Политическая культура
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политический процесс. Формы участия граждан в политике

Политический процесс
Политический процесс — это:
  • в узком смысле: это политическая деятельность субъектов политики, направленная на завоевание, удержание и использование политической власти в обществе и на принятие и реализацию политических решений.
  • в широком смысле: это последовательность политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики, и обеспечивающие функционирование и развитие политической системы и политической жизни общества.

Организация и проведение выборов, формирование парламента или кабинета министров, партийная жизнь, любая гражданская активность, если она имеет политический подтекст, — всё это есть проявления политического процесса.

Цели политического процесса (политической деятельности):
  • выявление потребностей представителей различных социальных групп;
  • интеграция и выражение общественных интересов;
  • мобилизация социальных групп для участия в политической жизни страны;
  • завоевание и осуществление политической власти;
  • осуществление политической социализации граждан;
  • принятие и реализация политических решений и др.

Структура (элементы) политического процесса:

Субъекты политики (участники, инициаторы, исполнители) — носители властных полномочий:


  • политические институты
  • граждане
  • политические партии и движения
  • СМИ
  • органы государственной власти
  • элитарные слои общества (политические элиты и лидеры) и др.

Объект политики

— то, на что направлена активность политического субъекта:


  • политические проблемы
  • политические отношения
  • политические институты
  • индивиды
  • социальные группы и др.

Политические действия и отношения

— с учётом различных обстоятельств субъекты политического процесса разрабатывают альтернативные варианты действий для достижения необходимых результатов.

Средства, ресурсы и методы осуществления политического процесса


  • законы
  • выборы
  • реформы
  • митинги
  • финансы
  • знания
  • идеология
  • поддержка народа и др.
Стадии политического процесса:
  • Формирование политических приоритетов, целей и задач (опросы общественного мнения, обсуждение стратегий развития и т. п.).
  • Определение «повестки дня» (программы, плана) политического процесса и формулирование политической проблемы (подготовительная стадия),
  • Реализация политики — разработка, принятие и исполнение политических решений (политическая инструментализация – принятие законов, указов, распоряжений и иных нормативно-правовых актов).
  • Оценка результатов политической детальности и политических решений (например, отчёт правительства перед парламентом).

Классификация политических процессов

По отношению к закону:


  • Легальные политические процессы.
  • Теневые (нелегальные) политические процессы.

По длительности:


  • Кратковременные политические процессы.
  • Долговременные политические процессы.

По направленности результата политического процесса:

  • Процесс демократизации.
  • Процесс развития гражданского общества и правового государства и др.

По объектам политического воздействия:


  • Внутриполитические процессы — могут развиваться на общенациональном (общегосударственном), региональном, местном уровнях .
  • Внешнеполитические процессы — международные, затрагивают интересы разных государств.

По способам осуществления:


  • Демократические политические процессы — характеризуется властью народа, равенством всех перед законом, проведением демократических выборов и референдумов, защитой прав и свобод человека.
  • Недемократические политические процессы.

По характеру политического развития и влиянию на ход исторического развития:

  • Эволюционный политический процесс;— постепенное мирное разрешение накопленных противоречий.
  • Революционный политический процесс;— быстрые изменения; использование как правило насильственных методов.

По степени открытости:


  • Открытый (явный, публичный) политический процесс — политические процессы известны всему обществу.
  • Скрытый (теневой, непубличный, закрытый) политический процесс — характеризуется закрытостью и бесконтрольностью государственных решений.

С точки зрения устойчивости политической системы:

  • Стабильный политический процесс — основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима.
  • Нестабильный политический процесс — возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Проявляется в резком колебании предпочтений граждан, в критике правительства.

По значимости:


  • Периферийные (частные) политические процессы — политические процессы, не оказывающие принципиального влияния на существующий политический порядок.
  • Базовые политические процессы — политические процессы, связанные с принятием ключевых политических решений.

По масштабу, по степени влияния на общество, в зависимости от действия в пространстве и во времени:


  • Локально-региональные политические процессы — отличаются тем, что в них участвуют члены одной политической организации или отдельного региона.
  • Общенациональные политические процессы — в той или иной форме вовлекают большинство населения страны, либо их значение распространяется на всех членов общества.
  • Международные (глобальные) политические процессы — включают в себя события, связанные с отношениями с другими народами, с сотрудничеством разных государств по решению глобальных проблем, возникающих между ними противоречий и конфликтов и т. д.

По характеру складывающихся отношений между его участниками:

  • Кооперативные политические процессы — ориентация их участников на объединение своих усилий ради достижения общих целей (например, проведение массовых совместных акций различными политическими организациями).
  • Конфликтные политические процессы — предполагают жёсткое размежевание между двумя и более группами, стремящимися к обладанию одними и теми же позициями в системе политической власти.
  • Конкурентные политические процессы — разворачиваются в виде соперничества политических лидеров, политических организаций и групп в борьбе за голоса избирателей, за влияние на массы, за право распоряжаться ресурсами.
Политическое развитие
Политическое развитие — это процесс появления новых и исчезновения старых политических институтов, организаций и движений, возникновение новых и исчезновение старых отношений и принципов организации политической жизни общества.

