Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 1

СОБЫТИЯ

А) разгром армии П. Н. Врангеля в Крыму
Б) Восточно-Прусская операция Красной армии
В) заключение Андрусовского перемирия
Г) первое упоминание Москвы в летописи





ГОДЫ

1) 1147 г.
2) 1583 г.
3) 1667 г.
4) 1920 г.
5) 1944 г.
6) 1945 г.




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 4631

Маленький спойлер
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Соляной бунт
2) Термидорианский переворот во Франции
3) создание Священного союза




Задание 2
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 123

Маленький спойлер
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание 3

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) церковная реформа патриарха Никона
Б) решение Россией Восточного вопроса в первой половине XIX в.
В) Специальная военная операция (СВО)
Г) внешняя политика князя Владимира Святославича




ФАКТЫ

1) заключение Адрианопольского договора между Россией и Османской империей
2) появление старообрядчества
3) учреждение Святейшего синода
4) осада Корсуни русским войском
5) Брусиловский прорыв
6) подписание договора о вхождении Херсонской области в состав России




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 2164

Маленький спойлер
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Задание 4
Пропущенные элементы:

1) 1700-е гг.
2) Владивосток
3) Тверь
4) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва
5) 1860-е гг.




6) восстание под предводительством К. А. Булавина
7) 1890-е гг.
8) строительство Транссибирской магистрали
9) Оренбург



ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 359461

Маленький спойлер
Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и участниками этих событий (явлений, процессов): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание 5

СОБЫТИЯ (ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ)

А) отречение от престола императора Николая II
Б) Московская битва
В) учреждение патриаршества в России
Г) Специальная военная операция (СВО)




УЧАСТНИКИ

1) Б. Ф. Годунов
2) П. Д. Киселёв
3) И. В. Панфилов
4) протопоп Аввакум
5) А. И. Гучков
6) В. А. Жога




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 5316

Маленький спойлер
Прочтите отрывок из воспоминаний исторического деятеля.
«Царь исполнился усердием, сам и по собственному разумению начал вооружаться против врага и собирать многочисленные и храбрые войска. Он уже не хотел наслаждаться покоем, жить, затворясь в прекрасных хоромах, как в обыкновении у теперешних царей на западе (прожигать целые ночи, сидя за картами и другими бесовскими измышлениями), но сам поднимался не раз, не щадя своего здоровья, на враждебного и злейшего своего противника — казанского царя. И хоть не взял он в одну суровую зиму этого столичного города, то есть крепости Казани, и отступил без всякого успеха, вовсе не впали в уныние душа его и храбрая его воинственность. И, оценив положение города, через год или два распорядился он построить немедля на реке Свияге большую превосходную крепость, за четверть мили от Волги и миль за пять от великого города Казани, — вот как близко уже подошёл!
В тот же год отправив по Волге большие стенобитные пушки, сам он хотел тотчас пойти сухим путём. Но тут пришло известие, что крымский хан идёт на него с большими силами, препятствуя походу на Казань. И хотя для постройки крепости он послал прежде большое войско, да и при пушках множество воинов, но по этому случаю ненадолго отсрочил поход на Казань».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Современником описываемых событий был А. Л. Ордин-Нащокин.
2) Автор пишет, что царь не стал откладывать поход на Казань из-за вторжения крымцев.
3) В период правления царя, о котором идёт речь в тексте, проводилась политика опричнины.
4) Описанные события произошли в первой половине правления упоминаемого в отрывке царя.
5) В период правления царя, о котором идёт речь в тексте, в России был созван первый Земский собор.
6) Автор считает, что царь был храбр.




Задание 6
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 3456

Маленький спойлер
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 7

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) роман «Тихий дон»
Б) повесть «Бедная Лиза»
В) «Повесть о Шемякином суде»
Г) «Сказание о Мамаевом побоище»


ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автору была присуждена Нобелевская премия по литературе.
2) Создатель данного произведения является одним из родоначальников сентиментализма в русской литературе.
3) Данное произведение посвящено событиям правления Ивана IV
4) Данный памятник культуры является сатирическим произведением XVII в.
5) Данное произведение посвящено событиям XIV в.
6) Данное произведение создано во второй половине XIX в.




