Ниже приведён перечень факторов. Все они, за исключением двух, относятся к факторам интенсивного экономического роста.
1) повышение квалификации работников; 2) совершенствование организации производства; 3) использование большего количества рабочей силы; 4) использование инновационных технологий; 5) увеличение производительности труда; 6) вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земель.
Найдите два фактора, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.




Задание 1
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 36

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о традиционных духовных ценностях российского народа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Традиционные духовные ценности российского народа сформировались в период индустриализации.
2) К традиционным духовным ценностям россиян относят патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
3) Традиционные духовные ценности лежат в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства нашей страны.
4) Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных духовных ценностей россиян.
5) Одна из традиционных духовных ценностей российского народа индивидуализм, личный успех человека.




Задание 2
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 234

Маленький спойлер
Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 3

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

А) внедрение цифровых технологий во все сферы общественной жизни
Б) переход к массовому промышленному производству стандартизированной продукции
В) выдвижение на первый план сферы услуг
Г) доминирование религиозных ценностей
Д) общинный уклад, коллективизм




ТИПЫ ОБЩЕСТВ

1) традиционное (аграрное)
2) индустриальное
3) постиндустриальное (информационное)
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 32311

Маленький спойлер
Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Признаки, отражающие социальную природу человека». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.
1) потребность в уважении со стороны других людей
2) приспособление к условиям окружающей среды
3) общение с помощью словесной речи
4) стремление к самореализации в обществе
5) способность к продолжению рода
6) использование предметов, данных природой




Задание 4
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 134

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство в рыночной экономике является собственником всех производственных мощностей.
2) Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимодействие участников рынка.
3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.
4) Участие государства в экономической жизни обусловлено несовершенствами рынка.
5) Государство в условиях рынка располагает фискальными инструментами регулирования экономической жизни.




Задание 5
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 2345

Маленький спойлер
Установите соответствие между характеристиками и системами налогообложения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 6

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) единая фиксированная ставка налога
Б) тяжесть налогообложения увеличивается с ростом размеров ценности объекта налогообложения
В) определённый законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства
Г) ставка налогообложения остаётся неизменной независимо от размера дохода
Д) ставка налога снижается по мере уменьшения получаемых доходов




СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1) только пропорциональная
2) только прогрессивная
3) и пропорциональная, и прогрессивная

ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 12312

Маленький спойлер
Евгения Ильинична вкладывает свои сбережения в покупку ценных бумаг. Найдите в приведённом ниже списке ценные бумаги, которые она может приобрести в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) банкноты
2) инвестиционный пай паевого фонда
3) купюры
4) облигации
5) договор о страховании имущества
6) акции




Задание 7
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 246

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите. цифры, под которыми они указаны.
1) В основу деления общества на страты положены доход, профессия, образование.
2) Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуально-психологические особенности индивида.
3) Социальная стратификация отражает строение общества.
4) Изменение социального статуса индивида в процессе вертикальной мобильности называют социальной стратификацией.
5) Стратификационная структура общества отражает социальное неравенство людей.




Задание 8
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 135

Маленький спойлер
В ходе социологического опроса мужчинам и женщинам задавали вопрос: «Как Вам кажется, кому проще жить — людям, у которых есть моральные авторитеты, или людям, у которых таких авторитетов нет?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто считает, что проще жить людям, у которых есть моральные авторитеты, среди женщин больше, чем среди мужчин.
2) Равные доли опрошенных мужчин и женщин считают, что проще жить людям, у которых нет моральных авторитетов.
3) Доля тех, кто ответил на поставленный вопрос, что нет принципиальной разницы, среди мужчин больше, чем среди женщин.
4) Среди мужчин мнение о том, что проще жить тем людям, у которых нет моральных авторитетов, более популярно, чем мнение о том, что нет принципиальной разницы.
5) Четверть опрошенных женщин затруднилась ответить на поставленный вопрос.




Задание 9
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 124

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В демократическом обществе отсутствуют политические элиты.
2) Механизм пополнения или изменения состава политической элиты зависит от сложившегося политического (государственного) режима.
3) Политическая элита это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.
4) Политическая элита - это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв общества в целом.
5) Принятие политических решений в любом государстве осуществляется исключительно в интересах политической элиты.