Политическая модернизация — это политический процесс, обеспечивающий развитие страны по пути укрепления демократических принципов организации политической жизни.

Политические изменения в стране могут проходить с разной степенью интенсивности:
  • При эволюционной форме политического развития создание новых политических институтов происходит постепенно, поэтому обновление политической системы не воспринимается как нечто экстраординарное и чрезвычайное.
  • Революционный характер политических изменений предполагает быстрое, в течение небольшого отрезка времени, радикальное обновление политической системы общества. Такая форма политических изменений обычно проявляется в смене формы правления, например в переходе от монархии к республике, либо в изменении политического режима.
Особенности политического процесса в современной России
Тенденции в политической жизни современной России:
  • Растёт стремление граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия.
  • Вместо жёстко оформленных политических партий граждане нередко отдают предпочтение общественно-политическим движениям без чётко оформленной организованной структуры.
  • Граждане всё чаще объединяются не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу её решения.
  • Всё больше людей склоняются к независимой политизации, своё участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, а стремятся действовать независимо.

Особенности политического процесса РФ:
  • Современная Россия является демократической федеративной республикой, правовым и социальным государством.
  • Человек, его права и свободы полагаются высшей ценностью, а одной из главных обязанностей государства провозглашается их соблюдение и защита. Эти положения закреплены в Конституции РФ.
  • В стране сформировалась устойчивая смешанная форма правления.
  • Глава государства — Президент — выступает главным арбитром, гарантом Конституции РФ, определяющей инстанцией принятия политических решений.
  • Законодательная ветвь власти — Федеральное Собрание РФ — представляет двухпалатную модель парламента.
  • Несмотря на то, что Государственная Дума имеет определённые возможности по контролю за действиями институтов исполнительной власти, участие в кадровых вопросах со стороны нижней палаты достаточно ограничено. Такая ситуация компенсируется первостепенной ролью Госдумы на принятие федеральных законов и общеобязательных правовых норм.
  • Роль представительства интересов регионов выполняет Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания РФ.
  • Правительство РФ — главный институт исполнительной власти.
  • Сочетание элементов авторитаризма и демократии.
Политическое участие
Политическое участие — это вовлеченность членов общества в политический процесс, деятельность граждан, направленная на оказание влияние на политические процессы, на принятие и реализацию политических решений, на формирование персонального состава органов государственной власти.

Характер политического участия зависит от господствующего в стране политического режима. Тоталитарное государство полностью держит под контролем такое участие, в авторитарных оно ограничено, а в демократических создаются все условия для вовлечения людей в политику.

Факторы, влияющие на политическое поведение:
  • внешнюю среду, которая включает как институционализированные элементы (государственные учреждения, политические партии и пр.), так и неинституционализированную сферу (политическая культура, политическое сознание). В наиболее общем плане внешняя среда – это всё то, что окружает человека;
  • потребности индивида или группы, участвующих в деятельности;
  • мотивы, которыми руководствуется субъект;
  • установки, ценности, ориентации, убеждения и цели субъекта;
  • личностные особенности роли, стиля принятия решений, стиля межличностных отношений, когнитивного стиля;
  • действия и поступки субъекта;
  • обратную связь между поведением и условиями, его сформировавшими.

Формы политического участия

  • Прямое (непосредственное) участие – это воздействие гражданина на власть без посредников, то есть личное участие гражданина в принятии политических решений.
  • Представительное (опосредованное) участие – осуществляется через избранных представителей в органах государственной власти.
Формы прямого (непосредственного) политического участия:
  • участие в выборах (электоральное участие);
  • участие в референдумах
  • участие граждан в деятельности политических партий
  • участие в митингах, пикетированиях, шествиях и др.
  • обращение в органы государственной власти
  • встречи с политическими деятелями
  • работа в органах государственной власти
  • выдвижение различных политических инициатив и др.

Мотивы политического участия:
  • рациональные мотивы (участие рассматривается как деятельность, направленная на достижение и защиту интересов людей). Именно рациональные мотивы считаются наиболее действенными;
  • морально-этические мотивы (участие вызвано представлениями об общем благе и необходимости его поддержания);
  • образовательно-развивающие мотивы (способствуют общему развитию гражданина, например, путём приобретения новых знаний о политике и т. д.).

В зависимости от степени политической активности граждан можно разделить на четыре группы:
  • Политики-профессионалы, для которых политика — это работа.
  • Граждане, активно участвующие в политической деятельности. Это люди, профессионально занятые в иной сфере, но значительную часть своего свободного времени отдающие работе в партийных и общественно-политических организациях. Они организуют политические мероприятия (собрания, митинги, пикеты), агитируют на выборах, выступают в защиту интересов граждан.
  • Граждане, пассивно участвующие в политической деятельности. К ним относится, как правило, большинство населения, которое время от времени участвует в голосовании на выборах, изредка принимает участие в массовых политических мероприятиях.
  • Граждане, не участвующие в политической деятельности (абсентеисты), то есть те, кто воздерживается от участия в выборах, уклоняется от участия в любых политических акциях.

