Ниже приведён перечень издержек фирмы в краткосрочном периоде. Все они, за исключением двух, являются переменными издержками фирмы.

1) приобpeтeниe сырья; 2) взнос за застрахованное имущество; 3) выплата арендной платы за помещение; 4) оплата потреблённой электроэнергии; 5) транспортные расходы; 6) сдельная оплата труда наёмных работников.

Найдите две издержки, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.




Задание 1
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 23

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Человеку, как и другим живым существам, присуща способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
2) Потребности определяются только природной сущностью человека.
З) Важной составляющей внутреннего мира личности является образ самого себя, представление о себе самом.
4) Только в обществе формируются черты характера человека, развивается речь, мышление.
5) Способности - это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую-либо деятельность.




Задание 2
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 345

Маленький спойлер
Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 3

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

А) стремление к достоверности и объективности
Б) обоснованность гипотез
В) ярко выраженный субъективный характер
Г) образность и наглядность
Д) комплексное описание объекта




ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ

1) наука
2) искусство




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 11221

Маленький спойлер
Экспедиция медленно продвигалась в джунглях. Учёные описывали растения, насекомых, животных и птиц, встречавшихся на пути, брали пробы воды и грунта. Так они прибыли в индейскую деревню, где сняли фильм об обычаях аборигенов. Какие из перечисленных ниже методов использовали учёные в приведённой ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наблюдение
2) эксперимент
3) моделирование
4) конкретизация
5) эмпирическое описание
6) абстрагирование




Задание 4
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 15

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство в экономике любого типа осуществляет централизованное планирование производства и потребления.
2) Производство общественных благ возможно только при участии государства.
3) К методам монетарной политики относят определение ключевой ставки процента, установление нормы обязательных резервов.
4) Для проведения фискальной политики государство может использовать изменение государственных расходов и изменение ставок налогообложения.
5) Государство влияет прежде всего на микроэкономические показатели развития экономики.




Задание 5
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 234

Маленький спойлер
Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 6

ПРИМЕРЫ

А) водный налог
Б) государственная пошлина
В) налог на добычу полезных ископаемых
Г) налог на имущество организаций
Д) налог на имущество физических лиц




ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) федеральные
2) региональные
3) местные




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 11123

Маленький спойлер
В городе Z множество фирм поставляют парфюмерию в магазины. Они предлагают дифференцированную продукцию и отчасти имеют возможности контролировать цены на неё. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) монополистическая конкуренция
2) дефицит товаров
3) местный рынок
4) невысокий барьер для входа в отрасль
5) рынок товаров
6) монополия




Задание 7
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 1345

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный контроль – это механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия.
2) Учёные выделяют два вида внешнего социального контроля – формальный и неформальный.
3) Социальный контроль состоит из двух элементов социальных статусов и социальных ролей.
4) Внутренний социальный контроль может проявляться в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.
5) Основная функция социального контроля заключается в учёте и согласовании интересов различных групп общества.




Задание 8
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 124

Маленький спойлер
В ходе социологического опроса совершеннолетним юношам и девушкам задавали вопрос: «Почему Вы не хотите активно участвовать в политике?» (Можно было выбрать несколько ответов.)
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считает, что политика не дело рядовых граждан, среди юношей больше, чем среди девушек.
2) Равные доли опрошенных девушек отметили, что у них нет времени заниматься политикой и что всё равно ничего нельзя изменить.
3) Доля тех, кто отметил, что ничего не понимают в политике, среди юношей меньше, чем среди девушек.
4) Среди юношей мнение о том, что всё равно ничего нельзя изменить, менее популярно, чем мнение о том, что политика – «грязное дело».
5) Одинаковые доли опрошенных в обеих группах затруднились с ответом.