Задание 10
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 234

Маленький спойлер
Государство Z включает в себя несколько субъектов, обладающих определённой самостоятельностью. Регулярно проходят всеобщие равные прямые, на основе тайного голосования выборы главы государства и парламента. В стране представлен широкий спектр политических идеологий, права и свободы граждан гарантированы законом. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) монархия
2) республика
3) федеративное государство
4) демократическое государство
5) тоталитарное государство
6) унитарное государство




Задание 11
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 234

Маленький спойлер
Согласно Конституции Российская Федерация - социальное государство. Выберите в приведённом списке положения, характеризующие социальное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2) В Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
3) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой.
4) В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
5) Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.




Задание 12
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 124

Маленький спойлер
Установите соответствие между предметами ведения, полномочиями и уровнями публичной власти в Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 13

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ

А) гражданство в Российской Федерации
Б) социальная защита, включая социальное обеспечение
В) охрана памятников истории и культуры
Г) амнистия и помилование
Д) федеральная государственная служба




УРОВНИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) исключительное ведение Российской Федерации
2) совместно Российская Федерация и субъекты Российской Федерации
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 12211

Маленький спойлер
Выберите верные суждения об административном праве в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с управленческой деятельностью.
2) К административным наказаниям относят исправительные и принудительные работы.
3) Административную юрисдикцию могут осуществлять только органы внутренних дел (полиция).
4) Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
5) К субъектам административных правонарушений применяются наказания менее суровые, чем уголовные наказания.




Задание 14
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 145

Маленький спойлер
Установите соответствие между правомочиями и участниками уголовного судопроизводства в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 15

ПРАВОМОЧИЯ

А) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет
Б) применять к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями закона
В) признать виновным в совершении преступления
Г) осуществлять от имени государства уголовное преследование
Д) осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия




УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) суд
2) прокурор
3) потерпевший

ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 31122

Маленький спойлер
Граждане России Алексей и Вероника накануне регистрации брака решили по обоюдному согласию заключить брачный договор. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить несколько пунктов. Запишите цифры, под которыми указаны эти пункты.
1) о разделении домашних бытовых обязанностей
2) о взаимной обязанности супругов сообщать друг другу содержание всей личной и деловой переписки
3) о способах участия в доходах друг друга
4) о порядке согласования супруги вопросов трудоустройства с супругом
5) о порядке несения каждым супругом семейных расходов
6) об установлении режима долевой собственности на загородный дом и гараж




Задание 16
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 124

Маленький спойлер
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

Текст к заданиям 17-20
Показать текст
Ответ на вопрос о распространённости политики в обществе прямо зависит от её трактовки, а также от конкретных типов общественных и политических систем. Из широкого понимания политики как любой деятельности и поведения, связанных с властью, авторитетом, организацией и управлением, логически следует, что она проникает во все области общественной жизни: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т. д. Как пишет известный американский политолог Роберт Даль, к политическим ассоциациям принадлежат не только такие организации, как государство и партии, но также профсоюзы, частные клубы, деловые предприятия, религиозные организации, группы граждан, дикие племена, кланы и даже отдельные семьи…
В то же время широкая трактовка политики таит в себе опасность затемнения её особенностей, растворения среди близких к политике по своей природе явлений — власти, социальной организации, управления, изучение которых — предмет специальных наук, соответственно: социологии власти, социологии организации, теории управления. Более конкретно критерии и границы политики определяет М. Вебер. Он пишет: «Ассоциация может быть названа политической, если выполнение её распоряжений постоянно осуществляется на определённой территории под угрозой или с применением принуждения со стороны административного органа».
Таким образом, Вебер ограничивает критерии политического постоянством власти, её распространением на определённую территорию, наличием специальных органов принуждения. Нетрудно заметить, что политика связывается Вебером с общегосударственным (макро)уровнем её функционирования…
Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров, она затрагивает интересы· всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Политика — это инструмент сознательного саморегулирования общества. Поэтому она может распространяться на самые различные общественные явления, как на те, которые требуют постоянного властного регулировалия (например, охрана безопасности граждан, общественного порядка, развитие международных связей и т. д.), так и на те, которые временно приобретают политическую значимость (например, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий).
Охватывая многие экономические, культурные, религиозные и другие явления, политика не подменяет их, а придаёт им особый аспект — делает их объектом воздействия публичной власти…
Многоаспектность различных общественных объединений объясняется в конечном счёте многообразием качеств и социальных ролей человека.
(В. П. Пугачёв, А. И. Соловьёв)

Какое широкое понимание политики приведено в тексте? В чём, по мнению авторов, опасность такого понимания? Какие три критерия политического предложены М. Вебером?

