Познание мира
Познавательная деятельность. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды.

Познание мира
Познание – это особая форма духовной деятельности людей, направленная на получение знаний о мире и о себе. Познание - это процесс постижения истины, получения знаний, фактов, явлений, закономерностей развития природы, общества, человека.

Раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека называется гносеология.
Философские учения о проблеме познаваемости мира:
  • Гностицизм - человек способен достичь абсолютной истины и познать все аспекты реальности
  • Скептицизм - все наши знания относительны и требуют их критического переосмысления
  • Агностицизм - отрицание возможности познания, противоположность гностицизму

Виды познания:
  • Мифологическое
  • Обыденное
  • Религиозное
  • Художественное
  • Научное
  • Социальное
  • Самопознание

  • Уровни познания - способы, благодаря которым человек получает знания о мире.
Чувственное познание - основывается на восприятии мира через органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. (Существует мнение, что есть шестой орган чувств - вестибулярный аппарат).

С помощью чувственного познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельного предмета: форма, величина, цвет и т.д.

Элементы чувственного познания:
  • Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира
  • Восприятие - формирование целостного образа предмета с помощью органов чувств
  • Представление - образы, которые возникают в нашем сознании в результате восприятия и ощущения

Формы чувственного познания

Ощущение

  • Элементарный чувственный образ, отображающий отдельные свойства предмета
Восприятие

  • Совокупность нескольких ощущений, целостный чувственный образ
Представление

  • Чувственный образ предмета, возникающий в сознании в отсутствие этого предмета
Рациональное познание – это способ получения знаний, который основывается на логическом мышлении и анализе. (Иногда называется логическим).

Элементы рационального познания:
  • Понятие - совокупность признаков и свойств, которые характеризуют конкретное явление.
  • Суждение - формирование связи между понятиями
  • Умозаключение - вывод основанный на логической связи суждений

Их взаимодействие легко запомнить по формуле:
Понятие + понятие = суждение
Суждение + суждение = умозаключение

Рассмотрим на примере:

2 понятия: Улица + Дождь = суждение: На улице идёт дождь

2 понятия: Я + Дом = суждение: Я сижу дома

2 суждения: На улице идёт дождь + Я сижу дома = умозаключение: Я сижу дома, потому что на улице идёт дождь. (На улице идёт дождь, поэтому я сижу дома)

  • Потренируйся самостоятельно, построив подобные логические конструкции.
Научное познание
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания.
  • объективность
  • проверяемость и воспроизводимость знаний
  • рациональность
  • системность
  • доказательность
  • наличие специального "языка науки"
  • использование специальных способов и инструментов
Уровни научного познания:
  • Эмпирический - непосредственная направленность на выявление конкретных свойств определённых объектов познанием
Формы знания - научный факт, эмпирическая закономерность.
Методы познания - наблюдение, эксперимент, измерение, описание, систематизация и др.

  • Теоретический - выявление общих признаков, тенденций, закономерностей, законов.
Формы знания - проблема, закономерность, закон, гипотеза, концепция, теория и др.
Методы познания - общефилософские (диалектика и др.), общенаучные методы (анализ, синтез и др.), методы конкретных наук.

Виды наук:
  • Социально-гуманитарные (история, социология, экономика, политология, правоведение, культурология)
  • Науки о познании и мышлении (логика)
  • Точные и технические (математика, информатика, космонавтика, машиностроение)
  • Естественные (физика, химия, биология, астрономия, география)
  • Больше о видах наук см. в статье "Наука"
Знание и его виды
Знание – это результат познавательной деятельности людей.


Знание - это:
  • способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости о каком-либо объекте
  • познавательно значимая информация
  • особая познавательная единица, выражающая отношение человека к действительности.

Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.
Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Однако, в философии существуют и крайние позиции в определении, что является источником познания – разум или чувства.
  • Эмпиризм - философская школа, основанная на идее о том, что единственным источником знаний об окружающем мире являются наши чувства и восприятие.
  • Рационализм - философская концепция, основанная на убеждении, что разум и мышление являются основным источником знания.
Мышление и его отличительные черты
Мышление – это процесс формирования представлений о мире, понимания и восприятия окружающей действительности.

