Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к юридическим основаниям прекращения трудового договора в Российской Федерации.

1) соглашение сторон; 2) ежегодный отпуск; 3) инициатива работника; 4) истечение срока договора; 5) неизбрание на должность; 6) рождение ребёнка.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.




Задание 1
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 26

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств познаваемых объектов.
2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.
3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.
4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.




Задание 2
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 123

Маленький спойлер
Установите соответствие между способами решения и видами (типами) глобальных проблем (в зависимости от сферы общественной жизни): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 3

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

А) борьба с наиболее опасными заболеваниями
Б) обеспечение ненасильственного безъядерного мира
В) развитие энергетического потенциала
Г) рациональное использование природных ресурсов
Д) борьба с международным терроризмом




ВИДЫ (ТИПЫ) ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ)

1) социальные
2) экономические
3) политические




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 13223

Маленький спойлер
Французский философ-просветитель Д. Дидро так раскрывал сущность одной из основных философских категорий: «соответствие наших суждений созданиям природы». О какой философской категории идёт речь и каковы её основные характеристики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) субъективность
2) объективность
3) сознание
4) истина
5) ритуальность
6) конкретность




Задание 4
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 246

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Налоги наполняют государственный бюджет и позволяют оплачивать расходы государства.
2) К косвенным налогам относят налог на доходы физических лиц.
3) Налоги направляются на поддержку малообеспеченных слоёв общества за счёт частичного перераспределения средств.
4) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер.
5) Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика.




Задание 5
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 135

Маленький спойлер
Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 6

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Никто из участников рывка не может контролировать рыночные цены.
Б) Множество разных фирм производят и предлагают одинаковую продукцию.
В) Рыночная структура, при которой рынок поделён между несколькими крупными фирмами.
Г) На рынке представлен только один производитель товаров, услуг.
Д) Единственный участник контролирует рынок, так как обладает уникальной производственной технологией.




ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ (КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ)

1) монополия
2) чистая (совершенная) конкуренция
3) олигополия


ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 22311

Маленький спойлер
В стране Z сократились потребление и экспорт угля, большинство шахт закрылось, десятки тысяч шахтёров потеряли работу. Выберите из приведённого ниже списка характеристики возникшей безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) скрытая безработица
2) фрикционная безработица
3) сезонная безработица
4) добровольная безработица
5) структурная безработица
6) массовая безработица




Задание 7
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 56

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) При индивидуальной мобильности перемещение по горизонтали или вертикали происходит у каждого человека независимо от других людей.
2) Социальная стратификация – это расслоение и иерархическая организация различных слоёв общества.
3) Внутрипоколенная мобильность изменение статуса в рамках одного поколения.
4) По сравнению с классовой структурой социальная стратификация выделяет меньшее количество слоёв.
5) Принадлежность к имущественному, властному или профессиональному слою игнорируется при ранжировании людей по степени престижа в обществе.




Задание 8
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 123

Маленький спойлер
В ходе социологических опросов совершеннолетним россиянам задавали вопрос: «Какие продукты питания при одинаковой стоимости вы, вероятнее всего, предпочтёте купить – скорее отечественные или скорее импортные? Или страна-производитель для вас не имеет значения?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто скорее предпочтёт купить отечественные продукты питания, среди опрошенных в возрасте старше 60 лет больше, чем среди 18-30-летних опрошенных.
2) Среди 18-30-летних опрошенных доля тех, кто скорее купят отечественные продукты питания, больше доли тех, кто скорее купят импортные продукты питания.
3) Среди 18-30-летних опрошенных доля тех, кто затруднились ответить, больше доли, тех, для кого страна – производитель продуктов питания не имеет значения.
4) Одинаковые доли опрошенных старше 60 лет ответили, что скорее купят импортные продукты питания и затруднились ответить.
5) Страна – производитель продуктов питания не имеет значения для равных долей опрошенных обеих групп.




Задание 9
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 124

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Любой недемократический режим характеризуется стремлением к монополизации власти и бесконтрольному её осуществлению каким-либо субъектом политики.
2) Недемократические режимы от демократического отличает наличие суверенитета государства.
3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека, возможностями политического участия граждан.
4) К признакам политического режима относят систему методов осуществления политической власти.
5) Политические режимы различаются в зависимости от характера использования принудительных ресурсов власти.




Задание 10
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 1345

Маленький спойлер
В течение 40 лет страной руководит один правитель. Жители страны уверены в его сверхъестественной гениальности, героизме. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики.
Что из перечисленного ниже характеризует подобный тип политического лидерства? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие характеристики.