Задание 9
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 345

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Институциональная подсистема политической системы включает в себя прежде всего взаимодействие социальных групп и индивидов по поводу осуществления государственной власти.
2) Политическая система общества представляет собой организованную на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом.
З) Политическая система общества полностью изолирована от других систем общества.
4) В состав политической системы входят субъекты, непосредственно осуществляющие политическую власть, и субъекты, опосредованно принимающие участие в реализации политических решений.
5) Политическая система общества выполняет функцию формирования и трансляции политической культуры.




Задание 10
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 245

Маленький спойлер
Национальные интересы Российской Федерации объективно – значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии. Найдите в приведённом списке национальные интересы Российской Федерации на современном этапе с учётом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире. Запишите цифры, под. которыми они указаны.

1) справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение
2) высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд
3) развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества
4) устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе
5) сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование
б) укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей




Задание 11
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 34

Маленький спойлер
Выберите в приведённом списке положения, характеризующие социально-экономические права (свободы) гражданина Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый имеет право на отдых.
2) Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
3) Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
4) Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
5) Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.




Задание 12
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 134

Маленький спойлер
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 13

ПОЛНОМОЧИЯ

А) заслушивание ежегодных отчётов Центрального банка Российской Федерации
Б) осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения
В) принятие федеральных законов
Г) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти
Д) разработка федерального бюджета




СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) Конституционный Суд Российской Федерации
2) Государственная Дума
3) Правительство Российской Федерации




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 23213

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о семейном праве Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семейное право – это система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие только из кровного родства.
2) Опекуны и попечители являются субъектами семейных правоотношений.
З) Воспитание детей, выплата алиментов, управление имуществом являются объектами семейного права.
4) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
5) В Российской Федерации брак не может быть заключён между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.




Задание 14
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 2345

Маленький спойлер
Установите соответствие между примерами и видами субъектов гражданского права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 15

ПРИМЕРЫ

А) Республика Дагестан
Б) Ростовская область
В) гаражный кооператив
Г) собственник загородного дома О.В. Чеснокова
Д) акционерное общество




ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

1) физическое лицо
2) юридическое лицо
3) публично-правовое образование




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 33212

Маленький спойлер
Виталий Викторович – совершеннолетний гражданин России. Что из перечисленного ниже относится к его правам как налогоплательщика? Выпишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах
2) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах
З) уплачивать законно установленные налоги
4) встать на учёт в налоговых органах, если это предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации
5) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков
6) вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах




Задание 16
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 125

Маленький спойлер
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

Текст к заданиям 17-20
Показать текст
Индивидуум может быть справедливо принуждаем совершать некоторые положительные действия ради пользы других людей. <…>
Та сфера человеческой жизни, которая имеет непосредственное отношение только к самому индивидууму, и есть сфера индивидуальной свободы. Сюда принадлежит, во-первых, свобода совести в самом обширном смысле этого слова, абсолютная свобода мысли, чувства, мнения касательно всех возможных предметов, и практических, и научных, и нравственных. С первого взгляда может показаться, что свобо,ща выражать и опубликовывать свои мысли должна подлежать совершенно иным условиям, так как она принадлежит к той сфере индивидуальной деятельности, которая касается других людей; но на самом деле она имеет для индивидуума почти совершенно такое же значение, как и свобода мысли, и в действительность неразрывно с нею связана. Во-вторых, сюда принадлежит свобода выбора и преследования той или другой цели, свобода устраивать свою жизнь сообразно со своим личным характером, по своему личному усмотрению, к каким бы это ни вело последствиям для меня лично, и если я не делаю вреда другим людям, то люди не имеют основания вмешиваться в то, что я делаю, как бы мои действия ни казались им глупыми, предосудительными, безрассудными. Отсюда вытекает третий вид индивидуальной свободы, подлежащий тому же ограничению, – свобода действовать сообща с другими индивидуумами, соединяться с ними для достижения какой-либо цели, которая не вредна другим людям; при этом предполагается, конечно, что к действию сообща привлекаются люди совершеннолетние, и притом не обманом и не насилием.
Не свободно то общество, какой бы ни была его форма правления, в котором индивидуум не имеет свободы мысли и слова, свободы жить, как хочет, свободы ассоциаций, и только то общество свободно, в котором все эти виды индивидуальной свободы существуют абсолютно и безразлично одинаково для всех его членов. <...> Каждый индивидуум есть лучший сам для себя охранитель своего здоровья, как физического, так и умственного, и духовного. <...>
Не только в доктринах мыслящих индивидуумов, во и вообще в людях заметна возрастающая склонность к расширению господства общества над индивидуумом как через общественное мнение, так и через посредство закона далее должных пределов; и так как все изменения, совершающиеся в существующих порядках, обнаруживают тяготение к усилению общества и к ослаблению индивидуума, то чрезмерное увеличение власти общества над индивидуумом представляется нам не таким злом, которое обещало бы со временем прекратиться само собою, а, напротив, это такое зло, которое всё более и более растёт.
(Дж. С. Милль)