Отличительными чертами мышления являются:
  • социальная природа – мышление формируется и развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Человек учится мыслить, наблюдая за действиями и поведением других людей, а также через общение и обмен информацией с ними;
  • опосредованный характер – с помощью мышления человек может познать не только внешнюю сторону вещей, но и проникнуть в их суть и предназначение;
  • неразрывная связь мышления с языком – язык является не только средством выражения мыслей, но и средством их формирования;
  • личностный характер – каждый человек имеет свой уникальный способ мышления, который зависит от его индивидуальных особенностей, опыта, знаний и ценностей.

Виды мышления
  • Наглядно-действенное мышление характеризуется преобладанием действий и наглядных образов в процессе мыслительной деятельности. Основными инструментами этого вида мышления являются сенсорные ощущения и двигательные реакции. Человек, обладающий наглядно-действенным мышлением, предпочитает учиться через опыт и практику, а не через абстрактные знания. Такой тип мышления часто присущ детям дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Наглядно-образное мышление основано на восприятии окружающего мира в виде образов и символов. Человек с таким типом мышления способен легко представлять в своем воображении объекты и явления, даже если они отсутствуют в реальности. Основными инструментами наглядно-образного мышления являются воображение и эмоции. Такой тип мышления часто присущ творческим личностям, таким как художники, писатели, музыканты.
  • Словесно-логическое мышление – это способность анализировать и синтезировать информацию, используя логические законы и правила. Человек с таким типом мышления предпочитает учиться из книг и учебников, анализируя информацию и выстраивая логические цепочки. Основными инструментами словесно-логического мышления являются аналитическое мышление и способность к абстрактному мышлению. Такой тип мышления часто присущ людям, занятым научной или математической деятельностью.
Мыслительные процессы
Мыслительные процессы – это процессы, которые происходят в нашем сознании при осуществлении мыслительной деятельности.

Мыслительные процессы:
  • Анализ (разбор сложного объекта на части)
  • Синтез (объединение частей в целой)
  • Классификация (деление объектов на группы по признакам)
  • Сравнение (сопоставление объектов для выявления сходств и различий)
  • Обобщение (выделение общих характеристик у объектов)
  • Конкретизация (переход от абстрактных понятий к конкретным фактам и примерам)
  • Абстрагирование (сосредоточение на главном, чтобы не отвлекаться на незначительные детали)


Дедукция, или дедуктивное умозаключение - вариант логических рассуждений, направленных от общего к частному.
Пример: Все учащиеся 11-го класса - выпускники. Софья Герасимова - ученица 11-го класса. Софья Герасимова - выпускница.

Индукция, или индуктивное рассуждение - вариант логического умозаключения, направленного от частного к общему.
Пример: Саша Кочетков - человек. Саша Кочетков умеет рисовать. Все люди - умеют рисовать?

Законы логики:
  • закон тождества
  • закон противоречия
  • закон исключения третьего
  • закон достаточного основания

Планы по данным темам:
Познание
Тест
Проверь свои силы после чтения статьи!
Тест состоит из 5-ти простых вопросов. Справишься ли ты с ними?
Приступить
Какие существуют философские учения о проблеме познаваемости мира
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Какого вида познания не существует?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Выберите элементы чувственного познание
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Знание - это:
Это определение Познания
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что не является мыслительным процессом?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Эх, стоит ещё немного подучить
Перечитай статью, пересмотри вебинар по этой теме и возвращайся!
Заново
Ух-ты, очень неплохо!
Проходной балл у тебя в кармане! Переходи к изучению следующей темы)
Заново
Ты просто лучший!
Ты умничка, тема освоена тобой уверенно! Вперёд, к новым вершинам!
Заново
Предыдущая статья
⊲ Деятельность
Мотивация деятельности.
Многообразие видов деятельности.
Свобода и необходимость в деятельности человека.
Общение, как вид деятельности.
Следующая статья
Истина ⊳
Понятие истины, её критерии.
Абсолютная, относительная истина
Курс "50 вебов с Дедом" - подготовка за 4 месяца