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 1245

Маленький спойлер
Укажите фамилию военачальника, который командовал парадом, изображённым на марке.

Задание 8
Спойлер
Ответ: Рокоссовский

Маленький спойлер
Закончите предложение: «Город, обозначенный на схеме цифрой «1» был основан по указу императора __________ ».

Задание 9
Спойлер
Ответ: Александр Второй

Маленький спойлер
Закончите предложение: «Территория, обозначенная на схеме цифрой «3» была утеряна Российской империей по условиям мирного договора, подписанного в городе __________ ».

Задание 10
Спойлер
Ответ: Портсмут

Маленький спойлер
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
«Сооружение дороги явилось успехом дальневосточной политики российского правительства, и прежде всего С. Ю. Витте. Строительство дороги формально — в целях обеспечения союзнических обязательств — было предусмотрено русско-китайским Московским договором 1896 г. Концессия на строительство и эксплуатацию дороги была выдана в соответствии со специальным договором между китайским послом и Русско-Китайским банком. Срок концессии составлял 80 лет, китайское правительство имело право выкупить дорогу через 36 лет после открытия движения; Российская империя имела право транзита своих войск по дороге как в военное, так и в мирное время. Дорога, являясь частью российской Транссибирской магистрали, начиналась в Чите и проходила через _____________, из которого шла ветка в Порт-Артур, к берегу Японского моря».

Задание 11
Спойлер
Ответ: Харбин

Маленький спойлер
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Строительство обозначенной на схеме железнодорожной магистрали было начато
в годы правления Николая I.
2) Карту реки, дважды обозначенной на схеме цифрой «2», впервые составил российский землепроходец Е. П. Хабаров.
3) На схеме обозначена столица Российской империи в период, к которому относится схема.
4) Город, обозначенный на схеме цифрой «4», в годы Великой Отечественной войны обрёл второе, неофициальное имя — «Танкоград»
5) На схеме обозначена территория, которая в 1867 г. была продана США.
6) На схеме обозначен город, где было создано правительство во главе с Верховным правителем России А. В. Колчаком.




Задание 12
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 2346

Маленький спойлер
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

Текст к заданиям 13-14
Показать текст
Из воспоминаний современника
«После тяжкой войны, в которой все состояния, участвуя, оказали равное усердие и верность престолу и отечеству; когда всякий ожидал в мире вожделенного спокойствия, внезапно войти в селения военною рукой, взять дома мирных земледельцев, всё, дедами и самими ими нажитое, да и их самих в общий состав нового воинства — едва ли история представляет что-либо тому подобное. К сему присовокупить должно вынужденную уступку и покупку соседственных земель и поместий: ибо одна несправедливость естественно рождает другую. Возникли, с одной стороны, отчаянное сопротивление, особенно на юге, с другой — строгие меры укрощения. Всей России сделались известны сцены, которых никто не мог полагать возможными в царствование государя, толико кроткого, человеколюбивого! Общее недоумение разрешалось одним лицом графа Аракчеева. Оно во всех подобных действиях служило экраном для особы монарха.
Цель поселений объявлена после — освобождение России от тяжкой рекрутской повинности. Осмеливаюсь, государь, представить, что уменьшение срока службы по примеру Пруссии до 8 или до 12 лет удовлетворило бы сей цели справедливее, прочнее и безопаснее: ибо тогда чрез 25 лет во всей России разлился бы дух военный, и крестьяне столь же бы легко стали расставаться с детьми, как дворяне, кои прежде также отпускали, как на смерть, а теперь охотно сами везут. Возвратившиеся в семейство могли бы жениться, заниматься крестьянским бытом и, наживая детей, воспитывали бы их заранее быть солдатами, сами были бы готовые ландверы.
Мысль о поселении войск не новая. Бурхард Миних представлял императрице Анне Иоанновне проект о заселении границ турецких, польских и шведских войсками, с тем, чтобы они приучались к тому роду войны, который с сими неприятелями приличен. Поселение на границе может быть действительно оплотом, но внутри государства другие следствия возможны. При разных мнениях о сём иностранцев известен краткий отзыв Веллингтона. Я слышал его из уст графа Ростопчина: видно, что русское правительство не боится штыков!»

