Вариант 1
Вариант 2
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 1

СОБЫТИЯ

А) разгром армии П. Н. Врангеля в Крыму
Б) Восточно-Прусская операция Красной армии
В) заключение Андрусовского перемирия
Г) первое упоминание Москвы в летописи





ГОДЫ

1) 1147 г.
2) 1583 г.
3) 1667 г.
4) 1920 г.
5) 1944 г.
6) 1945 г.




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 4631

Маленький спойлер
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Соляной бунт
2) Термидорианский переворот во Франции
3) создание Священного союза




Задание 2
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 16

Маленький спойлер
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание 3

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) церковная реформа патриарха Никона
Б) решение Россией Восточного вопроса в первой половине XIX в.
В) Специальная военная операция (СВО)
Г) внешняя политика князя Владимира Святославича




ФАКТЫ

1) заключение Адрианопольского договора между Россией и Османской империей
2) появление старообрядчества
3) учреждение Святейшего синода
4) осада Корсуни русским войском
5) Брусиловский прорыв
6) подписание договора о вхождении Херсонской области в состав России




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 2164

Маленький спойлер
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Задание 4
Пропущенные элементы:

1) 1700-е гг.
2) Владивосток
3) Тверь
4) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва
5) 1860-е гг.




6) восстание под предводительством К. А. Булавина
7) 1890-е гг.
8) строительство Транссибирской магистрали
9) Оренбург



ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 359461

Маленький спойлер
Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и участниками этих событий (явлений, процессов): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание 5

СОБЫТИЯ (ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ)

А) отречение от престола императора Николая II
Б) Московская битва
В) учреждение патриаршества в России
Г) Специальная военная операция (СВО)


УЧАСТНИКИ

1) Б. Ф. Годунов
2) П. Д. Киселёв
3) И. В. Панфилов
4) протопоп Аввакум
5) А. И. Гучков
6) В. А. Жога




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 5316

Маленький спойлер
Прочтите отрывок из воспоминаний исторического деятеля.
«Царь исполнился усердием, сам и по собственному разумению начал вооружаться против врага и собирать многочисленные и храбрые войска. Он уже не хотел наслаждаться покоем, жить, затворясь в прекрасных хоромах, как в обыкновении у теперешних царей на западе (прожигать целые ночи, сидя за картами и другими бесовскими измышлениями), но сам поднимался не раз, не щадя своего здоровья, на враждебного и злейшего своего противника — казанского царя. И хоть не взял он в одну суровую зиму этого столичного города, то есть крепости Казани, и отступил без всякого успеха, вовсе не впали в уныние душа его и храбрая его воинственность. И, оценив положение города, через год или два распорядился он построить немедля на реке Свияге большую превосходную крепость, за четверть мили от Волги и миль за пять от великого города Казани, — вот как близко уже подошёл!
В тот же год отправив по Волге большие стенобитные пушки, сам он хотел тотчас пойти сухим путём. Но тут пришло известие, что крымский хан идёт на него с большими силами, препятствуя походу на Казань. И хотя для постройки крепости он послал прежде большое войско, да и при пушках множество воинов, но по этому случаю ненадолго отсрочил поход на Казань».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Современником описываемых событий был А. Л. Ордин-Нащокин.
2) Автор пишет, что царь не стал откладывать поход на Казань из-за вторжения крымцев.
3) В период правления царя, о котором идёт речь в тексте, проводилась политика опричнины.
4) Описанные события произошли в первой половине правления упоминаемого в отрывке царя.
5) В период правления царя, о котором идёт речь в тексте, в России был созван первый Земский собор.
6) Автор считает, что царь был храбр.




Задание 6
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 3456

Маленький спойлер
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 7

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) роман «Тихий дон»
Б) повесть «Бедная Лиза»
В) «Повесть о Шемякином суде»
Г) «Сказание о Мамаевом побоище»


ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автору была присуждена Нобелевская премия по литературе.
2) Создатель данного произведения является одним из родоначальников сентиментализма в русской литературе.
3) Данное произведение посвящено событиям правления Ивана IV
4) Данный памятник культуры является сатирическим произведением XVII в.
5) Данное произведение посвящено событиям XIV в.
6) Данное произведение создано во второй половине XIX в.




ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 1245

Маленький спойлер
В ходе социологических опросов совершеннолетним россиянам задавали вопрос:
«Как вам кажется, сегодняшние матери понимают своих детей лучше или хуже, чем матери, которые воспитывали детей 30 лет назад?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считает, что понимают лучше, среди опрошенных 31-45-летних больше, чем среди опрошенных в возрасте старше 60 лет.
2) Равные доли опрошенных в возрасте старше 60 лет считают, что в этом отношении отличий нет, и затрудняются ответить.
3) Среди опрошенных 31-45-летних доля тех, кто считает, что в этом отношении отличий нет, больше доли тех, кто считает, что понимают лучше.
4) Одинаковые доли опрошенных 31-45-летних считают, что понимают лучше, и затрудняются ответить.
5) Среди опрошенных в возрасте старше 60 лет доля тех, кто считает, что понимают лучше, больше доли тех, кто считает, что понимают хуже.




Задание 9
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 123

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о выборах и избирательных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Пропорциональная избирательная система применяется на выборах в представительные органы власти.
2) Выборы в демократическом обществе предполагают равенство прав политических
партий/кандидатов.
З) Достоинством любой избирательной системы является примерно равное представительство политических сил в парламенте.
4) При проведении выборов по мажоритарной системе депутатские мандаты
распределяются между списками кандидатов в соответствии с голосами, поданными за эти списки.
5) Мажоритарная система предполагает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей общенационального избирательного округа.




Задание 10
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 234

Маленький спойлер
В государстве Z действуют независимые СМИ. Какие функции выполняют СМИ в демократическом обществе? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проведение налоговой политики
2) предоставление информации населению о происходящих событиях в стране и в мире
3) управление государственными предприятиями
4) установление правовых основ жизни общества
5) выражение интересов различных слоёв населения
6) осуществление общественного контроля за властью




Задание 11
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 256

Маленький спойлер
Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданин России? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранение исторического и культурного наследия
2) социальное обеспечение по возрасту
3) защита Отечества
4) участие в управлении делами государства
5) выбор рода деятельности и профессии




Задание 12
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 13

Маленький спойлер
Установите соответствие между предметами ведения, полномочиями и уровнями публичной власти в Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 13

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ

А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй
Б) федеральные энергетические системы
В) внешнеэкономические отношения Российской Федерации
Г) разграничение государственной собственности
Д) организация публичной власти




УРОВНИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) исключительное ведение Российской Федерации
2) совместно Российская Федерация и субъекты Российской Федерации


ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 21121

Маленький спойлер
Выберите верные суждения о нормах гражданского процессуального права в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка.
2) Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой
своих прав, свобод и законных интересов.
3) Гражданское судопроизводство ведётся только на родном языке истца.
4) Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и обвиняемый.
5) Лица, участвующие в деле, несут установленные законодательством процессуальные обязанности.




Задание 14
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 125

Маленький спойлер
Установите соответствие между условиями/обстоятельствами заключения брака и иx видами (в соответствии с Семейным кодексом РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 15

УСЛОВИЯ/ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А) наличие близких кровнородственных отношений
Б) состояние хотя бы одного из лиц, желающих вступить в брак, в другом зарегистрированном браке
В) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины
Г) достижение обоими будущими супругами брачного возраста
Д) признанная судом недееспособность хотя бы одного из желающих заключить брак




ВИДЫ УСЛОВИЙ/ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

1) условия заключения брака
2) обстоятельства, препятствующие заключению брака
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 22112

Маленький спойлер
Андрей Гаврилович перешёл на работу из унитарного предприятия в производственный кооператив. Найдите в приведённом ниже списке общие черты этих предприятий.
Запишите цифры, под которыми они указаны

