Институт рынка. Спрос и предложение.
Функционирование рынков. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена. Эластичность спроса и эластичность предложения. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рынки труда, капитала, земли, информации.

Институт рынка
Рынок – совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение (обмен) общественного продукта в товарно-денежной форме. Форма товарно-денежного обмена, совокупность покупателей, группа людей, вступивших в деловые отношения и заключивших крупные сделки по поводу любого товара.
По типу конкуренции

  • рынки чистой конкуренции,
  • монополистической конкуренции,
  • олигополии,
  • монополии
По масштабу

  • мировой рынок
  • региональный рынок
  • национальный рынок
  • местный рынок
По назначению

  • рынок товаров / услуг
  • рынок недвижимости
  • рынок ценных бумаг и др.
Иные классификации рынков:
  • по характеру продаж - оптовый, мелкооптовый, розничный
  • по степени регулируемости - регулируемый, нерегулируемый
  • по уровню насыщения - равновесный, избыточный, дефицитный
  • по соответствию закону - легальный, нелегальный ("чёрный") и т.д.
  • по торговой платформе - физический, электронный, аукционный

Функции рынка:
  • информационная - информирует субъектов экономики о востребованности товаров, динамике цен и др. регулирующая влияет на объемы и ассортимент производства, деятельность потребителя
  • посредническая - соединяет производителя и потребителя, позволяя найти самые выгодные условия санирующая "очищает" экономику от неэффективно работающих предприятий
  • ценообразующая - в результате взаимодействия производителя и потребителя формируются рыночные цены интеграционная объединяет субъектов экономики и формирует единое экономическое пространство (в регионе, стране, во всем мире)
  • стимулирующая - побуждает производителей товаров к снижению затрат, повышению качества и потребительских свойств товаров
  • распределительная (социальная) - разные цены на товары и услуги определяют социальное расслоение общества, потому что доходы зависят от этих цен
  • инновационная - связана с поиском новых товаров и способов их производства и продажи, внедрением в производство новейших научно-технических разработок
  • санирующая - оздоравливающая функция, когда рынок очищает общественное производство от экономически слабых и нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных фирм.
Рыночное ценообразование.
Ценообразование - это формирование величины цены товара.


P - (price) цена товара или услуги.
Q - (quantity) количество товара или услуги.
Рыночный спрос, величина и факторы спроса.
Спрос – сложившаяся на рынке в некоторый период времени зависимость объема товара определенного вида, который потребители готовы приобрести (величины спроса), от цен, по которым эти товары могут быть предложены производителями / продавцами.
Величина спроса - это количество товара, которое купят при данной цене.

При цене P1 величина спроса равна D1.
При цене P2 величина спроса равна D2.

Закон Спроса
Повышение цен обычно ведет к снижению спроса, а снижение цен – к его увеличению


D - (demand) - спрос


D1 - второе, следующее положение спроса.




Спрос увеличился, возрос.



D1 - второе, следующее положение спроса.




Спрос уменьшился, снизился.
Неценовые факторы спроса:
Вкусы и предпочтения потребителей
  • удачная реклама, хорошие отзывы – повышение спроса
  • мода на определенный товар – повышение спроса
  • информация о негативных проявлениях товара – снижение спроса
Доходы потребителей
  • рост доходов повышает спрос на нормальные товары (почти все) и снижает спрос на товары низшей категории (не несут вред здоровью, но простые и дешевые)
Цены на дополняющие товары
  • другое название таких товаров – комплементы (например, лыжи и палки, кофе и чизкейк, айфон и эирподс)
  • дополняющие товары стали дороже – снижение спроса
Цены на товары-заменители
  • другое название таких товаров – субституты (например, лыжи и коньки, кофе и чай, айфон и самсунг)
  • товары-заменители стали дороже – повышение спроса
Численность покупателей
  • снижение числа покупателей – снижение спроса
  • повышение числа покупателей – повышение спроса
Ожидания изменений цен
  • ожидание роста цены – повышение спроса (например, ажиотажный спрос при инфляции)
  • ожидание снижения цены – снижение спроса сезонность
  • летом повышается спрос на путевки к морю, мороженое и др.
  • зимой повышается спрос на горячие напитки и зимние виды спорта
  • перед праздниками повышается спрос на определенные товары
Религиозно-культурные традиции
  • например, запрет отдельных продуктов, требования к конструкции одежды

Эластичность спроса - отражает восприимчивость потребителей к изменению цены товара.
Спрос считается эластичным, если определённое процентное изменение цены товара вызывает большее процентное изменение спроса (например, снижение цены на 3% привело к росту привело к росту спроса на 6%).
Спрос считается неэластичным, если определённое процентное изменение цены сопровождается меньшим процентным изменением величины спрос.


