопрос: президентская республика;
(Ответ «республика» не засчитывается.)
3) ответ на третий вопрос: демократический политический режим;
4) ответ на четвёртый вопрос: к мажоритарной избирательной системе.
Ответ на каждый из вопросов 1-4 засчитывается только при наличии правильного однозначного указания типа экономики, формы правления, политического режима, типа избирательной системы. Если в ответе на вопрос указано несколько типов, форм, режимов, то такой ответ на конкретный вопрос не засчитывается.
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа

Большой спойлер
Конституция Российской Федерации определяет нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три подтверждения этой характеристики.

(Каждое подтверждение должно 6ыть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 23
Спойлер
Примерный ответ:
Могут быть приведены такие подтверждения: согласно Конституции,
1) каждый имеет право на жизнь;
2) каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность;
3) каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Образование как социальный институт». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Задание 24
Спойлер
Примерный ответ:
План:


Другие планы находятся здесь.

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость непрерывного образования па протяжении всей жизни человека в современном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие функции выполняет современное школьное образование? (Назовите любые три функции.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию каждой из указанных в пункте 2) функций в Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

Задание 25
Спойлер
Примерный ответ:
1. Объяснение:


Большой спойлер
Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.

Начни подготовку с чистого листа вместе с нами!