1) требование соблюдать трудовую дисциплину
2) распределение прибыли между работниками в соответствии с их трудовым участием
З) объединение нескольких мастеров, лично участвующих в оказании услуг
4) необходимость соблюдать требования по охране труда
5) право работников ежегодно получать оплачиваемый отпуск
6) получение дивидендов по итогам года




Задание 16
ПРОВЕРИТЬ
Спойлер
Ответ: 145

Маленький спойлер
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

Текст к заданиям 17-20
Показать текст
Сопоставительный анализ права и власти, а затем права и морали показывает значительную силу права. В связи с развитием направления философской мысли, называемого аксиологией (учением о ценностях), стало возможным охарактеризовать эту значительную силу права как регулятора в современных и высокозначимый категориях.
Право в обществе в условиях цивилизации, его сила с аксиологической точки зрения — это не только необходимость, не просто средство социального регулирования, но такое «средство», которое выступает как ценность, социальное благо. Исходным для понимания права в этом качестве являются его особенности как институционального образования. Благодаря своей инновационности право обладает рядом существенных социально значимых свойств — общеобязательной нормативностью, высокой (формальной) определённостью по содержанию, государственной гарантированностью, раскрывающими его миссию существенной социальной силы общества, носителя значительной социальной энергии. Это и связано как раз с характеристикой права в качестве социального феномена, обладающего социальной ценностью — инструментальной и собственной.
Если не идти дальше рассмотрения права как регулятора общественных отношений, то его миссия в обществе состоит прежде всего в инструментальной ценности, т. е. ценности «инструмента», «средства» решения задач, относимых к различным сторонам: жизни общества — экономической, политической, культурной…
Вместе с тем важно подчеркнуть. что право имеет и собственную, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение. Эта собственная ценность даёт о себе знать и в сугубо «регулятивном плане». В том, что право способно «воспроизводить» данную социальную систему, вносить в неё нормативные начала.
Но есть здесь нечто совсем своеобразное, исконно правовое. Самым общим образом собственную ценность права в этом отношении можно определить как выражение и олицетворение правом свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоёв населения, социальных групп. Иными словами, право в идеале — это ценность, которая не присуща никакому другому социально·политическому явлению, ценность упорядоченной свободы человека, справедливости, консенсуса. В этом своём качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, сообразовать поведение с моралью, со справедливостью. Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. И именно в этом отношении право является значительном и притом — самостоятельной социальной ценностью…
(С.С. Алексеев)

Какие три социально значимых свойства права как институционного образования приведены автором? Как он характеризует силу права с аксиологической точки зрения? В чём, по мнению автора, проявляется собственная ценность права?

Задание 17
Спойлер
Примерный ответ:
1) общеобязательная нормативность, высокая (формальная) определённость no содержанию, государственная гарантированность;
(Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании трёх свойств из текста.)
2) средство социального регулирования, которое выступает ка.к ценность, социальное благо;
3) выражение и олицетворение свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоёв населения, социальных групп.

Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Большой спойлер
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
  • укажите не менее трёх основных признаков социальной группы как совокупности людей;
  • объясните связь любого из отмеченных автором социально значимых свойств права с его социальной ценностью
(Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Задание 18
Спойлер
Примерный ответ:
1)

2)

