Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам общественного прогресса.

1) развитие; 2) изменение; 3) деградация; 4) движение от менее совершенного к более совершенному; 5) качественное улучшение ряда показателей; 6) утрата способности к выполнению ряда важных функций.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.




Задание 1
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 36

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о биосоциальной сущности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.
2) Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.
З) К социальным потребностям человека относят потребность в общении.
4) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.
5) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.




Задание 2
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 1235

Маленький спойлер
Установите соответствие между действиями и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 3

ДЕЙСТВИЯ

А) выявление и объяснение закономерностей
Б) сбор фактов
В) описание наблюдаемых явлений
Г) формулирование научной проблемы
Д) выдвижение гипотез




УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1) эмпирический
2) теоретический




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 21122

Маленький спойлер
В ходе социологического опроса было установлено, что в стране Z в период с 2014 по 2024 г. на 25 % выросла доля учащихся, воспользовавшихся своим правом выбора наиболее удобной формы обучения. Какие из перечисленных фактов позволяют сделать вывод о тенденции гуманизации образования в стране Z?

1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) особое внимание к развитию личности ребёнка
4) компьютеризация образовательного процесса
5) ориентация на интересы и способности ученика
6) применение технологий, сберегающих здоровье




Задание 4
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 356

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Безработицей называют превышение спроса на рабочую силу над её предложением.
2) По характеру причин различают галопирующую, фрикционную и циклическую безработицу.
3) Фрикционная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса.
4) Естественный уровень безработицы уровень безработицы при полной занятости, равный количеству незанятых как при фрикционной, так и при структурной безработице.
5) Циклическая безработица возникает в период экономического спада.




Задание 5
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 45

Маленький спойлер
Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 6

ПРИМЕРЫ

А) налог на доходы физических лиц
Б) транспортный налог
В) налог на имущество физических лиц
Г) торговый сбор
Д) водный налог




ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) федеральные
2) региональные
3) местные




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 12331

Маленький спойлер
Владельцы фирмы планируют расширение производства. Что из приведённого ниже они могут использовать как источники финансирования своего предприятия? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) повышение производительности труда
2) прибыль от реализации продукции предприятия
3) совершенствование производственных технологий
4) привлечение кредитов
5) налоговые отчисления
6) выпуск и размещение акций предприятия




Задание 7
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 246

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о социальной роли индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальная роль – модель поведения индивида, ориентированная на определённый статус.
2) Все социальные роли индивида обусловлены социальным неравенством.
3) Социальная роль объективно задана социальной позицией личности.
4) Исполнение человеком социальной роли имеет индивидуальную окраску.
5) Все социальные роли людей строго формализованы.




Задание 8
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 134

Маленький спойлер
В ходе социологических опросов совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, должна сделать до 30 лет современная женщина?» (Можно было выбрать несколько ответов.)
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто отметил, что современная женщина должна к 30 годам получить образование, среди юношей больше, чем среди девушек.
2) Среди юношей доля тех, кто ответил, что современная женщина должна к 30 годам сделать карьеру, меньше, чем доля тех, кто ответил, что современная женщина должна к 30 годам создать свой бизнес.
3) Доля тех, кто указал, что современная женщина должна к 30 годам вступить в брак, среди девушек больше, чем среди юношей.
4) Среди девушек доля тех. кто ответил, что современная женщина должна к 30 годам сделать карьеру, больше, чем доля тех, кто ответил, что современная женщина должна к 30 годам создать свой бизнес.
5) Доля тех, кто отметил, что современная женщина должна к 30 годам родить детей, среди девушек больше, чем среди юношей.




Задание 9
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 345

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и лидерах. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Любой политический лидер своей деятельностью подкрепляет авторитет государственной власти.
2) В зависимости от способа легитимации власти выделяют демократический и харизматический типы лидерства.
3) Политическое лидерство – это способность определённого лица решающим образом постоянно влиять на всё общество, группу, организацию.
4) Лидеры (как и элиты) бывают общенациональными, региональными, местными.
5) Национальный политический лидер выступает как гарант справедливости, законности и порядка.




Задание 10
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 345

Маленький спойлер
Макар – 25-летний гражданин Российской Федерации. Какие из приведённых позиций характеризуют возможные формы его участия в политической жизни страны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) уплата налогов
2) выдвижение кандидатом в депутаты Государственной Думы
3) регистрация собственности на жильё
4) членство в политической партии
5) голосование на референдуме
6) заключение трудового договора




Задание 11
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 245

Маленький спойлер
Согласно Конституции Российской Федерации, наша страна является правовым государством. Выберите в приведённом ниже списке черты, характеризующие правовое государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) верховенство права
2) взаимная ответственность государства и граждан
3) обеспечение государственной поддержки семьи
4) укрепление обороноспособности страны
5) равноправие и равенство всех граждан перед законом




Задание 12
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 125

Маленький спойлер
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 13

ПОЛНОМОЧИЯ

А) решение вопросов предоставления политического убежища
Б) осуществление помилования
В) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу
Г) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти
Д) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации




СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) Президент Российской Федерации
2) Конституционный Суд Российской Федерации
3) Совет Федерации




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 11223

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о гражданском праве в Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1) К способам защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, относят взыскание неустойки, компенсацию морального вреда.
2) Гражданское право включает в себя систему правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.
3) Объекты гражданских прав не могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
4) В основе взаимоотношений субъектов – частный интерес и автономная воля каждого участника возникших правоотношений.
5) К объектам гражданских правоотношений относятся нематериальные блага.




