Ниже приведён перечень мер. Все они, за исключением двух, согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации относятся к мерам пресечения.

1) обязательные работы; 2) личное поручительство; 3) подписка о невыезде; 4) пожизненное лишение свободы; 5) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; 6) запрет определённых действий.

Найдите две меры, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.




Задание 1
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 14

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Нравственность выражает дух эпохи и тесно связана с условиями жизни.
2) Достоинство – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.
З) Нормы морали и нормы права фиксируются в нормативных актах.
4) При помощи морали общество оценивает практические действия людей.
5) Мораль представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством.




Задание 2
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 124

Маленький спойлер
Установите соответствие между действиями и элементами статуса обучающегося в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 3

ДЕЙСТВИЯ

А) выбирать образовательную организацию после получения основного общего образования или после достижения 18 лет
Б) обучаться по индивидуальному учебному плану
В) выполнять требования устава образовательной организации
Г) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья
Д) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации




ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) академические права
2) обязанности
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 32311

Маленький спойлер
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Факторы глобализации». Один из слайдов называется «Технологические факторы глобализации». Что из перечисленного следует включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

1) унификация вкусов людей
2) появление микропроцессоров и новых средств коммуникации
3) ослабление национальных традиций
4) разрушение патриархальных семейных связей
5) прогресс на транспорте («сжатие расстояний»)
6) увеличение скорости передачи информации




Задание 4
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 256

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В Российской Федерации налог на доходы физических лиц относится к местным налогам.
2) Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3) Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платёжеспособный спрос населения.
4) В Российской Федерации земельный налог относится к региональным налогам.
5) Характерными чертами налога как платежа являются: обязательность, индивидуальная безвозмездность, направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.




Задание 5
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 235

Маленький спойлер
Установите соответствие между примерами и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 6

ПРИМЕРЫ

А) Рынок услуг мобильной связи поделён между тремя крупными компаниями, другие производители не представлены.
Б) Железнодорожными перевозками занимается только одна компания.
В) Государство является единственным производителем военной техники.
Г) На рынке детских товаров действуют как крупные, так и малые фирмы, которые могут отчасти контролировать цены на свою продукцию.
Д) Можно встретить и широко известные клиники, и совсем новые медицинские учреждения, предлагающие разнообразные медицинские услуги.




ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ (КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ)

1) монополистическая конкуренция
2) олигополия
3) монополия


ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 23311

Маленький спойлер
Фирма «Красавица» производит трикотажные изделия. Найдите в приведённом ниже списке примеры переменных издержек этой фирмы в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) издержки на приобретение сырья
2) арендная плата за офис фирмы
3) издержки на выплату окладов сотрудникам администрации
4) издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту
5) издержки на выплату сдельной заработной платы работников
6) оплата потреблённой электроэнергии




Задание 7
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 156

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Совокупность всех социальных перемещений индивида или группы входит в понятие социальной мобильности.
2) Социальная мобильность может быть связана с приобретением или потерей собственности.
3) Социальная мобильность предполагает только перемещение по вертикали.
4) К каналам социальной мобильности относят институт образования.
5) Межпоколенная социальная мобильность – это ситуация, при которой один и тот же человек, вне сравнения с его родителями, несколько раз на протяжении жизни меняет свои позиции в обществе.




Задание 8
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 124

Маленький спойлер
В ходе социологического опроса совершеннолетним юношам и девушкам задавали вопрос: «Кто в современном обществе имеет больше шансов добиться карьерного роста?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Равные доли опрошенных юношей и девушек затруднились с ответом.
2) Доля тех, кто считает, что больше шансов добиться карьерного роста у мужчин, среди юношей меньше, чем среди девушек.
3) Доля тех, кто отметил, что шансы добиться карьерного роста в современном обществе равны, среди юношей больше, чем среди девушек.
4) Среди юношей мнение о преимуществе шансов мужчин менее популярно, чем мнение о преимуществе шансов женщин.
5) Четверть опрошенных девушек ответила, что женщины имеют больше шансов добиться карьерного роста, чем мужчины.