Единичная эластичность




Коэффициент Ed=1


Эластичность




Коэффициент Ed>1


Неэластичность




Коэффициент Ed<1
Товары эластичного спроса

  • предметы роскоши
  • нормальные товары
  • легко заменяемые товары
Товары неэластичного спроса

  • предметы первой необходимости
  • низшие товары
  • трудно заменяемые товары
Виды спроса:
  • индивидуальный - спрос отдельного потребителя
  • рыночный - совокупность всех индивидуальных спросов на рынке
Рыночное предложение, величина и факторы предложения.
Предложение – сложившаяся на рынке в некоторый период времени зависимость объема товара определенного вида, который производители / продавцы готовы предложить (величины предложения), от цен, по которым этот товар может быть продан.
Величина предложения - это количество товара, которое продавцы готовы продать при данной цене.

При цене P1 величина предложения равна S1.
При цене P2 величина предложения равна S2.

Закон предложения
Рост цен обычно вызывает увеличение количества выпускаемых / предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен – его уменьшение.


S - (supply) - предложение


S1 - второе, следующее положение предложения.




Предложение увеличилось, возросло.



S1 - второе, следующее положение предложения.




Предложение уменьшилось, снизилось.
Неценовые факторы предложения

Цены на ресурсы
  • дорожает топливо, энергия – падение предложения
  • подешевела аренда здания – рост предложения
Новые технологии
  • появление новых материалов и оборудования – рост предложения обычно речь идет об увеличении производительности
Налоги и субсидии
  • повышение налогов – падение предложения
  • увеличение государственных субсидий – рост предложения
Ожидания изменений цен
  • ожидание увеличения цен – падение предложения
  • ожидание снижения цен – рост предложения
Количество продавцов
  • открылись новые фирмы – рост предложения
  • ряд фирм ушли с рынка – падение предложения
Изменение цен альтернативных товаров
  • альтернативные товары – это товары, которые производитель мог бы производить вместо текущего товара (сливки вместо сметаны)
  • альтернативный товар подорожал – падение предложения

Эластичность предложения - восприимчивость производителей к изменению цен.
Эластичное предложение - если коэффициент Es>1.
Неэластичное предложение - если коэффициент Es<1.
Единичная эластичность предложения - если коэффициент Es=1.

Рыночное равновесие, равновесная цена.
Цена спроса – это максимальная стоимость, которую покупатель готов заплатить за товар или услугу.
Цена предложения – это минимальная стоимость, по которой продавец готов продать товар или услугу.

Рыночное равновесия - рыночная ситуация, когда объём предложения примерно равен спросу.
Равновесная цена - цена, при которой спрос и предложение товара или услуги равны друг другу.
Механизм цен – формирование и изменение рыночной цены в результате согласования интересов участников рынка, свободно принимающих экономические решения.


Р* - равновесная цена.

Избыток (затоваривание) - рыночная ситуация, когда при существующем уровне цен производители/продавцы предлагают к продаже больший объём товаров, чем потребители готовы приобрести по такой цене.

Дефицит - рыночная ситуация, когда потребители при существующем уровне цен готовы приобрести больше товаров, чем производители/продавцы готовы предложить.





Товары Гиффена и эффект Веблена
Нормальные блага - товар или услуга, который потребитель готов покупать в большем (меньшем) количестве при любой цене, когда его доход увеличивается (сокращается).

Товары Гиффена - малоценные товары, которые занимают большой удельный вес в бюджете потребителя, для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель (основной товар в продуктовой корзине).

Товары первой необходимости - такие товары, потребление которых при изменении дохода существенно не меняется. Без них человеку нельзя обойтись.

Предметы роскоши - (элитный товар) вещи желательные, но необходимые. Когда личный доход увеличивается, спрос на предметы роскоши увеличивается даже больше, чем доход.

Эффект Веблена - (эффект престижного спроса) - рост спроса на предметы роскоши и люксовые услуги при увеличении их цены.

Планы по данным темам:
Институт рынка. Спрос и предложение
Тест
Проверь свои силы после чтения статьи!
Тест состоит из 5-ти простых вопросов. Справишься ли ты с ними?
Приступить
Какие выделяют рынки по назначению?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что такое спрос?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Какой функции рынка не существует?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что такое Предложение?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что относится к неценовым факторам спроса?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Эх, стоит ещё немного подучить
Перечитай статью, пересмотри вебинар по этой теме и возвращайся!
Заново
Ух-ты, очень неплохо!
Проходной балл у тебя в кармане! Переходи к изучению следующей темы)
Заново
Ты просто лучший!
Ты умничка, тема освоена тобой уверенно! Вперёд, к новым вершинам!
Заново
Предыдущая статья
⊲ Экономическая деятельность
Домашние хозяйства, предприятия, государство. Потребление, сбережения, инвестиции. Экономические отношения и экономические интересы. Рациональное поведение людей в экономике. Экономическая свобода и социальная ответственность субъектов экономики. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества
Следующая статья
Рыночная конкуренция ⊳
Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония. Государственная политика Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы антимонопольного регулирования экономики
Курс "50 вебов с Дедом" - подготовка за 4 месяца