Виды политического участия

По количеству участников:


  • индивидуальное участие;
  • групповое участие;
  • массовое (коллективное) участие.

По степени самостоятельности:


  • добровольное участие;
  • принудительное участие.

По механизму управления:


  • организованное участие;
  • стихийное участие.

По отношению к действующей власти:

  • поддерживающее участие;
  • конформистское;
  • оппозиционное участие;
  • протестное.

По уровню и масштабу:


  • мировое (глобальное) участие;
  • национальное участие;
  • региональное участие;
  • местное участие.

По целям:


  • реформистское участие;
  • революционное участие;
  • конструктивное участие;
  • деструктивное участие.

По степени правомерности и соответствию законодательству (правовым нормам):

  • легальное (конвенциональное) участие — регулируемые законом политические действия (выборы, согласованные с властями митинги и демонстрации, петиции и пр.);
  • нелегальное (неконвенциональное) участие — гражданское неповиновение, восстание, государственный переворот. Неконвенциональные политические действия подразделяются на ненасильственные (несанкционированные демонстрации, митинги) и насильственные (акты вандализма и насилия, вооружённые столкновения с властями, погромы).

По характеру вовлечения человека в политику:

  • автономное участие — предполагает свободную добровольную деятельность гражданина, который включается в политический процесс, руководствуясь собственными интересами или интересами группы, к которой он принадлежит;
  • мобилизационное участие — отличается тем, что включение индивида в политические акции осуществляется под воздействием внешнего давления помимо его воли, например административного принуждения, под угрозой применения санкций в случае отказа от участия в политическом мероприятии.

По степени вовлеченности и длительности участия:

  • разовое участие, участие «по случаю», эпизодическое участие (например, обращение в органы власти);
  • постоянное участие (например, членство в политической партии);
  • периодическое участие (например, участие в выборах);
  • профессиональное участие (например, государственные деятели и чиновники);
  • участие «по совместительству» (например, партийные активисты, для которых политика ещё не составляет главную деятельность);
  • абсентеизм.

По формату осуществления:

  • институционализированное участие (например, в составе группы — партии, движения);
  • неинституционализированное участие (например, массовые выступления в формате неорганизованной толпы). 10) По степени интенсивности воздействия:
  • активное участие;
  • пассивное участие.
Функции политического участия:
  • формирование персонального состава органов власти посредством продвижения в структуры власти лиц, облечённых общественным доверием;
  • информирование общества о нарушениях законодательства или моральных норм со стороны представителей власти или иных лиц и их сообществ;
  • защита прав и свобод граждан в случае их нарушения;
  • коррекция правительственного курса с целью более полного учёта социальных интересов граждан или их сообществ;
  • выражение общественного отношения по волнующим общество вопросам и привлечение внимания к ним широких групп;
  • коммуникация между различными участниками — индивидуальными и коллективными — по актуальным вопросам общественной жизни;
  • вовлечение в общественную жизнь (социализация) новых участников политики;
  • политическое развитие самих участников политики, поскольку эффективное участие, как правило, требует знаний о сущности политики и актуальной информации о текущем положении дел.
Политический абсентеизм
Политический абсентеизм — это сознательное нежелание человека принимать участие в политической жизни общества, проявляющееся, прежде всего, в отказе принимать участие в выборах, а также в деятельности политических партий, движений,
организаций.

Причины абсентеизма:
  • отсутствие на политической арене страны ярких и талантливых лидеров;
  • удовлетворенность жизнью;
  • неверие в легитимность, легальность власти и честность выборов;
  • низкий уровень политической культуры;
  • пассивная жизненная позиция не только в политике, но и во всех других сферах жизнедеятельности человека;
  • низкая информированность граждан о выборах и их значении.

План по данной теме:
Политическая культура
Тест
Проверь свои силы после чтения статьи!
Тест состоит из 5-ти простых вопросов. Справишься ли ты с ними?
Приступить
Что из перечисленного относится к элементам политического процесса?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что из перечисленного не относится к стадиям политического процесса?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что из перечисленного относится к особенностям политического процесса России?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что из перечисленного является примерами политического участия граждан?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что из перечисленного может являться причинами политического абсентеизма?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Эх, стоит ещё немного подучить
Перечитай статью, пересмотри вебинар по этой теме и возвращайся!
Заново
Ух-ты, очень неплохо!
Проходной балл у тебя в кармане! Переходи к изучению следующей темы)
Заново
Ты просто лучший!
Ты умничка, тема освоена тобой уверенно! Вперёд, к новым вершинам!
Заново
Предыдущая статья
⊲ Государственное управление
Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму
Следующая статья
Политическая идеология ⊳
Политическая идеология, её роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем
Курс "50 вебов с Дедом" - подготовка за 4 месяца