Рыночная конкуренция
Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония. Государственная политика Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы антимонопольного регулирования экономики

Конкуренция как основа функционирования рынка.
Рынок – совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение (обмен) общественного продукта в товарно-денежной форме.

Конкуренция – экономическое соперничество субъек­тов экономики за право получения большей доли определённого вида ограниченных ресурсов.

Рыночный механизм – представляет собой взаимодействие спроса, предложения и цены в условиях конкуренции субъектов рыночных отношений.
Типы рыночных структур.
Совершенная конкуренция.
  • конкурирует множество производителей
  • однотипные товары
  • никто не может захватить такую долю рынка, чтобы навязать остальным участникам свои условия сбыта
  • производители не имеют возможности контролировать цены
  • барьеры, препятствующие входу на такой рынок, практически отсутствуют

Пример:
Рынок сельскохозяйственной продукции.


Недобросовестная конкуренция - направленные на получение преимуществ при осуществлении предпри­нимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропоря­дочности, разумности и справедливости. Эти действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, либо нанес­ли или могут нанести вред их деловой репутации.
Монополистическая конкуренция.
  • на рынке действует множество конкурирующих фирм
  • предлагают разные товары для удовлетворения одной и той же потребности
  • фирмы могут отчасти влиять на цену товара
  • права отдельных фирм защищены с помощью авторских прав
  • не способны преградить выход на рынок новым конкурентам

Примеры:
Рынок одежды и обуви, косметики, некоторых продуктов питания.
Олигополия.
  • небольшое количество фирм
  • поделили рынок и конкурируют между собой (раздел рынка может быть основан на тайном сговоре)
  • одинаковые или схожие товары
  • высокие барьеры для входа на рынок, они трудно преодолимы
  • основной барьер для входа на рынок: нужен огромный стартовый капитал

Примеры:
Рынок услуг мобильной связи, рынок авиаперевозок, автомобильный рынок.
Монополия
  • рынок контролирует 1 производитель
  • он производит уникальный товар
  • монополист может 1 устанавливать цену выше и 2 производить товаров меньше, чем на конкурентном рынке
  • практически непреодолимые барьеры входа на рынок

Пример:
Рынок железнодорожных услуг (РЖД).


Естественная монополия - производство товаров и услуг сосредоточено в одной фирме в силу объективных причин, и это выгодно обществу.

Виды естественной монополии
  • природная монополия может быть установлена фирмой, открывшей месторождение уникальных полезных ископаемых
  • к техническим монополиям относятся водоснабжение, канализация, электросети, стационарная телефония (невыгодно проводить в одно здание несколько электросетей).
Монопсония.
При монопсонии монополистом является не продавец, а покупатель.
Например, государство приобретает космический корабль или оружие.
Государственная политика Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции.
Государство проводит политику защиты конку­рентного рынка и антимонопольное регулирование. В некоторых странах принята юридическая ответственность фирм и их руководителей за попытки монополизации рынка и требуется государственное разрешение на слияние крупных фирм. Кроме того, государство предельно упрощает процедуру регистрации новых фирм, осуществляет программы поддержки малого и среднего бизнеса. В естественных монополиях государство может ввести контроль над ценами. В ряде случаев государство может потребовать принудительного разделения фирм-монополистов на несколько независимых фирм.
Методы антимонопольного регулирования экономики
  • юридическая ответственность фирм и их руководителей за попытки монополизации рынка
  • предельное упрощение процедуры создания новых фирм, снятие барьеров экспорта / импорта
  • принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько независимых фирм
  • контроль государства за слиянием фирм вплоть до необходимости государственного разрешения на слияние
  • введение государственного контроля над ценами (преимущественно в естественных монополиях)
  • наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации (одинаковый объем товара продается разным участникам рынка по различным ценам)

Планы по данным темам:
Рыночная конкуренция
Тест
Проверь свои силы после чтения статьи!
Тест состоит из 5-ти простых вопросов. Справишься ли ты с ними?
Приступить
Что такое рыночная конкуренция?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
На каком рынке происходит "тайный сговор"?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Выберите тип рынка, на котором представлено множество производителей
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
К какому типу рынка относится рынок косметики?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что не относится к методам антимонопольного регулирования в РФ
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Эх, стоит ещё немного подучить
Перечитай статью, пересмотри вебинар по этой теме и возвращайся!
Заново
Ух-ты, очень неплохо!
Проходной балл у тебя в кармане! Переходи к изучению следующей темы)
Заново
Ты просто лучший!
Ты умничка, тема освоена тобой уверенно! Вперёд, к новым вершинам!
Заново
Предыдущая статья
⊲ Институт рынка. Спрос и предложение
Функционирование рынков. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена. Эластичность спроса и эластичность предложения. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рынки труда, капитала, земли, информации.
Следующая статья
Рынок труда ⊳
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Минимальная оплата труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодёжи. Деятельность профсоюзов. Потребности современного рынка труда в Российской Федерации
Курс "50 вебов с Дедом" - подготовка за 4 месяца