Задание 14
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 145

Маленький спойлер
Установите соответствие между функциями и государственными органами, которые их осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 15

ФУНКЦИИ

А) борьба с уличной преступностью
Б) разрешение правовых споров между фирмами
В) контроль за соблюдением законности всеми участниками общественной жизни
Г) вынесение решения или приговора
Д) поддержание государственного обвинения в уголовном процессе




ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

1) суд
2) прокуратура
3) полиция




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 31212

Маленький спойлер
Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществознания по теме «Юридическая ответственность». Один из слайдов называется «Виды дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе Российской Федерации».
Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны дисциплинарные взыскания.

1) выговор
2) административный штраф
3) замечание
4) ограничение свободы
5) обязательные работы
6) увольнение по соответствующим основаниям




Задание 16
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 136

Маленький спойлер
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

Текст к заданиям 17-20
Показать текст
Потребность в жилье, в пище и её приготовлении, надобность в одежде и множестве других вещей, которые имеют характер не только простой желательности, но и необходимости, приводят к тому, что жизнь человека чрезвычайно сложна. При этом человек привносит многообразие в свои потребности, а по мере того, как вкус полезность становятся критериями оценки, и сами потребности оказываются подчинены вкусам. Удовлетворение потребности в конечном счёте нацелено уже не на саму по себе потребность, а на вкусовые утончённости, характерные для культуры и даже моды, что, в свою очередь, порождает особые желания, а их великое множество. Когда люди привыкают к тому, чтобы пользоваться многим, у них это многообразие желаемого стремится куда-то в бесконечность.
Так разрастается сфера услуг для удовлетворения всевозможных желаний и прихотей. Потребности и средства их удовлетворения становятся бытием для каждого. Всё это порождает определённую сферу взаимоотношений людей: необходимость одних людей ориентироваться на других, которые могут доставить им средства для удовлетворения их потребностей. Получая нужное мнe от других, я должен производить нечто, что нужно им. Так ткётся паутина хозяйственной жизни, где нити одних переходят к другим и, наоборот, завязываются узелки экономической жизни общества, а её стержнем являются потребности и труд.
Таким образом, всю историю цивилизации можно рассматривать как постоянную деятельность людей, ориентированную на достижение материальных и духовных благ. Всякий нравственно оправданный успех в жизни есть успех труда. В конечном счёте всем, что человек потребляет, он обязан самому себе, своей собственной деятельности. Труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других.
Труд – это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Он порождает мир культуры, её ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена культуры.
Здесь мало «мочь», здесь надо совершить и создать; мало говорить пустые слова «я мог бы, если бы захотел», надо захотеть и осуществить, «показать себя на деле». А для этого необходимо мастерство. Неумелый человек, по словам Гегеля, всегда производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин своей собственной деятельности, тогда как умелым может быть назван рабочий, который производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельности противодействия цели. В этом то человек и находит признание со стороны других и самопризнание: он законно гордится своим делом в виде его результатов. В этом и заключается суть феномена вложенного труда.
(По А. Г. Спиркину)

Что, по мнению автора, является стержнем экономической жизни общества? Как автор определил роль обмена в общественной жизни? Какая характеристика умелого рабочего приведена в тексте?

Задание 17
Спойлер
Примерный ответ:
1) ответ на первый вопрос: потребности и труд;
2) ответ на второй вопрос: получая нужное мне от других, я должен производить нечто, что нужно им, ИЛИ труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других;
3) ответ ва третий вопрос: производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельности противодействия цели.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Большой спойлер
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
укажите не менее трёх основных признаков деятельности как способа активности человека;
объясните связь любой из указанных автором особенностей труда с процессами социализации личности. (Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Задание 18
Спойлер
Примерный ответ:
1)

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите три вида потребностей и приведите примеры, иллюстрирующие удовлетворение конкретных потребностей каждого вида в процессе трудовой деятельности. (В каждом случае сначала назовите вид потребности, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание 19
Спойлер
Примерный ответ:
В правильном ответе должны быть следующие элементы (виды и примеры):
1) биологические потребности (например, инженер Дмитрий получает за свой труд заработную плату, часть которой он тратит на приобретение продуктов);
2) социальные потребности (например, бухгалтер Анна стремится сделать карьеру, поэтому она регулярно посещает курсы повышения квалификации, знакомится с новыми технологиями);
З) идеальные (духовные) потребности (например, только начав преподавать обществознание в школе, Алексей смог оценить, себя как работника, определить свои приоритеты и личностные качества).
Могут быть приведены другие примеры.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

Большой спойлер
Автор констатирует, что на определённом этапе общественного развития потребности людей оказываются подчинены вкусам, а многообразие желаемого стремится к бесконечности. Используя обществоведческие знания, сформулируйте суждения о двух позитивных и двух негативных последствия этих процессов. (Всего четыре суждения.) (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённые предложения).