Задание 17
Спойлер
Примерный ответ:
1) любая деятельность и поведение, связанные с властью, авторитетом, организацией и управлением;
2) затемнение особенностей политики, растворение её среди близких к политике по своей природе явлений — власти, социальной организации, управления, изучение которых — предмет специальных наук;
3) ответ на третий вопрос: постоянство власти, её распространение на определённую территорию, наличие специальных органов принуждения.
Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании трёх критериев при отсутствии неверных позиций.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Большой спойлер
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков политической системы общества; объясните связь любой из указанных в тексте особенностей политики с развитием общества. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Задание 18
Спойлер
Примерный ответ:
1) – упорядоченная совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением политической власти;
– организованность на нормативно-ценностной основе;
– включает в себя политические институты и формы их взаимодействия;
– обеспечивает определение целей общественного развития и управление общественными делами.

2)

Большой спойлер
Чем авторы объясняют многоаспектность различных общественных объединений? Проиллюстрируйте тремя примерами это объяснение авторов. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

Задание 19
Спойлер
Примерный ответ:
1) объяснение: многообразием качеств и социальных ролей человека;
2) примеры, допустим:
- одной из базовых социальных ролей человека является роль потребителя, в стране Z существуют многочисленные организации защиты прав потребителей;
- граждане реализуют свои политические права, Аркадий вступил в политическую партию;
- свободу вероисповедания граждане реализуют, участвуя в различных религиозных организациях: Макар — православный, Рустам — мусульманин.
Могут быть приведены другие примеры различной степени конкретизации.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются)

Большой спойлер
Какие сферы общественной жизни (социальные процессы, .явления), по Вашему мнению, должны быть в наибольшей степени защищены от политического воздействия? Укажите три сферы (процесса, явления) и в каждом случае объясните своё мнение.

Задание 20
Спойлер
Примерный ответ:
1) религиозная сфера (вопросы религиозной веры — сфера свободного самоопределения человека, политическое принуждение не может привести человека к искренней вере или
атеизму) ;
2) процессы, связанные с культурным творчеством (в культурном творчестве ценны свобода и разнообразие художественных идей, приёмов, а не пропаганда определённых политических идей);
3) экономические процессы (рынок должен оставаться преимущественно саморегулирующейся системой, следование политической конъюнктуре может привести к экономическому кризису, дезорганизации экономических связей).
Могут быть указаны другие сферы (процессы, явления), даны иные объяснения

Большой спойлер
На графике изображено изменение ситуации на рынке услуг профессиональных фотографов. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D 1 при неизменном предложении S. (На графике Р — цена услуги; Q — объём услуги.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать измене:аие спроса? Сначала укажите любое одно обстоятельство (фактор), затем объясните его влияние на спрос (обязательно укажите характер изменения спроса).
(Объяснение должно быть дано примепительпо к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях появятся новые профессиональные фотостудии?

Задание 21
Спойлер
Примерный ответ:
1) равновесная цена увеличилась
2) мода (например: стало модным делать профессиональные фотографии различных торжественных событий и фотосессии к праздникам, что привело к росту спроса на услуги профессиональных фотогафов);
Может быть названо и объяснено другое обстоятельство/фактор.
Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
3) появление новых фотостудий приведёт к увеличению предложения услуг фотографов и уменьшению равновесной цены.
Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном однозначном указании изменения спроса и равновесной цены.
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Большой спойлер
В государстве Z развиваются современные технологии, возрастает роль непрерывного образования, развивается сфера услуг и происходит внедрение робототехники в производство. В результате внедрения новых технологий значительная часть низкоквалифицированных рабочих промышленных предприятий потеряли работу. Недовольные рабочие решили провести согласованный митинг, целью которого было привлечение внимания государства к проблеме безработицы. Рабочих поддержала проигравшая на предыдущих выборах политическая партия, противостоящая политическому курсу правительства государства Z.