Назовите войну, о которой говорится в первом абзаце. Назовите императора, упоминаемого в тексте. Укажите год, когда вступила на престол упоминаемая в тексте императрица.

Задание 13
Спойлер
Примерный ответ:
1) война - Отечественная война 1812 г.;
2) император - Александр 1;
3) rод - 1730.
Каждый ответ может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной

Большой спойлер
О каком преобразовании, проводимом в России после упоминаемой в отрывке войны, пишет автор? Какую цель данного преобразования он называет? Какую меру называет автор в качестве альтернативы данного преобразования? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Задание 14
Спойлер
Примерный ответ:
1) ответ на первый вопрос: автор пишет о создании военных поселений;
2) ответ на второй вопрос: целью создания военных поселений автор называет освобождение России от рекрутской повинности;
3) ответ на третий вопрос: автор предлагает уменьшить срок военной службы до 8 или до 12 лет.
Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании переписанный целиком объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию

Большой спойлер
Укажите год, к которому относится отрывной календарь, откуда вырван данный листок. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

Задание 15
Спойлер
Примерный ответ:
1) rод - 1975;
2) обоснование. например: на листе календаря написано "58 лет Великой Октябрьской социалистической революции", которая произошла в 1917 г. 1917 + 58 = 1975.
(Может быть приведено другое обоснование.)
Элемент 1 ответа может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной

Большой спойлер
Какой из представленных ниже скульптурных памятников был уже создан к моменту события, годовщине которого посвящён данный листок календаря?
В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник.
Назовите скульптора, создавшего этот памятник.

Задание 16
Спойлер
Примерный ответ:
1) цифра, обозначающая скульптурный памятник, - 4;
2) скульптор - А. М. Опекушин.
Каждый элемент может 6ыть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной

Большой спойлер
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)
«В этот день впервые встретились три человека, имена которых прочно вошли в историю: И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль. Трудно найти людей более несхожих, чем они.
У каждого из этих трёх лидеров были свои взгляды на историю и на будущее человечества. Каждый имел свои идеалы и убеждения. Но, несмотря на всё это, логика борьбы против общего врага свела их вместе на этой конференции. И они приняли там согласованные решения.
Многие историки считают эту конференцию зенитом антигитлеровской коалиции. Мне это мнение представляется справедливым. Но путь к этой вершине был нелёгок».

Б)
«…Идею балканской операции Черчилль с особой настойчивостью проталкивал во время конференции руководителей трёх великих держав. Это было после того, как Англия и США вновь отказались выполнить своё обязательство о высадке в Северной Франции. Знаменательно, что год назад он зондировал почву насчёт балканского варианта. Следовательно, его идея высадки англо-американских войск в Юго-Восточной Европе имела давнюю историю. Отсюда ясно, что победу над общим врагом Черчилль ставил на второй план. Главное, к чему он стремился, — это закрепить империалистические позиции Великобритании в Европе, ставя при этом во главу угла борьбу против коммунизма».

Укажите город, где состоялась конференция, о которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Укажите название другой конференции, состоявшейся в годы Великой Отечественной войны, на которой встретились те же главы государств, что и на конференции, о которой идёт речь в данных отрывках.
Что, по мнению автора одного из отрывков, является главным из того, к чему стремился Черчилль?

Задание 17
Спойлер
Примерный ответ:
1) город - Тегеран;
2) название конференции - Ялтинская;
3) ответ на вопрос: закрепить империалистические позиции Великобритании в Европе, ставя при этом во главу угла борьбу против коммунизма.
Каждый из элементов 1 и 2 ответа может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной. Элемент ответа 3 может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего фрагмента текста. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается
при оценивании элемента 3 ответа переписанный целиком объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию

Большой спойлер
Вдова киевского князя Игоря княгиня Ольга приняла крещение. Укажите:
а) последствие крещения Ольги для международного положения Руси;
б) последствие этого события для внука Ольги — киевского князя Владимира;
в) последствие этого события для развития культуры Руси.

