Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание 1

СОБЫТИЯ

А) создание Южного общества декабристов
Б) Петсамо-Киркенесская операция Красной армии
В) начало Смоленской войны
Г) первое упоминание Москвы в летописи




ГОДЫ

1) 1147 г.
2) 1632 г.
3) 1785 г.
4) 1821 г.
5) 1944 г.
6) 1945 г.




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 4521

Маленький спойлер
Расположите в хронологической последовательности исторические события.
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) начало церковной реформы патриарха Никона
2) провозглашение России империей
3) провозглашение Германской империи




Задание 2
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 123

Маленький спойлер
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 3

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Гражданская война
Б) Великие реформы Александра II
В) внешняя политика Ивана IV
Г) борьба Руси против половцев




ФАКТЫ

1) формирование Уфимской директории
2) принятие Соборного уложения
3) стояние на Угре
4) Любечский съезд князей
5) издание «Положения о губернских и уездных земских учреждениях»
6) оборона Пскова от войск Стефана Батория




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 1564

Маленький спойлер
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Задание 4
Пропущенные элементы:

1) 1850-е гг.
2) Фридрихсгам
3) основание населённого пункта
4) подписание договора между Россией и Китаем
5) 1630-е гг.




6) включение в состав Русского государства
7) Владивосток
8) 1800-е гг.
9) Брест·Литовск

ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 635289

Маленький спойлер
Установите соответствие между событиями (процессами) и участниками этих событий (процессов): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Задание 5

СОБЫТИЯ (ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ)

А) становление Московского княжества
Б) Специальная военная операция (СВО)
В) издание Новоторгового устава
Г) операция советских войск «Багратион»




УЧАСТНИКИ

1) князь Даниил Александрович
2) князь Владимир Мономах
3) А. Л. Ордин-Нащокин
4) Е. Ф. Канкрин
5) И. Х. Баграмян
6) А. Н. Сеикаев




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 1635

Маленький спойлер
Прочтите отрывок из документа.
«А князя великого Василия в понедельник в ночь на мясопустной неделе, февраля 14, привели в Москву и посадили на дворе Шемякине, а сам князь Димитрий стоял на дворе Поповкине. В среду на той же неделе, на ночь ослепили князя великого и отослали в Углич с его княгинею, а мать его великую княгиню Софью послали в Чухлому. Услышав об этом, князь Василий Ярославич побежал в Литву, и с ним князь Семён Иванович Оболенский, а остальные дети боярские и все люди били челом служить князю Димитрию, и он их привёл к присяге. Один Фёдор Басёнок не захотел ему служить. Князь же Димитрий велел возложить на него тяжкие оковы и держать за стражею. Он же подговорил своего пристава, освободился из оков и бежал в Коломну, и там прятался у своих друзей; и многих людей подговорил бежать с собой, и, пограбив коломенский уезд, побежал в Литву с многими людьми, и прибежал в Брянск... А князь Димитрий, услышав, что дети великого князя находятся в Муроме со многими людьми, не захотел на них послать войско из боязни, потому что все люди возмущались его княжением и на него самого замышляли, желая видеть великого князя Василия на государстве. Князь же Димитрий, замыслив так, призвал к себе епископа Рязанского Иону в Москву. Когда же тот пришёл, обещал ему митрополию».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Современником событий, описанных в отрывке, был хан Золотой Орды Тохтамыш.
2) Автор пишет, что среди населения было много сторонников великого князя Василия.
3) В результате событий, описанных в отрывке, на Руси прервалась правящая династия.
4) Описанные в документе события произошли в период зависимости Руси от Орды.
5) Епископ, упомянутый в тексте, стал первым русским патриархом.
6) События, описанные в отрывке, относятся к междоусобной борьбе за великокняжеский престол в Московском государстве.