Большой спойлер
Автор полагает, что право может предоставлять простор для свободы и активности в поведении человека. На примере любых трёх отраслей права подтвердите мнение автора. (В каждом случае сначала укажите отрасль права, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание 19
Спойлер
Примерный ответ:
1) гражданское право (например, гражданин А. приобрёл участок земли за городом и opraнизовал на нём фермерское хозяйство);
2) семейное право (например, совершеннолетние молодой человек и девушка вступили в брак, совместно приобрели дачу, на которой после рождения детей каждые выходные отдыхают всей семьёй);
3) трудовое право (например, А. уволилась с предыдущего места работы и по конкурсу завяла руководящую должность в отделении крупного банка, теперь она в полной мере может реализовать свои способности).
Могут быть приведены иные примеры, названы и проиллюстрированы другие отрасли права.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента сторонников и два аргумента противников мнения о том, что сила права превосходит силу морали. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Задание 20
Спойлер
Примерный ответ:
1) аргументы сторонников, например:
  • нормы права формально определены, и есть механизм принуждения граждан и opгaнизаций к их исполнению, а нормы морали субъективно понимаются, и их исполнение акт свободной воли индивидов;
  • нормы права в ряде случаев создают механизмы реализации определённых моральных норм (например, забота о стариках и детях);
2) аргументы противников, например:
  • нормы права изменяются по мере развития общества и государства, иногда в зависимости от текущей политической ситуации, а нормы морали стабильны и неизменны на протяжении столетий;
  • нормы морали возникли существенно раньше, чем нормы права, и их поддерживает сила и значимость мировых религий.
Могут быть приведены иные обоснованные аргументы сторонников и/или противников данного мнения.
Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются при оценивании)

Большой спойлер
На графике изображено изменение ситуации на рынке демисезонной обуви. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.)

Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса? Сначала укажите любое одно обстоятельство (фактор), затем объясните его влияние на спрос (обязательно укажите характер изменения спроса). (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанном в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях вырастет плата за аренду помещений обувных магазинов?

Задание 21
Спойлер
Примерный ответ:
1) равновесная цена увеличилась;
2) сезонность (например: в стране наступила осень, что привело к росту спроса на демисезонную обувь);
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор. Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания)
3) рост платы за аренду помещений обувных магазинов приведёт к закрытию некоторых магазинов, .уменьшению предложения демисезонной обуви и росту её равновесной цены.
Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном однозначном указании изменения предложения и равновесной цены при отсутствии неверных позиций.
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Большой спойлер
В государстве Z активно развиваются новейшие технологии и инновации, в структуре занятости увеличивается доля «интеллектуалов» (представителей науки, исследователей), в структуре экономики доминирует сфера услуг.
Большинство семей в государстве Z относится к нуклеарному типу.
В ходе социологических опросов было установлено, что в государстве Z в период с 2010 по 2025 г. на 28 % выросла доля учащихся школ, выбравших наиболее удобную форму образования в соответствии со своими целями и интересами.
Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.
Глава государства получает власть по праву наследования. Выборы в законодательное собрание происходят регулярно, на конкурентной основе. Государство Z включает в себя 10 территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью.

К какому типу относится общество государства Z? Какие семьи называют нуклеарными? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какова форма государственного (территориального) устройства государства Z?

Задание 22
Спойлер
Примерный ответ:
1) постиндустриальное/информационное;
2) например, это семьи, которые состоят из супружеской пары / супружеской пары и их несовершеннолетних детей;
(Ответ на второй вопрос может быть дан в другой корректной формулировке.)
3) гуманизацию образования;
4) унитарное государство.
Ответ на каждые из вопросов 1, 3 и 4 засчитывается только при наличии правильного однозначного указания типа общества, тенденции образования и формы государственного (территориального) устройства. Если в ответе на вопрос указано несколько типов, тенденций и форм, то такой ответ на конкретный вопрос не засчитывается

Большой спойлер
Конституция Российской Федерации определяет условия для свободного формирования мировоззрения человека. Hа основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 23
Спойлер
Примерный ответ:
1) никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной:
2) никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них;
3) каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Финансовые услуги». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Задание 24
Спойлер
Примерный ответ:
План: Финансовые услуги



Другие планы находятся здесь.

Большой спойлер
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значение цифровизации российской экономики для решения задач экономического роста. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Как гражданин России может воспользоваться цифровыми финансовыми услугами? (Назовите любые три способа.)
З) Проиллюстрируйте примером каждый из указанных в пункте 2) способов.
(Каждый. пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание 25
Спойлер
Примерный ответ:
1) Обоснование:

2)
3)

Большой спойлер
Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте бланки ЕГЭ 2025. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.

Начни подготовку с чистого листа вместе с нами!
Это alias block. Задайте ID блока-оригинала.