Какие три вида индивидуальной свободы названы в тексте? Какой ограничитель индивидуальной свободы человека приведён автором? Какие условия привлечения свободного индивидуума к действиям сообща приведены в тексте?

Задание 17
Спойлер
Примерный ответ:
1) ответ на первый вопрос: свобода мысли и слова; свобода жить, как хочешь; свобода ассоциаций;
ИЛИ свобода совести, свобода выбора, свобода действовать сообща;
(Ответ на первый вопрос засчитывается только в случае указания трёх видов индивидуальной свободы при отсутствии неверных позиций.)
2) ответ на второй вопрос: причинение· вреда другим людям;
3) ответ на третий вопрос: совершеннолетие, отсутствие обмана и насилия.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Большой спойлер
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
укажите не менее двух основных признаков формы правления как элемента формы государства;
объясните связь рассмотренной автором динамики влияния общественного мнения на индивидуума с развитием средств массовой коммуникации. (Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Задание 18
Спойлер
Примерный ответ:
1)

Большой спойлер
Приведите три примера положительных действий, к которым «индивидуум может быть справедливо принуждаем... ради пользы других людей», и к каждому примеру дайте краткое объяснение того, в чём состоит польза для других людей. (Сначала приведите пример, а затем дайте соответствующее объяснение. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание 19
Спойлер
Примерный ответ:
В правильном ответе должны быть приведены примеры и даны соответствующие объяснения, допустим:
1) водитель автомобиля К. соблюдает правила дорожного движения (так обеспечивается необходимая всем людям безопасность на дорогах);
2) Алина и Сергей заботятся о своих несовершеннолетних детях (так обеспечиваются социализация и благоприятные жизненные условия для детей, которые в силу возраста не могут позаботиться о себе сами);
3) гражданин П. своевременно уплатил транспортный и земельный налоги (так обеспечиваются доходы бюджета, которые впоследствии перераспределяются в интересах всего общества).
Могут быть приведены другие примеры, даны иные объяснения.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение мысли автора о том, что «каждый индивидуум есть лучший сам для себя охранитель своего здоровья, как физического, так и умственного, и духовного». (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Задание 20
Спойлер
Примерный ответ:
В правильном ответе должны быть приведены аргументы в подтверждение и аргументы в опровержение:
1) аргументы в подтверждение, например:
каждый человек посредством самопознания выявляет свой потенциал, интересы, склонности, возможности их развития/реализации, лучше, чем он сам, никто не сможет построить траекторию его развития;
каждый человек знает об особенностих своего здоровьи, духовной организации, и только он сам может понять, как учитывать в деятельности эти особенности, компенсировать или корректировать некоторые из них;
2) аргументы в опровержение, например:
человек не всегда может отличить мнимые потребности от реальных, соответственно, в некоторых случаях он причиняет вред своему здоровью;
некоторые люди в силу своих особенностей просто не способны адекватно оценивать себя и свои жизненные проблемы, находить пути их решения, поэтому требуется помощь других людей.
Могут быть приведены иные обоснованные аргументы в подтверждение и/или в опровержение.
Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются при оценивании)

Большой спойлер
На графике изображено изменение ситуации на рынке косметических средств для домашнего ухода за лицом. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике Р - цена товара; Q - количество товара.)

Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения? Сначала укажите любое одно обстоятельство (фактор), затем объясните его влияние на предложение (обязательно укажите характер изменения предложения). (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях увеличатся предпочтения потребителей пользоваться услугами профессиональных косметологов?

Задание 21
Спойлер
Примерный ответ:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство/фактор с объяснением влияния): снижение стоимости сырья уменьшило издержки производства, что позволило производителям увеличить его объёмы закупок и объёмы выпуска косметических средств по уходу за лицом в домашних условиях, это привело к росту предложения косметических средств для домашнего ухода за лицом;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор.
Засчитывается только объяснение, данное применительно к указанному в тексте задания.)
3) ответ на третий вопрос: увеличение предпочтений потребителей пользоваться услугами профессиональных косметологов приведёт к сокращению спроса на косметические средства для домашнего ухода за лицом и снижению равновесной цены.
Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном однозначном указании изменения спроса и равновесной цены.
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Большой спойлер
В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий, права и свободы граждан гарантированы, реализуются и защищены законом. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Места в парламенте распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов избирателей при условии, что эти партии преодолели 9-процентный избирательный барьер. Абсолютное большинство мест в парламенте принадлежит блоку консервативных партий.

Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z – президентская республика? К какому типу относится демократическая избирательная система, применяемая на выборах в парламент государства Z? Есть ли в условии задачи информация, позволяющая сделать вывод о форме государственного территориального устройства государства Z? (Объясните свой ответ.) Что характерно для консервативной идеологии? (Укажите любые две характеристики.)

Задание 22
Спойлер
Примерный ответ:
1) ответ на первый вопрос, например: всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть;
(Ответ на первый вопрос может быть представлен как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основной идеи соответствующего фрагмента условия задачи.)
2) ответ на второй вопрос: к пропорциональной избирательной системе;
(Ответ нa вопрос 2 засчитывается только при наличии правильного однозначного указания типа избирательной системы. Если в ответе указано несколько различных типов, то такой ответ не засчитывается.)
3) ответ на третий вопрос, например: такая информация отсутствует, потому что в условии задачи ничего не сказано о внутреннем строении государства, его делении на составные части и принципах их взаимоотношения между собой;
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при наличии .любого корректного объяснения.)
4) ответ на четвёртый вопрос, например:
- приверженность традиционным ценностям и порядкам;
- ориентация на государственный авторитет.
Могут быть названы другие характеристики.
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при указании двух или более характеристик консервативной идеологии при отсутствии неверных позиций.
Ответы на вопросы могут быть даны в других, близких по смыслу формулировках

Большой спойлер
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина.
На основе положений Конституции объясните смысл следующих характеристик нашего государства: 1) государство с республиканской формой правления; 2) суверенное государство; 3) социальное государство.

(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 23
Спойлер
Примерный ответ:
1) государство с республиканской формой правления, например: глава государства – Президент Российской Федерации – избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
2) суверенное государство, например: суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию / Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации / Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории;
3) социальное государство, например: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Могут быть приведены другие объяснения в соответствии с требованием задания,
Засчитываются только объяснения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве объяснений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Институт президентства в Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Задание 24
Спойлер
Примерный ответ:
План:


Другие планы находятся здесь.

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте объективный характер неоднородности политической элиты в демократическом обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие типы политического лидерства Вам известны? (Назовите любые три типа политического лидерства, выделенные по одному критерию.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) типов политического лидерства приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политического лидера в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

Задание 25
Спойлер
Примерный ответ:
1. Объяснение:


Большой спойлер
Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.

Начни подготовку с чистого листа вместе с нами!