1) региональный
2) общенациональный
3) демократический
4) патриархальный
5) авторитарный
6) харизматический




Задание 11
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 236

Маленький спойлер
Что из приведённого ниже относится к конституционным обязанностям гражданина России? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) участие в управлении делами государства
2) выбор рода деятельности и :профессии
3) сохранение природы и окружающей среды
4) уплата законно установленных налогов и сборов
5) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях




Задание 12
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 345

Маленький спойлер
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 13

ПОЛНОМОЧИЯ

А) осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации
Б) обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов
В) осуществление мер, направленных на сохранение уникального природного и биологического многообразия страны
Г) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти
Д) решение вопросов гражданства Российской Федерации




СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) Конституционный Суд Российской Федерации
2) Президент Российской Федерации
3) Правительство Российской Федерации


ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 23312

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о законах и законодательном процессе в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Закон – нормативный правовой акт, принятый в установленном порядке органом законодательной власти или референдуме, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
2) Процедура принятия законов фиксируется в Гражданском кодексе Российской Федерации.
З) В России правом законодательной инициативы наделены только парламентарии.
4) Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
5) Принятый Федеральным Собранием Российской Федерации закон направляется Президенту России.




Задание 14
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 145

Маленький спойлер
Установите соответствие между возможными санкциями и ситуациями, вызывающими применение данных мер наказания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 15

ВОЗМОЖНЫЕ САНКЦИЙ

А) предупреждение
Б) возмещение убытков
В) административный штраф
Г) выговор
Д) лишение специального права, предоставленного физическому лицу




СИТУАЦИИ
1) Строительная бригада нарушила условия гражданского договора.
2) Анна прогуляла работу без уважительной причины.
3) Марина, находясь за рулём своего автотранспортного средства, нарушила правила дорожного движения.


ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 31323

Маленький спойлер
Накануне официальной регистрации брака совершеннолетние граждане России Вероника и Аркадий решили заключить брачный договор. Найдите в приведённом списке позиции, связанные с формой и возможным содержанием брачного договора в Российской Федерации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способы участия в доходах друг друга
2) нотариальное удостоверение
3) письменное оформление договора
4) распределение домашних обязанностей
5) место жительства детей в случае развода родителей
6) порядок несения каждым из супругов семейных расходов




Задание 16
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 1236

Маленький спойлер
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

Текст к заданиям 17-20
Показать текст
Современный мир зависит от непрерывной коммуникации, или взаимодействия, между людьми, пространственно отдалёнными друг от друга. Если бы не коммуникации через пространство, школьное образование для широких масс было бы невозможно, да и не нужно. В традиционных культурах знания в основном были тем, что антрополог Клиффорд Гиртц называл локальными знаниями. Местные сообщества жили в соответствии со своими традициями, и, хотя общие идеи в культуре, постепенно распространяясь, охватывали всё большие территории, процесс распространения культуры являлся чрезвычайно длительным, медленным и непостоянным. Сегодня мы живём в «едином мире», который совершенно невозможно было представить для кого-то, жившего до XIX века. Мы следим за событиями и положением дел за тысячи километров от нас, электронные средства коммуникаций позволяют делать это почти непрерывно. Развитие информационных технологий и распространение информации являются такой же частью прогресса современного общества, как и любой аспект промышленного производства. В ХХ столетии высокоскоростной транспорт и электронные средства коммуникации ускорили глобальное распространение информации.
Средства массовой информации – газеты, журналы, кино и телевидение – часто ассоциируются с развлечениями и поэтому рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд совершенно неверен.
Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты нашей жизни. Например, денежные операции сейчас главным образом связаны с обменом информацией, заключённой в компьютерах. Банковский счёт – это не груда банкнот, запертая в сейфе, а последовательность цифр, напечатанная на карточке и хранящаяся в компьютере. Всякий, кто пользуется кредитными карточками, вовлечён в сложную систему электронного хранения и передачи информации. Даже «расслабляющие» средства информации, такие как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не только из-за их специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь. Голосование на общенациональных выборах было бы невозможным, если бы информация о текущих политических событиях, кандидатах и партиях не была общедоступной. Даже тем, кто в целом не интересуется политикой и имеет о ней слабое представление, кое-что известно о событиях национальной и международной жизни. Только настоящий отшельник мог бы оставаться в стороне от «новостей», столь властно вторгающихся в вашу жизнь, и мы имеем все основания предполагать, что у отшельника ХХ века вполне может оказаться радиоприёмник...
(Э. Гидденс)

Каким, по мнению автора, был процесс распространения культуры в традиционном обществе? Как, по его мнению, данный процесс изменился в ХХ столетии? Почему, по мнению автора, СМИ могут оказывать влияние на формирование общественного мнения?