Задание 6
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 246

Маленький спойлер
Установите соответствие между произведениями культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 7

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) «Повесть временных лет»
Б) «Сказание о Магмете-салтане»
В) роман «Господа Головлёвы»
Г) роман «Жизнь Клима Самгина»




ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор — М. Горький.
2) Действие произведения происходит в период Великой Отечественной войны.
3) Автор — М. Е. Салтыков-Щедрин.
4) Автор был современником Петра 1.
5) Автор был современником Владимира Мономаха.
6) Произведение создано в XVI в.




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 5631

Маленький спойлер
Укажите фамилию конструктора, который разработал изображённое на данном жетоне оружие.

Задание 8
Спойлер
Ответ: Шпагин

Маленький спойлер
Напишите название плана, в соответствии с которым осуществлялись действия войск противника, обозначенные на схеме.

Задание 9
Спойлер
Ответ: Барбаросса

Маленький спойлер
Напишите название, которое в период событий, отражённых на схеме, носил город, обозначенный цифрой «2».

Задание 10
Спойлер
Ответ: Ленинград

Маленький спойлер
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название населённого пункта, которое дважды пропущено в этом тексте.
«С начала июля по середину августа немецкие войска с переменным успехом развивали наступление на Украине. Немецкие танки 9 июля ворвались в Житомир и, „оседлав“ шоссе Житомир — ___________, уже 11 июля в районе реки Ирпень вышли на подступы к находившемуся на Днепре ___________.
Но сильный удар советских механизированных корпусов 5-й армии привёл к тому, что командование группы армий "Юг" было вынуждено остановить свои войска, направив их на проблемные участки, тем самым оставив без поддержки наступающую группировку».

Задание 11
Спойлер
Ответ: Киев

Маленький спойлер
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Территория с городом, обозначенным на схеме цифрой «3» вошла в состав СССР в 1940 г.
2) Город, обозначенный на схеме цифрой «4», был захвачен противником в том же году, к которому относятся события, отражённые на схеме.
3) Гарнизон крепости, расположенной в городе, обозначенном на схеме цифрой «1», целый месяц оказывал сопротивление врагу.
4) Все обозначенные на схеме советские республики входили в состав СССР с момента его создания.
5) На схеме обозначен город, где советские войска, разгромив противника, положили начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.
6) Войсками фронта, указанного на схеме, командовал генерал Д. Г. Павлов.




Задание 12
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 136

Маленький спойлер
Прочитайте текст и выполните задания 13–14.

Текст к заданиям 13-14
Показать текст
Из исторического источника
«Эскадра Рожественского погибла не вследствие численного превосходства вражеского флота, равно как не благодаря лучшему техническому оборудованию последнего. Всё это в страшной Цусимской драме могло играть лишь подчинённую роль. Эскадра Рожественского состояла из 8 броненосцев, 3 бронепалубных крейсеров, 6 броненосных крейсеров, 3 береговых броненосцев и 11 контрминоносцев и была по числу тяжёлых орудий сильнее врага.
Главная причина гибели русской эскадры, потонувшей, не успев нанести никакого вреда врагу, заключалась в пренебрежении главнокомандующего самыми основными правилами морского боя, плохой стрельбе и неумении русских моряков маневрировать. В то время как суда противника делали только один выстрел, наши делали три, но зато противник попадал всегда с изумительной точностью в жизненные части наших судов, в то время :как наши моряки или совершенно промахивались, или попадали только в верхушки мачт. В русском правительственном отчёте о Цусимской битве мы читаем: ,,Стрельба противника была очень меткая, они буквально засыпали наши суда снарядами, стреляли фугасными снарядами, сносили трубы, рангоут и все надстройки, производили пожары и уже после этого начинали палить бронебойными снарядами“. Совершенно иначе отзывается противник о стрельбе русских, констатируя, что последние стреляли слишком часто, но редко попадали в цель, что признают, впрочем, и сами русские офицеры. Вначале на каждый меткий наш выстрел приходилось три вражеских попадания, а позже отношение это стало разительнее. В этом-то превосходстве вражеской стрельбы над нашей и лежит причина так дёшево доставшейся им победы. Если у нас и были очень существенные дефекты судостроения и вообще материальной части флота, всё-таки основная причина полного разгрома нашего флота лежит не в них. У противника было 16 крупных двенадцатидюймовых орудий против наших 26, но так как они стреляли в три раза лучше, то это отношение было уже как 48 :к 26 и даже 64 к 26. ,,Сероватая окраска вражеских судов слилась с мглой, делала их малозаметными“, — писали с изумлением спасшиеся русские офицеры, представляя отчёт по начальству. Наши моряки, как оказывается, не знали, какой цвет краски уменьшает видимость судов и мешает прицеливаться»