Ответ оформите в следующем виде обязательно соблюдайте порядок заполнения
пунктов ответа).
а)_____________________________________________________________________
б)_____________________________________________________________________
в)_____________________________________________________________________

Задание 18
Спойлер
Примерный ответ:
а) укрепились политические связи между Русью и Византией, так как Ольга крестилась в Константинополе;
б) крещение Ольги предопределило выбор князя Владимира в пользу христианства по византийскому образцу;
в) согласно ряду источников княгиня Ольга основала несколько храмов на Руси, что способствовало проникновению на Русь христианской культуры.
Могут быть указаны другие последствия. Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной

Большой спойлер
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Коминформбюро».
Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Задание 19
Спойлер
Примерный ответ:
1) смысл понятия, например: международная коммунистическая организация, основанная в 1947 г.;
(Смысл понятия может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.)
2) факт, например:
- первоначально Коминформ включал коммунистические партии СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехослова'Кии, Югославии, Франции и Италии;
- на учредительной конференции Коминформа в сентябре 1947 г. был провозглашён тезис о разделении мира на два лагеря.
(Может быть приведён другой факт.)
Элемент 2 ответа (факт) может быть засчитан. только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной

Большой спойлер
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в роли князя в политической системе Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли во второй половине XII в. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса.
Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде.
Тезис: ______________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1)____________________________________________________________________
2)____________________________________________________________________

Задание 20
Спойлер
Примерный ответ:
1) тезис. например: роль князя в политической системе Новгородской земли во второй половине XII в. была менее значительной, чем во Владимиро-Суздальском княжестве;
(Может быть сформулирован другой тезис.)
2) обоснования, например (для приведённого выше тезиса):
- в Новгородской земле вече призывало князя и могло его изгнать (•указать путь»), а во Владимиро-Суздальском княжестве князь получал и передавал власть по наследству, а значит, в данном вопросе не зависел от других органов власти;
- права КНЯЗЯ в Новгородской земле были ограничены (например, он не мог вмешиваться во внутреннее управление Новгородом), а во Владимиро-Суздальском княжестве князь был практически полноправным монархом.
Могут быть приведены другие исторически корректные обоснования. При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например: <<было одержано несколько побед>>). Если ответ содержит не один, а несколько тезисов, оценивается только первый из них и обоснования этого тезиса

Большой спойлер
В XVI-XVII вв. были совершены Великие географические открытия. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что важную роль в географических открытиях, совершённых русскими и испанскими путешественниками в этот период, сыграли коммерческие интересы: один аргумент для России и один — для Испании. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: __________________________________________________________
Аргумент для Испании: _________________________________________________________

Задание 21
Спойлер
Примерный ответ:
1) для России, например: с целью сбора ясака, поиска колоний моржей и добычи бивней в середине XVII в. шесть кочей экспедиции Дежнёва - Попова вышли из устья реки Колымы, обогнули Чукотский полуостров, вышли из Ледовитого океана в Тихий и оказались южнее устья реки Анадыри. Таким образом, экспедиция впервые прошла проливом, разделяющим Америку и Азию. Было совершено важное географическое
открытие;
2) для Испании, например: с целью найти западный путь к Островам Пряностей, которые были богаты очень дорогими в те времена специями, через испанские воды (доставшиеся Испании по Тордесильясскому договору 1494 г.), в первой половине XVI в. португальский мореплаватель, поступивший на испанскую службу, Фернан Магеллан преодолел пролив, названный впоследствии его именем, вышел в Тихий океан. Большая часть участников экспедиции (и сам Магеллан) погибла, но оставшиеся завершили первое плавание вокруг света, доказав таким образом существование единого Мирового океана, связывающего все континенты Земли. Это было важнейшее географическое открытие.
Могут быть приведены другие аргументы. Если ответ содержит более одного аргумента для России и/или другой страны, оценивается(-ются) только аргумент(ы) для России и/или другой страны, который(-ые) указан(ы) первым(и)

Большой спойлер
Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.

Начни подготовку с чистого листа вместе с нами!