Задание 17
Спойлер
Примерный ответ:
1) ответ на первый вопрос: хотя общие идеи в культуре, постепенно распространяясь, охватывали всё большие территории, процесс распространения культуры являлся чрезвычайно длительным, медленным и непостоянным;
2) ответ на второй вопрос: в ХХ столетии высокоскоростной транспорт и электронные средства коммуникации ускорили глобальное распространение информации;
3) ответ на третий вопрос: это происходит не столько из·за их специфического воздействия на ваши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Большой спойлер
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
укажите не менее трёх основных признаков средства массовой информации;
объясните связь любого из указанных в тексте СМИ с социализацией индивидов. (Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Задание 18
Спойлер
Примерный ответ:
1)

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами влияние телевидения на мироощущение человека. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание 19
Спойлер
Примерный ответ:
Правильный ответ должен содержать примеры влияния телевидения на мироощущение человека, допустим:
1) телевизионные выступления главы государства, передачи об армии, новых видах оружия, героических страницах истории способствовали ощущению гражданами гордости
за свою страну и уверенности в её лидерстве в мире;
2) на основе регулярного просмотра телепередач о здоровье члены семьи Y перешли на более здоровое питание и стали все вместе по утрам бегать в парке, т. е. осознали ценность здорового образа жизни;
3) обилие в телеэфире криминальных новостей привело к тому, что жители города N боятся в тёмное время выходить на улицу.
Могут быть приведены иные уместные примеры разного уровня конкретизации.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются)

Большой спойлер
Автор полагает: «Если бы не коммуникации через пространство, школьное образование для широких масс было бы невозможно, да и не нужно». Используя текст, обществоведческие знания, приведите три объяснения мысли автора. (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Задание 20
Спойлер
Примерный ответ:
Могут быть приведены такие объяснения:
1) учебники являются результатом такой коммуникации – они могут быть написаны авторами, находящимися далеко от школы, в которой они используются, авторами, которые жили много десятилетий назад;
2) многие люди общаются в социальных сетях, используют дистанционные технологии обучения, работают в удалённом режиме, т. е. без коммуникаций через пространство они не могли бы ни учиться, ни применить полученные знания;
3) в современном мире происходят масштабные миграции населения, в том числе миграции квалифицированных работников, учащихся, распространён туризм, всё это предполагает применение полученных в школе знаний для коммуникации через пространство.
Могут быть приведены иные уместные объяснения.
Засчитываются только объяснения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве объяснений при оценивании)

Большой спойлер
На графике изображено изменение ситуации на рынке бытовых посудомоечных машин. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике Р - цена товара; Q - количество товара.)

Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса? Сначала укажите любое одно обстоятельство (фактор), затем объясните его влияние на спрос (обязательно укажите характер изменения спроса). (Объяснение должно 6ыть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях продавцы ожидают падения цен на бытовые посудомоечные машины?

Задание 21
Спойлер
Примерный ответ:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена увеличилась:
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство/фактор с объяснением влияния): увеличение числа потребителей (например: в стране увеличилось количество домохозяйств, что привело к росту спроса на бытовые посудомоечные машины);
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор.
Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
3) ответ на третий вопрос: ожидание продавцами падения цен на бытовые посудомоечные машины приведёт к увеличению их предложения и уменьшению равновесной цены.
Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном однозначном указании изменения спроса и равновесной цены.
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Большой спойлер
Константин Дмитриевич Крючков окончил университет, наличие качественного образования и профессии позволило ему занять более престижное место в социальной иерархии. Он очень любит свою работу, постоянно повышает квалификацию, ему важно признание ценности его труда. В свободное время он в качестве волонтёра организует сбор и передачу гуманитарных грузов жителям новых и приграничных территорий.

Какую функцию образования иллюстрирует пример из условия задачи? Какой вид потребностей человека иллюстрирует деятельность Константина Дмитриевича? Кого называют волонтёром? Канне личные качества, по Вашему мнению, необходимы волонтёрам? (Укажите любые три личных качества.)

Задание 22
Спойлер
Примерный ответ:
1) ответ на первый вопрос: функцию социального лифта;
2) ответ на второй вопрос: социальные потребности;
(Ответ на каждый из вопросов 1, 2 засчитывается только при наличии правильного однозначного указания функции образования, вида потребностей. Если в ответе на вопрос указано несколько функций, видов, то такой ответ на конкретный вопрос не засчитывается.)
З) ответ на третий вопрос, например: человек, который добровольно оказывает безвозмездную помощь людям, нуждающимся в особой поддержке и социальной защите;
4) ответ на четвёртый вопрос, например:
- доброта;
- милосердие;
- отзывчивость.
Могут быть указаны другие качеств:а при отсутствии неверных позиций.
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при указании трёх или более личных качеств при отсутствии неверных позиций.
Ответы на вопросы могут быть даны в других, близких по смыслу формулировках

Большой спойлер
Конституция Российской Федерации закрепляет условия для удовлетворения потребности человека в труде.
На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три подтверждения этой характеристики.

(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 23
Спойлер
Примерный ответ:
1) каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
2) каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
3) каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии с требованием задания.
Зачитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическая система общества». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Задание 24
Спойлер
Примерный ответ:
План:


Другие планы находятся здесь.

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость общенациональных политических ценностей для стабильности государства.
(Основание должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Каковы основные принципы демократии? (Назовите любые три принципа.)
3) Приведите в качестве примеров по одному факту, иллюстрирующему реализацию в Российской Федерации каждого из указанных в пункте 2) принципов демократии. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание 25
Спойлер
Примерный ответ:
1. Объяснение:


Большой спойлер
Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.

Начни подготовку с чистого листа вместе с нами!