Задание 20
Спойлер
Примерный ответ:
1) о позитивных последствиях, например:
люди могут в полной мере, с учётом индивидуальных запросов, склонностей, вкусов, удовлетворить свои желания;
интенсивно работает творческая мысль производителей благ, художников, дизайнеров и т.п..;
2) о негативных последствиях, например:
неэффективно расходуются ограниченные ресурсы общества;
у многих людей формируются мнимые потребности, удовлетворение которых причиняет вред физическому и (или) нравственному здоровью этих людей.
Могут быть сформулированы другие суждения.
Засчитываются только суждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова или словосочетания не засчитываются в качестве суждений)

Большой спойлер
На графике изображено изменение ситуации на рынке услуг подготовки школьников к итоговой аттестации (репетиторских услуг). Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике Р - цена услуги; Q - объём услуги.)

Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения? Сначала укажите любое одно обстоятельство (фактор), затем объясните его влияние на предложение (обязательно укажите характер изменения предложения). (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях увеличится число школьников, остающихся учиться в старших классах и планирующих последующее поступление в вуз?

Задание 21
Спойлер
Примерный ответ:
1) ответ в.а первый вопрос: равновесная цена увеличилась:
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство/фактор с объяснением влияния): изменение законодательства (например: законодательное введение процедуры лицензирования лиц и организаций, предоставляющих риэлторские услуги, привело к уходу многих лиц и организаций с рынка и уменьшению предложения репетиторских услуг);
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор.
Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
З) ответ на третий вопрос: увеличение числа школьников приведёт к росту спроса на репетиторские услуги по подготовке к итоговой аттестации и увеличению равновесной цены этих услуг.
Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном однозначном указании изменения спроса и равновесной цены.
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Большой спойлер
В государстве Z правительство формируется партией (партийной коалицией), получившей на выборах в Законодательное собрание большинство голосов, участие независимых, беспартийных кандидатов в выборах не предусмотрено. Абсолютное большинство мест в парламенте государства Z принадлежит партии, которая провозглашает главенство общих интересов над частными, выступает за установление социального равенства и справедливости, построение социально ориентированного, правового государства. Гражданин N был избран руководителем регионального отделения данной партии. Он уделяет большое внимание работе с избирателями, и за время его руководства региональным отделением число сторонников партии в регионе увеличилось в 5 раз.

К какому типу относится демократическая избирательная система государства Z? Какой идеологии придерживаются сторонники партии, имеющей абсолютное большинство мест в парламенте государства Z? К какому типу в зависимости от способа легитимации (узаконения) власти можно отнести лидерство гражданина N? Какую функцию партии иллюстрирует описанная в условии деятельность гражданина N на посту руководителя регионального отделения?

Задание 22
Спойлер
Примерный ответ:
1) ответ на первый вопрос: пропорциональная избирательная система;
2) ответ на второй вопрос: социалистическая идеология;
3) ответ на третий вопрос: легальный / рационально-легальный / рациональный;
4) ответ на четвёртый вопрос: функцию политической мобилизации.
Ответ на каждый из вопросов 1-4 засчитывается только при наличии правильного однозначного указания типа избирательной системы, идеологии, типа лидерства, функции партии. Если в ответе на вопрос указано несколько различных типов, идеологий, функций, то такой ответ на конкретный вопрос не засчитывается.
Ответы на вопросы могут быть даны в других, близких по смыслу формулировках

Большой спойлер
Конституция Российской Федерации гарантирует поддержку гражданам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано н:ак распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 23
Спойлер
Примерный ответ:
Могут быть приведены такие подтверждения: Конституция устанавливает/гарантирует:
1) право каждого на защиту от безработицы;
2) социальное обеспечение гражданина в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;
3) право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Объекты микроэкономики». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализцрованноzо пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Задание 24
Спойлер
Примерный ответ:
План:


Другие планы находятся здесь.

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, факты общественной, жизни и личный социальный опыт выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость участия государства в современной экономике. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Что относят к общественным благам? (Назовите любые три общественных блага.)
З) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему потребление каждого из указанных в пункте 2) общественных благ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных признака общественного блага.)

Задание 25
Спойлер
Примерный ответ:
1. Объяснение:


Большой спойлер
Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.

Начни подготовку с чистого листа вместе с нами!