Предприятие (фирма) в экономике
Предприятие (фирма) в экономике. Цели предприятия. Экономические цели фирмы. Производство. Факторы производства и факторные доходы. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Показатели деятельности фирмы. Издержки, их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки). Амортизационные отчисления. Выручка, прибыль. Экономическая эффективность. Эффект масштаба производства. Влияние конкуренции на деятельность фирмы.

Предприятие (фирма) в экономике.
Фирма – коммерческая организация, использующая факторы производства в целях создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

Показатели эффективности фирмы
• прибыль, рентабельность (отношение прибыли к затратам)
• объем продаж, темпы роста
• конкурентоспособность продукции
• рыночная стоимость фирмы и др.

Функции предприятия:
  • Производственная функция
  • Коммерческая функция
  • Финансовая функция
  • Счетная функция
  • Административная функция
  • Правовая функция
Виды предприятий
По форме собственности:
  • Государственные предприятия
  • Муниципальные предприятия
  • Частные предприятия
  • Иностранные предприятия
По масштабу производства:
  • Микропредприятия
  • Малые предприятия
  • Средние предприятия
  • Крупные предприятия
По виду деятельности:
  • Промышленные
  • Сельскохозяйственные
  • Строительные
  • Торговые
  • В сфере услуг
Экономические цели фирмы.
Предпринимателю важно создать своей фирме конкурентные преимущества, которые могут обеспе­чить победу над соперниками и высокую прибыль.
К недолговечным конкурентным преимуществам отно­сят дешёвые факторы производства. Их недолговечность связана с изменчивостью рыночных цен.
Дол­говечными преимуществами экономисты называют обладание уникальной технологией, знаменитым брендом, выпуск уникальной продукции, наличие редких ресурсов, привлечение наиболее квалифицированных и известных в отрасли специалистов.

На разных этапах деятельности экономическими целями фирмы могут быть:
  • получение максимально возможной прибыли
  • максимальное увеличение продаж
  • увеличение доли рынка
  • развитие новых товаров или услуг
  • развитие наиболее быстрыми темпами и др.
Выбор цели зависит от текущего состояния дел и ресурсов фирмы, планов ее развития,
общей экономической ситуации в стране и др.
Производство. Факторы производства и факторные доходы.
Факторы производства – ресурсы, которые используют люди в производственном процессе для создания различных экономических благ.
Собственник фактора производства от его использования или применения получает определенный доход – факторный доход.
Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий.
Альтернативная стоимость - это денежная величина, показывающая ценность товаров/услуг, от которых отказались в пользу итогового выбора. Проще говоря, это показатель упущенной выгоды.

Финансирование – пополнение денежных средств, создание капитала фирмы во всех его проявлениях за счет внутренних и внешних источников.
Фирма распо­лагает денежными средствами двух типов:
  • собственный капитал - денежные средства, которые предоставляются фирме в обмен на право совладения её имуществом и прибылью без ограничения срока
  • заёмный капитал - денежные средства, которые предоставляются фирме в пользование на строго фиксированное время (от нескольких дней до десятков лет) за установленную в договоре плату (проценты).
Ресурсы, которые использует фирма
Внутренние
  • принадлежат фирме (собственная недвижимость, имущество и капитал владельца и др.)
  • определяют внутренние (неявные, скрытые) издержки
  • эти издержки равны платежам, которые могли быть получены от альтернативного использования этих ресурсов (например, от сдачи в аренду)
Внешние
  • приобретаются у сторонних организаций и лиц (сырье, электроэнергия, трудовые услуги и др.)
  • определяют внешние (явные) издержки

Источники финансирования бизнеса
Внутренние
  • прибыль / часть прибыли
  • амортизационные отчисления / средства амортизационного фонда (средства на обновление изнашивающегося оборудования, машин, зданий и др.)
  • доходы от собственности и др.
Внешние
  • кредиты банков и других организаций
  • средства от эмиссии (выпуска) акций и облигаций фирмы
  • привлечение инвестиций, инструменты фондового рынка
  • средства бюджетов разных уровней, государственные заказы
  • средства внебюджетных фондов и др.

Виды владения:
Единоличные владения - принадлежат обычно одно­му лицу (или семье), владелец отвечает по своим обя­зательствам всем своим имуществом.
Партнёрство - возникает в случае объединения ресурсов и предпринимательских способностей двух и более лиц.
Корпорация - форма организации бизнеса, базирующаяся на ограниченной ответственности его владельцев

Показатели деятельности фирмы. Издержки, их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки).
Издержки производства – затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.
Экономические издерж­ки - это доходы, которые фирма должна обеспечить поставщикам ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от альтернативных вариантов использования.
Внешние (явные) издержки - плата за использованные в производстве ресурсы (тру­довые услуги, сырьё, топливо и др.), не принадлежа­щие владельцам фирмы.
  • расходы на закупку сырья, оплату труда, аренду, налоги.
Внутренние (скрытые) издержки - фирма использует свои ресурсы.
  • Упущенная заработная плата
  • Упущенная арендная плата
  • Упущенный процентный доход

Виды издержек фирмы (в краткосрочном периоде)
Постоянные издержки - не изменяются при несущественных изменениях объемов производства
  • оклады администрации и работников
  • плата за аренду и охрану помещения
  • плата за лицензию, страховые взносы
  • проценты по ранее взятым кредитам
  • амортизационные отчисления и др.