К какому типу относится общество государства Z? Какой тип безработицы описан в условии задания? К какой группе прав и свобод человека и гражданина относится право проводить митинги? К какому виду /типу (по участию во власти) относится партия, поддержавшая рабочих?

Задание 22
Спойлер
Примерный ответ:
1) постиндустриальное/информационное;
2) структурная безработица;
3) политические;
4) оппозиционная.
Ответ на каждый из вопросов 1-4 засчитывается только при наличии правильного однозначного указания типа общества, типа безработицы, группы прав, вида/типа партии. Если в ответе на вопрос указано несколько различных типов, групп и т. п., то такой ответ на конкретный вопрос не засчитывается

Большой спойлер
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина.
На основе положений Конституции объясните смысл следующих характеристик нашего государства: 1) государство с республиканской формой правления; 2) суверенное государство; 3) светское государство.
(Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 23
Спойлер
Примерный ответ:
1) государство с республиканской формой правления, например: глава государства — Президент Российской Федерации — избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
2) суверенное государство, например: суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию / Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации / Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории;
3) светское государство, например: в Российской Федерации никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной / религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом .
Могут быть приведены другие объяснения в соответствии с требованием задания. Засчитываются только объяснения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве объяснения) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Механизмы социального контроля». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Задание 24
Спойлер
Примерный ответ:
План: Механизмы социального контроля
1. Элементы социального контроля
а) социальные нормы;
б) социальные санкции.
2. Формы социального контроля
а) внутренний (самоконтроль);
б) внешний (формальный и неформальный).
3. Функции социального контроля
а) регулирование общественных отношений;
б) социализация индивидов;
в) обеспечение стабильности общества;
г) интегративная (обеспечение единства и сплоченности общества) и т.д.
4. Виды социальных норм
а) нормы морали;
б) нормы права;
в) обычаи;
г) традиции и др.
5. Виды социальных санкций
а) формальные и неформальные;
б) позитивные и негативные.
6. Девиантное поведение.


Другие планы находятся здесь.

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Объясните взаимосвязь процессов социализации индивидов и механизмов социального контроля. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания
в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Кто является агентами первичной социализации? (Назовите любые три агента первичной социализации.)
3) В качестве примеров приведите по одному факту из российской действительности, иллюстрирующему социализирующее воздействие на индивида каждого из указанных в пункте 2) агентов первичной социализации. (каждый пример должен быть сформулирован, развёрнуто. Примеры не должны дублировать друг друга по содержанию.)

Задание 25
Спойлер
Примерный ответ:
1. Объяснение:
В процессе социализации индивид усваивает социальные нормы. Механизмы социального контроля помогают ему определить, насколько его деятельность соответствует общепринятым нормам. В случае нарушения норм вступают в действие социальные санкции, которые помогают индивиду скорректировать свое поведение.

2) Агенты первичной социализации:
1. Семья.
2. Одноклассники.
3. Друзья.
3) Примеры, иллюстрирующие социализирующее воздействие агента на индивида:

1. Семья. Перед посещением цирка папа объяснил шестилетней Маше, что во время представления нельзя бегать, громко кричать и мешать другим зрителям. Маша стала вести себя тихо. (Усвоение правил поведения в общественном месте).
2. Одноклассники. Алевтина вместе со своим классом участвует в экологическом проекте по раздельному сбору мусора. В совместной работе ребята нашли способы, как оптимально распределить обязанности, контролировать результаты деятельности своих товарищей, как выбирать и слушаться лидеров. (Усвоение навыков коллективной работы).
3. Друзья. Андрей отправился со своими друзьями в поход, где они научили его ставить палатку, разжигать костер и готовить походную еду. (Усвоение полезных практических навыков).

Большой спойлер
Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.

Начни подготовку с чистого листа вместе с нами!