Деятельность и её структура.
Мотивация деятельности. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека. Общение, как вид деятельности.

Деятельность человека и активность животных
Деятельность – это занятия человека. Способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека, комплекс действий, направленных на достижение определенной цели. Создание того, чего не было в природе.

Признаки деятельности:
  • осуществляется для удовлетворения потребностей
  • сознательное установление целей
  • использование орудий труда

Структура деятельности:
  • Субъект деятельности - это человек или социальная группа, осуществляющая деятельность.
  • Объект деятельности - это то, на что направлена деятельность субъекта.
  • Мотив деятельности - это то, что побуждает субъекта к осуществлению действий.
  • Цель деятельности - это желаемый результат, который субъект стремится достичь.
  • Средства и методы - это способы и приемы, которые использует субъект для достижения цели.
  • Процесс деятельности - это последовательность связанных между собой действий, направленных на достижение цели.
  • Результат деятельности - это конечный продукт или итог, полученный в результате деятельности.
Мотивация деятельности - это побуждающие факторы к действию. (Например: потребности, социальные установки, интересы и влечения, эмоции, убеждения и идеалы людей)

Структура мотивации:
  • потребности
  • социальные установки
  • интересы и влечения
  • эмоции
  • убеждения
  • идеалы людей
Мотив - это то, ради чего деятельность совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции, идеалы людей.
Разновидности мотивов деятельности:
  • личностно-значимые
  • групповые (коллективные)
  • общественные (социально-значимые)
Многообразие видов деятельности
Основные виды деятельности:

  • Игра - процесс, целью которого является отдых и развлечение.
  • Труд - процесс, направленный на производство материальных благ и удовлетворение потребностей в них.
  • Учение - процесс, направленный на освоение новых знаний и навыков.
  • Общение - процесс обмена информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями.

Труд бывает:
  • Умственный - мыслительная деятельность, продуктом которой является определённым образом оформленная информация.
  • Физический - взаимодействие человека со средствами труда.
  • Простой - труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации.
  • Сложный труд - труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией.
  • Репродуктивный труд - отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового.
  • Творческий труд - обусловлен уровнем образования, квалификацией, способностью к новациям.
  • Домашний труд - решение различных бытовых вопросов (приготовление пищи, уборка дома, стирка одежды).

Материальная деятельность - преобразует окружающий мир, создавая новое.
  • Производственная деятельность человека направлена на создание материальных благ и удовлетворение своих потребностей.
  • Социально-преобразовательная деятельность человека направлена на изменение окружающей среды и общественных отношений.
Духовная деятельность - формирует мысли и чувства, образы и представления человека. Создаёт и распространяет элементы культуры с помощью различных средств. (подробнее см. 1.10)
Познавательная деятельность - направлена на получение знаний о мире и о человеке.
Ценностная деятельность - связана с формированием ценностных ориентаций и установок.
Прогностическая деятельность - направлена на предвидение будущего и планирование своих действий.

Дополнительные разновидности деятельности:
  • Индивидуальная, групповая, коллективная (по субъектам деятельности)
  • Экономическая, социальная, политическая, духовная (по сферам)
  • Прогрессивная, реакционная, созидательная, разрушительная (по соотнесению с ходом истории)
  • Репродуктивная, творческая (по характеру)
  • Инновационная, изобразительная, однообразная, шаблонная (по наличию целей, результатов)
Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Самореализация - раскрытие в деятельности человека его сущностных сил, потенциальных возможностей, врождённых и (или) приобретённых способностей.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Свобода – это возможность проявлять свою волю и действовать в соответствии с собственными желаниями, ценностями и убеждениями.

Совместно со свободой всегда действуют ответственность и необходимость.
Ответственность – это способность человека осознавать свои действия и готовность отвечать за их последствия.
Необходимость – это потребность, обусловленная нужда, безусловная определённость поступка.

Однако свобода человека всегда ограничена свободой других людей или общества.
Чем ограничена свобода?
  • законами и моральными нормами
  • социальными нормами
  • свободой других людей или общества
  • физическими или экономическими условиями
  • ценностные ориентации человека, жизненные цели
  • чувство долга и ответственности, самоограничение
  • необходимость
Общение как вид деятельности
Общение - вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями.

Структура общения:
Содержание - это информация, эмоции и чувства, которые передаются между субъектами общения.
Субъекты - это участники процесса общения, которые взаимодействуют друг с другом (отдельные люди, группы, общество в целом).
Средства - это способы, которые используются для передачи информации между субъектами общения (органы чувств, письма, мимика, жесты, интернет).
Цель общения - это то, что стимулирует людей к взаимодействию и обмену информацией (передача информации, выражение чувств, решение проблемы, достижение согласия).

Функции общения:
  • контактная – установление и поддержание связей между людьми;
  • информационная – передача и получение информации;
  • побудительная – воздействие на поведение других людей (убеждение, поддержка собеседника);
  • координационная – согласование действий и решений между людьми;
  • понимания – восприятие и понимание чувств, мыслей и мотивов других людей.
Виды общения
  • По степени опосредованности: непосредственное, опосредованное
  • По признаку «Цель» или «Средство»: деловое, личностное
  • По основному содержанию: когнитивное, эмоциональное, материальное, конвенциональное, биологическое
  • По количеству участников: межличностное, личностно-групповое, межгрупповое
  • По главной цели общения: коммуникативное, перцептивное, интерактивное
Особенности общения в виртуальном пространстве
Особенности общения в виртуальном пространстве:

  • Анонимность. В интернете люди могут скрывать свою настоящую личность и выдавать себя за кого-то другого. Это может привести к неправильному пониманию ситуации и созданию конфликтов.
  • Доступность. Общение в интернете доступно круглосуточно и из любой точки мира. Это позволяет людям общаться в удобное для них время и место.
  • Возможность создания виртуальных сообществ. В интернете люди могут объединяться по интересам и создавать виртуальные сообщества. Это позволяет им общаться и делиться информацией с людьми, которые имеют общие интересы.
  • Возможность использования различных форм общения. В интернете люди могут использовать различные формы общения, такие как текстовые сообщения, голосовые сообщения, видеозвонки и т.д. Это позволяет им выбрать наиболее удобную форму общения в зависимости от ситуации.
  • Возможность быстрого распространения информации. В интернете информация распространяется очень быстро. Это может быть как преимуществом, так и недостатком. С одной стороны, это позволяет быстро получать информацию и делиться ею с другими людьми. С другой стороны, некоторые люди могут использовать это для распространения ложной информации или провокации конфликтов.

Планы по данным темам:
Деятельность
Тест
Проверь свои силы после чтения статьи!
Тест состоит из 5-ти простых вопросов. Справишься ли ты с ними?
Приступить
Что относится к структуре деятельности
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что не относится к структуре мотивации?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Выбери основные виды деятельности
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что относится к деятельности по субъектам
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Перечислите функции общения
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Эх, стоит ещё немного подучить
Перечитай статью, пересмотри вебинар по этой теме и возвращайся!
Заново
Ух-ты, очень неплохо!
Проходной балл у тебя в кармане! Переходи к изучению следующей темы)
Заново
Ты просто лучший!
Ты умничка, тема освоена тобой уверенно! Вперёд, к новым вершинам!
Заново
Предыдущая статья
⊲ Мировоззрение
Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека.
Общественное и индивидуальное сознание.
Самосознание и социальное поведение
Следующая статья
Познание ⊳
Познавательная деятельность.
Познание мира.
Чувственное и рациональное познание.
Мышление, его формы и методы.
Знание как результат познавательной деятельности, его виды.
Курс "50 вебов с Дедом" - подготовка за 4 месяца