Переменные издержки - изменяются при любом изменении объемов производства
  • сдельная заработная плата работников
  • плата за сырье и материалы
  • плата за транспортные услуги
  • плата за потребленную воду и электроэнергию и др.

Долгосрочный период - это отрезок времени, достаточный для изменения объёма всех используе­мых ресурсов. В принципе в долгосрочном периоде фирма может закрыться и уйти из отрасли или могут открыться новые аналогичные предприятия.
Применительно к долгосрочному периоду не выделяют постоянных и переменных издержек.
Амортизационные отчисления. Выручка, прибыль.
Амортизация - уменьшение стоимости капитальных ресурсов по мере их износа в процессе производственного использования. Для воз­мещения износа зданий, оборудования, транспортных средств накапли­ваются денежные средства (амортизационные отчисления), которые направляются на ремонт или изготовление новых средств труда вместо изношенных. Эти суммы отчислений входят в постоянные расходы.

Прибыль – разность между выручкой и издержками фирмы
Выручка – стоимость, которую фирма получила от продажи товаров и услуг

Формула прибыли
Выручка - издержки = прибыль.

Виды прибыли фирмы:
Экономическая - учитывает экономические издержки (расходы на внешние и внутренние ресурсы)
Бухгалтерская - учитывает бухгалтерские издержки (расходы только на внешние ресурсы)


Для анализа эффективности, прибыльности предприятия использу­ется и такой показатель, как рентабельность.
Рентабельность ( от нем. rentaЬle - доходный, полезный) рассчи­тывается как отношение прибыли, полученной предприятием за опре­делённый период, к сделанным за тот же период затратам.

Формула рентабельности
Рентабельность = прибыль / затраты.
Экономическая эффективность. Эффект масштаба производства. Влияние конкуренции на деятельность фирмы.
Способы повышения эффективности производства:
  • Внедрение новой техники и технологий
  • Экономное расходование ресурсов
  • Повышение квалификации работников
  • Разделение труда
Менеджмент - это процесс планирования, организации руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования чело­веческих и материальных ресурсов.

Маркетинг - совокупность методов выбора и продвижения на рынок тех товаров, услуг, при продаже которых фирма может заработать наибольшую прибыль.

Бизнес – это самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, с целью получения прибыли.

Бизнес-план описывает:
  • текущее состояние фирмы
  • цели фирмы
  • пути достижения этих целей
  • ожидаемые результаты


Экономисты отмечают положительный эффект масштаба или явление экономии средств за счёт масштаба производства. Он состоит в том, что по мере роста размеров предприятия: действует ряд факторов, ведущих к снижению средних издер­жек производства. Например, есть возможность сни­зить издержки за счёт более эффективной специали­зации работников и управленческого персонала. Кроме того, при массовом производстве, как правило, более эффективно используется капитал. Очевидно, что целый ряд наукоёмких производств практически невозможно организовать в малой фирме. Но положи­тельный эффект масштаба исчерпывается при дости­жении определённого объёма производства и может смениться отрицательным эффектом.

Планы по данным темам:
Предприятие (фирма)
Тест
Проверь свои силы после чтения статьи!
Тест состоит из 5-ти простых вопросов. Справишься ли ты с ними?
Приступить
Что такое фирма?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Какой функции предприятия не существует?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Выберите предприятия по форме собственности
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что является факторными доходами?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что относится к переменным издержкам?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Эх, стоит ещё немного подучить
Перечитай статью, пересмотри вебинар по этой теме и возвращайся!
Заново
Ух-ты, очень неплохо!
Проходной балл у тебя в кармане! Переходи к изучению следующей темы)
Заново
Ты просто лучший!
Ты умничка, тема освоена тобой уверенно! Вперёд, к новым вершинам!
Заново
Предыдущая статья
⊲ Рынок труда
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Минимальная оплата труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодёжи. Деятельность профсоюзов. Потребности современного рынка труда в Российской Федерации
Следующая статья
Предпринимательство ⊳
Институт предпринимательства и его роль в экономике. Виды и мотивы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предприятий. Малый бизнес. Этика предпринимательства. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.


Курс "50 вебов с Дедом" - подготовка за 4 месяца