Укажите войну, события которой описаны в тексте. Укажите российского императора, в годы правления которого была данная война. Укажите государственного деятеля, от лица России подписавшего мирный договор, завершивший данную войну.

Задание 13
Спойлер
Примерный ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) война — Русско-японская война;
2) император — Николай Второй;
3) государственный деятель — С. Ю. Витте.

Большой спойлер
Какие причины автор считает главными причинами поражения российской эскадры в описываемом сражении? Укажите любые три причины. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Задание 14
Спойлер
Примерный ответ:
Могут быть указаны следующие причины:
1) пренебрежение главнокомандующего 3.П. Рожественского основными ведения морского боя;
2) плохая стрельба русских моряков;
3) неумение русских моряков маневрировать;
4) изумительная точность стрельбы противника;
5) сероватая окраска вражеских судов, делавшая их малозаметными в бою.
Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную правилами информацию, т.е. засчитывается при оцен.иван.ии переписанный целиком объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию

Большой спойлер
Укажите событие, к годовщине которого приурочен выпуск марки. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

Задание 15
Спойлер
Примерный ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) событие — смерть В. И. Ленина;
2) обоснование, например: на марке изображён В. И. Ленин и указаны годы: 1924-1954. 1924 г. — год смерти В. И. Ленина.
(Может быть приведено другое обоснование.)
Элемент 1 ответа может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной

Большой спойлер
Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период жизни исторического деятеля, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите город, в котором находится данный памятник архитектуры.

Задание 16
Спойлер
Примерный ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) цифра, обозначающая памятник архитектуры, — 3;
2) город — Москва.
Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной

Большой спойлер
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)
«...Однако и не представляя, что их там окажется более трёхсот тысяч (это выяснилось значительно позже), можно было не сомневаться: окружённый враг располагает силами не только для упорного сопротивления, но и чтобы попытаться вырваться. Именно поэтому мы напряжённо следили также за движением „внешнего“ фронта окружения, пересёкшего задонские степи, где 62-я армия сражалась в июле — августе. Радовались каждому доходившему до нас известию о том, что он постепенно удаляется на запад. Чем дальше уходил "внешний" фронт от „внутреннего“, обращённого там на восток и непосредственно сжимавшего окружённые войска противника, тем было надёжнееl»

Б)
«23 июля беспримерный подвиг совершили четверо бронебойщиков 84-го гвардейского стрелкового полка Пётр Болото, Григорий Самойлов, Александр Беликов, Иван Алейников. После прорыва вражескими танками обороны полка они остались одни с двумя противотанковыми ружьями на высоте у Клетской. В атаку на высоту пошли 30 немецких танков, герои уничтожили 15. С наступлением темноты гвардейцы отошли. В этот день только в бою против 84-го гвардейского полка немцы потеряли 45 танков.
Командование 6-й германской армии, встретив упорное сопротивление в большой излучине Дона, решило прибегнуть к излюбленному манёвру — нанести охватывающий удар, окружив советские войска. В штабе Паулюса наметили город Калач как место, где должны сомкнуться клешни германских дивизий. Затем, овладев переправами через Дон, устремиться на восток и с ходу ворваться в город на Волге».

