Социализация личности
Социализация личности и её этапы. Агенты (институты) социализации.

Социализация личности и её этапы.
Социализация — это процесс формирования личности, в рамках которого индивид усваивает социальные ценности и нормы общества, приобретает умения и навыки преобразовательной деятельности, осваивает социальные роли.

Этапы социализации (по данным Всемирной организации здравоохранения):
  • младенчество (от рождения до 3 лет)
  • детство (от 4 до 11 лет)
  • подростковый период (от 11 до 18 лет)
  • молодость (от 18 до 44 лет)
  • средний возраст (от 44 до 60 лет)
  • пожилой человек (от 60 до 75 лет)
  • старческий период (от 75 до 90 лет)
  • долгожитель (от 90+ лет)

Основные этапы (уровни) социализации:

Первичная социализация

— включает период развития человека от младенчества до освоения им элементарных навыков жизни в обществе, а также время ученичества и приобретение индивидом базовых профессиональных навыков.
Первичная социализация происходит в малых группах: семья, сверстники, учителя.

Вторичная социализация

— охватывает период от наступления зрелости до постепенного снижения личностью трудовой активности и подведения итогов своей жизни. Вторичная социализация основывается на первичной социализации.
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп: армия, государство.
Десоциализация — это процесс отказа или утраты усвоенных норм, культурных образцов, социального статуса и ценностей. Данный процесс чаще всего носит отрицательный характер (например, утрата социального статуса вследствие употребления наркотиков).
Ресоциализация — это процесс повторной социализации, в результате которого происходит восстановление утраченных либо усвоение новых норм и ценностей, которые отличаются от усвоенных им ранее.
Агенты (институты) социализации.
Агенты социализации — люди, социальные группы, учреждения и организации, которые оказывают воздействие на формирование личности, ответственные за воспитание и обучение социальным нормам, освоение социальных ролей, формирование у социализирующихся ценностных ориентиров.
Агенты первичной социализации – это ближайшее окружение человека, которое оказывает наибольшее влияние на формирование личности и с которым происходит непосредственное взаимодействие. Агенты первичной социализации входят в состав малых групп, с которыми индивид вступает в тесные межличностные отношения, которые, как правило, носят неформальный характер.

Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, ближайшие родственники, сверстники, няни, воспитатели, учителя, семья, школьный класс.
Агенты вторичной социализации – это социальные институты, в которых взаимоотношения людей строятся не на личных симпатиях, а на основе формальных (деловых) связей. То есть это окружение человека, с которым он связан формально-деловыми отношениями. Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции.

Администрация школы, преподаватели университетов, руководители организаций, политические лидеры, представители СМИ, вузы, Церковь, армия, государство, Интернет.
Стадии социализации:
  • Стадия адаптации – это процесс приспособления человека к социальной среде с помощью различных социальных средств. Здесь происходит усвоение социального опыта и главным механизмом социализации является подражание. Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся нормы, ценности, но и стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими. Второй тип адаптации – это пассивное восприятие целей и ценностей группы (конформное поведение).
  • Стадия идентификации (индивидуализации) – появление желания выделить себя среди других людей. Социализация проходит благополучно, если качества человека принимаются группой, обществом.
  • Стадия интеграции – внедрение в жизнь общества (может проходить благополучно или неблагополучно).
  • Трудовой этап социализации – охватывает весь период зрелости человека, время его трудовой деятельности, когда человек усваивает социальный опыт и воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду через свою деятельность.
  • Послетрудовой этап социализации – связан со снижением экономической активности человека, его концентрацией на выполнении функций в семье, проблемах своего здоровья.

Факторы, оказывающие влияние на процесс социализации:
  • биологическая наследственность
  • социальное окружение
  • групповой и индивидуальный опыт
  • вид деятельности (профессия, работа, хобби и др.)
  • место жительства (регион, село, посёлок, город, мегаполис и др.)
  • культурная среда (уровень образования в обществе, мораль, искусство, религия и др.)
  • политическая система (правовые нормы, методы осуществления политической власти, идеология и др.)

Механизмы социализации:
  • Традиционный механизм — усвоение индивидом норм поведения, взглядов и убеждений, которые свойственны его семье и его ближайшему окружению.
  • Институциональный механизм — проявляется в процессе взаимодействия индивида с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов создавались специально для осуществления функции социализации (специализированный), другие выполняют функцию социализации параллельно со своими основными обязанностями (неспециализированные).
  • Стилизованный механизм — проявляется в рамках субкультуры, характерной для конкретной группы людей.
  • Межличностный механизм — проявляется во влиянии на индивида значимых для него людей в процессе их совместного взаимодействия (родители, учители, друзья и т.д.).
  • Рефлексивный механизм — осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам и т.д.

Функции социализации:
  • регулирование поведения личности с помощью социальных норм
  • интеграция человека в общество и адаптация к условиям социальной среды
  • взаимодействие, общение, обмен информацией между людьми
  • формирование индивидуального образа жизни
  • освоение системы знаний о мире, человеке, обществе, усвоение социокультурного опыта
  • освоение практических умений и навыков
  • формирование мировоззрения человека и др.

План по данной теме:
Социализация личности
Тест
Проверь свои силы после чтения статьи!
Тест состоит из 5-ти простых вопросов. Справишься ли ты с ними?
Приступить
Сколько основных этапов (уровней) социализации выделяют?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Процесс, в результате которого происходит восстановление утраченных либо усвоение новых норм и ценностей – это …
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что не относится к агентам первичной социализации?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Какой стадии социализации не выделяют?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что относится к функциям социализации?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Эх, стоит ещё немного подучить
Перечитай статью, пересмотри вебинар по этой теме и возвращайся!
Заново
Ух-ты, очень неплохо!
Проходной балл у тебя в кармане! Переходи к изучению следующей темы)
Заново
Ты просто лучший!
Ты умничка, тема освоена тобой уверенно! Вперёд, к новым вершинам!
Заново
Предыдущая статья
⊲ Семья и брак
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
Следующая статья
Социальные нормы ⊳
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Курс "50 вебов с Дедом" - подготовка за 4 месяца