Задание 9
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 235

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одна из функций политической системы общества – развитие коммуникации между субъектами политики.
2) На развитие политической системы общества среди прочих факторов влияют традиции политических отношений.
3) Политическая система общества обеспечивает интеграцию и мобилизацию общества для решения определённых задач.
4) Нормативная подсистема политической системы общества включает государство, партии, общественно-политические движения.
5) Культурно-идеологическая подсистема политической системы общества представляет собой совокупность связей и взаимодействий между субъектами политики.




Задание 10
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 123

Маленький спойлер
Государство объединяет несколько штатов, имеющих свои парламенты, правительства и законодательство. В государстве периодически проводятся конкурентные выборы в парламент, который формирует правительство из представителей победившей политической партии (блока партий). Депутаты парламента избирают президента, выполняющего представительные функции. Выберите в приведённом ниже списке характеристики формы этого государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) президентская республика
2) унитарное государство
З) демократическое государство
4) парламентская республика
5) авторитарное правление
6) федеративное государство




Задание 11
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 346

Маленький спойлер
Согласно Конституции Российская Федерация – светское государство. Выберите в приведённом списке положения, характеризующие светское государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2) В Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
З) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
4) В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
5) Каждому гарантируется свобода совести.




Задание 12
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 135

Маленький спойлер
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 13

ПОЛНОМОЧИЯ

А) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации
Б) управление федеральной собственностью
В) осуществление мер по поддержке добровольческой (волонтёрской) деятельности
Г) объявление амнистии
Д) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации




СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) Конституционный Суд Российской Федерации
2) Государственная Дума
3) Правительство Российской Федерации


ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 23321

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о правоохранительных органах Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правоохранительные органы – это группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.
2) Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями.
3) Полиция осуществляет надзор за исполнением законов.
4) Нотариусы участвуют в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственных обвинителей.
5) Правоохранительные органы Российской Федерации выполняет свою задачу посредством применения соответствующих мер согласно закону с соблюдением предусмотренных нормами права процедур.




Задание 14
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 125

Маленький спойлер
Установите соответствие между обстоятельствами и общими основаниями прекращения трудового договора в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 15

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

А) ликвидация организации
Б) сокращение штата работников организации
В) однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей
Г) неизбрание на должность
Д) дисквалификация




ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

1) обстоятельства, не зависящие от воли сторон
2) расторжение трудового договора по инициативе работодателя


ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 22211

Маленький спойлер
Артур, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил вступить в российское гражданство. При каких условиях Артур может обратиться с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации по общему правилу? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия.

1) владение русским языком
2) наличие родственников в Российской Федерации
З) наличие собственности в Российской Федерации
4) наличие среднего общего образования
5) знание истории России и основ законодательства Российской Федерации
б) обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации




Задание 16
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 156

Маленький спойлер
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

Текст к заданиям 17-20
Показать текст
Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать, в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»...
В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.
Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развившееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью вашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолётом? ...Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.
Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, – это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно… По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе ...
(М. Фридман)

Какие три «области экономики», в которых возникают затруднения, связанные с пониманием свободы, упомянуты в тексте? Что автор думает по поводу состояния абсолютной свободы? Как он поясняет своё мнение?

Задание 17
Спойлер
Примерный ответ:
1) ответ на первый вопрос:
- конфликт между свободой объединений и свободой конкуренции;
- определение прав собственности;
- денежная система;
(Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании трёх «областей экономики» при отсутствии неверных позиций.)
2) ответ на второй вопрос: абсолютной свободы не бывает;
3) ответ ва третий вопрос: свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Большой спойлер
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
укажите не менее трёх основных признаков предпринимательства как экономической деятельности;
объясните связь свободного предпринимательства и производства. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Задание 18
Спойлер
Примерный ответ:
1)

Большой спойлер
Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства. (Каждый пример должен 6ыть сформулирован развёрнуто.)

Задание 19
Спойлер
Примерный ответ:
В правильном ответе должны быть указаны направления и приведены соответствующие примеры, допустим:
1) государство имеет исключительное право эмиссии денег (например, Центральный банк выпустил в оборот новую купюру в 5000 единиц и изъял из обращения мелкие монеты);
2) государство осуществляет денежно-кредитную политику (например, в условиях перепроизводства Центральный банк повысил учётную ставку рефивавсировавия).