Укажите название битвы, о которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Укажите кодовое название наиболее масштабной операции, проведённой в ходе этой битвы Красной армией с целью окружения и уничтожения вражеской группировки войск. Что, согласно одному из отрывков, было «излюбленным манёвром» германской армии?

Задание 17
Спойлер
Примерный ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) битва — Сталинградская;
2) название операции — «Уран»
3) ответ на вопрос: нанесения охватывающего удара с целью окружения советских войск.

Каждый из элементов 1 или 2 ответа может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной. Элемент ответа 3 может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего фрагмента текста. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании элемента 3 переписанный целиком объемный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию

Большой спойлер
В начале февраля 1565 г. Иван IV учредил опричнину. Укажите:
а) последствие учреждения опричнины для войска;
б) последствие учреждения опричнины для управления государством;
в) последствие введения опричнины для знатных бояр и княжат.
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
а) ___________________________________________________________________________
б) ___________________________________________________________________________
в) ___________________________________________________________________________

Задание 18
Спойлер
Примерный ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
а) в стране было сформировано особое опричное войско;
б) вся территория государства была разделена на две части: опричнину, взятую в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать бояре;
в) было разрушено землевладение знати, бояр и княжат, многие из которых были переселены на окраины государства.
Могут быть указаны другие последствия. Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной

Большой спойлер
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «мануфактура». Приведите один исторический факт, :конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Задание 19
Спойлер
Примерный ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике;
(Смысл понятия может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.)
2) факт, например:
в России мануфактуры действовали в условиях развития крепостного права, в связи с чем вольнонаёмный труд на них, первоначально довольно распространённый, со временем стал играть всё меньшую роль, уступая принудительному труду;
при Петре I в России появилось не меньше двухсот новых мануфактур, создание которых он всячески поощрял.
(Может быть приведён другой факт.)
Элемент 2 ответа (факт) может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной

Большой спойлер
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в культуре Древней Руси в первой половине Х в. и во второй половине XI в. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде.
Тезис: _______________________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________

Задание 20
Спойлер
Примерный ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) тезис, например: на культуру Древней Руси во второй половине XI в. христианство оказывало значительно большее влияние, чем в первой половине Х в.;
(Может быть сформулирован другой тезис.)
2) обоснования, например (для приведённого выше тезиса):
в первой половине Х в. в Древней Руси не было христианских храмов, о которых было бы достоверно известно науке, во второй половине XI в. они были (например, Софийский собор в Киеве);
в первой половине Х в. не было христианских книг, созданных в Древней Руси; к середине XI в. относится создание древнейшей пергаментной рукописной книги Древней Остромирова Евангелия.
Могут быть приведены другие исторически корректные обоснования.
При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических (по одному для каждого из сравниваемых объектов). В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например: «было одержано несколько побед»).
Если ответ содержит не один, а несколько тезисов, оценивается только первый и обоснования этого тезиса

Большой спойлер
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в Древней Греции и в некоторых русских землях в период политической раздробленности Руси народ имел возможность законно участвовать в принятии важнейших политических решений: один аргумент для Древней Греции и один — для Руси. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для Руси: __________________________________________________________
Аргумент для Древней Греции: __________________________________________________________

Задание 21
Спойлер
Примерный ответ:
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) для Руси, например: в древнем Новгороде в XII–XV вв. высшим органом власти являлось народное собрание - вече, которое принимало важнейшие политические решения, например выбирало главу новгородской администрации - посадника;
2) для Древней Греции, например: в Древних Афинах существовало Народное собрание, в компетенцию которого входили обязанности по принятию тех или иных законов, регулирующих общественные отношения, избрание на должностные посты граждан, объявление войны и заключение мира, подписание договоров с иными полисами и государствами.

Большой спойлер
Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.

Начни подготовку с чистого листа вместе с нами!