Могут быть указаны другие направления, приведены иные примеры
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются).
Примеры без указания иллюстрируемого ряда процессов не засчитываются при оценивании

Большой спойлер
Автор пишет об опасности расширения государственных полномочий в экономической сфере. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку этого тезиса. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Задание 20
Спойлер
Примерный ответ:
Могут быть приведены следующие аргументы:
1) активное государственное регулирование подрывает основы рыночной конкуренции;
2) активное государственное регулирование может дезорганизовать рыночное ценообразование;
3) прямое государственное регулирование экономики в принципе не может быть эффективным, так как государство не имеет возможности оперативно получать информацию об экономической ситуации, которая меняется очень быстро.

Могут быть приведены другие аргументы.
Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются при оценивании)

Большой спойлер
На графике изображено изменение в стране Z ситуации на рынке туристических путёвок на зарубежные морские курорты. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике Р - цена услуги; Q - количество услуг.)

Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса? Сначала укажите любое одно обстоятельство (фактор), затем объясните его влияние на спрос (обязательно укажите характер изменения спроса). (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях в различных странах будут вводиться законодательные ограничения в сфере туризма в связи с распространением новой коронавирусной инфекции?

Задание 21
Спойлер
Примерный ответ:
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена увеличилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство/фактор с объяснением влияния): рост цены на взаимозаменяемые товары (например: выросли цены на путешествия и отдых внутри страны Z, что привело к росту спроса на туристические путёвки на зарубежные морские курорты);
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор. Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
3) ответ на третий вопрос: введение в различных странах законодательных ограничений в сфере туризма приведёт к уменьшению предложения в стране Z туристических путёвок на зарубежные морские курорты и увеличению их равновесной цены.
Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном однозначном указании изменения спроса и равновесной цены.
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Большой спойлер
В системе школьного образования государства Z основной акцент сделав на формирование системы объективных, достоверных знаний о природе, обществе, человеке, находящей выражение в системе ценностей и идеалов личности, при этом особое внимание уделяется таким учебным предметам, как химия, физика и биология. В период с 2005 по 2025 г. в школах ежегодно на 15 % росла доля обучающихся, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие способностей учеников, сохранение и укрепление их здоровья, а также отмечают, что образование успешно выполняет функции социального лифта.

К какой группе (какому типу) учебных предметов и почему относят химию, физику и биологию? Как Вы думаете, формированию мировоззрения какого типа (вида) способствует прежде всего система образования государства Z? Какая тенденция образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) В чём может проявляться функция образования как социального лифта?

Задание 22
Спойлер
Примерный ответ:
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
к естественным наукам / предметам естественно-научного цикла;
они изучают природу, объекты и явления, имеющие естественное/природное происхождение;
(Ответ на первый вопрос засчитывается только в том случае, если указаны оба аспекта вопроса при отсутствии неверных позиций.)
2) ответ на второй вопрос: научного мировоззрения;
3) ответ на третий вопрос: гуманизация образования;
(Ответ на каждый из вопросов 2, 3 засчитывается только при наличии правильного однозначного указания типа (вида) мировоззрения и тенденции образования. Если в ответе на вопрос указано несколько типов (видов) и тенденций, то такой ответ на конкретный вопрос не засчитывается.)
4) ответ на четвёртый вопрос: наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам страны Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии.
Ответы на вопросы могут быть даны в других, близких по смыслу формулировках

Большой спойлер
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина.
На основе положений Конституции объясните смысл следующих характеристик нашего государства: 1) федеративное государство; 2) республиканская форма правления; 3) наличие условий для свободной экономической деятельности.

(Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 23
Спойлер
Примерный ответ:
1) федеративное государство, например: Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации;
2) государство с республиканской формой правления, например: глава государства – Президент Российской Федерации – избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
3) наличие условий для свободной экономической деятельности, например: в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности / в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности

Могут быть приведены другие объяснения в соответствии с требованием задания.
Засчитываются только объяснения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве объяснений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право как социальный институт». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Задание 24
Спойлер
Примерный ответ:
План:


Другие планы находятся здесь.

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие обязанности гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации? (Назовите любые три конституционные обязанности.)
З) Для каждой из указанных в пункте 2) обязанностей приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию принципа единства прав и обязанностей гражданина. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание 25
Спойлер
Примерный ответ:
1. Объяснение:


Большой спойлер
Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.

Начни подготовку с чистого листа вместе с нами!