Роль СМИ в политике
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в современной политической коммуникации

Средства массовой информации (СМИ) — это совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, с целью оперативного информирования о событиях в мире, стране, регионе, включающие в себя периодические печатные издания, сетевые издания, телеканалы, радиоканалы и иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Негосударственные средства массовой информации, являясь институтом гражданского общества, оказывают на политическую жизнь сильное воздействие, поэтому их нередко называют четвертой ветвью власти.

Виды СМИ:

По масштабу охвата аудитории и степени влияния:


  • мировые
  • центральные (федеральные)
  • региональные
  • местные

По характеру собственности:


  • государственные (федеральные, региональные, муниципальные)
  • общественные
  • коммерческие

По техническим характеристикам:


  • аудиовизуальные СМИ (телевидение)
  • радио
  • печатные СМИ (газеты, журналы)
  • сеть Интернет
Отличительные черты (признаки) СМИ:
  • Публичность и доступность, то есть массовый, практически неограниченный круг потребителей информации.
  • Наличие специальных технических средств и аппаратуры для передачи информации.
  • Периодичность и динамичность, то есть регулярный характер распространения информации.
  • Профессиональность. В СМИ работают специалисты, которые готовят материалы, выезжают к месту событий, пишут статьи и делают комментарии.
  • Опосредованность, то есть разделённое во времени и пространстве взаимодействие партнёров по коммуникации.
  • Информационное воздействие является однонаправленным.
  • Неограниченный и надперсональный круг потребителей.
  • Универсальность, то есть СМИ передает информацию буквально по всем темам, волнующим общество.
  • Образность, то есть применение фото- и видеоматериалов.

Основные функции СМИ:
  • Информационная функция — получение и распространение сведений о всех сторонах жизни общества.
  • Социальная функция — СМИ обращают внимание общества на социальные проблемы.
  • Социализирующая функция — СМИ являются вторичным агентом социализации и оказывают воспитательное воздействие на своих потребителей, путем передачи социального опыта.
  • Функция политической социализации — усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения.
  • Мобилизационная функция — побуждение людей к определенным политическим действиям.
  • Интегрирующая функция — объединение и сплочение общества едиными целями и задачами.
  • Образовательная функция — передача знаний, позволяющих расширять кругозор и правильно ориентироваться в социально-политическом пространстве, распространение культуры и политическое просвещение широких слоев населения.
  • Коммуникативная функция — обеспечивает связь граждан с представителями власти.
  • Инновационная функция — инициирование политических изменений путем постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности.
  • Функция формирования общественного мнения — СМИ не только представляют информацию, но и предлагают различные интерпретации событий.
  • Функция критики и общественного контроля за действиями властей — СМИ могут выражать критические суждения в адрес политики государства, рассказывать о нерешённых проблемах и сложностях при реализации государственных программ.
  • Функция выражения общественных интересов, мнений и взглядов — СМИ рассказывают о проблемах, волнующих разные социальные группы.
  • Функция критики — позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти.
  • Функции СМИ в предвыборных кампаниях — предвыборная политическая агитация.

Принцип независимости СМИ

Никто не должен вмешиваться в редакционную политику СМИ, указывать, какие проблемы должны освещаться, а какие замалчиваться, в каком тоне надо подавать те или иные материалы.

Принцип социальной ответственности СМИ

Журналисты должны руководствоваться не только нормами права, но и высшими нравственными принципами, распространяя только правдивую, проверенную информацию, избегая одностороннего освещения проблем.

Влияние СМИ в обществе

Позитивное влияние СМИ:

  • способствуют развитию демократии и становлению гражданского общества;
  • контроль за действиями субъектов политики;
  • способствуют формированию активной позиции граждан в политике страны;
  • доведение до общества необходимой информации;
  • способствуют сознательному участию граждан в политической жизни.

Негативное влияние СМИ:

  • политическое манипулирование – скрытое управление политическим сознанием и поведением людей;
  • кража информации и нарушение авторских прав;
  • демонстрация насилия и агрессии;
  • столкновение интересов в обществе, что может привести к расколу общества;
  • СМИ могут выражать интересы регрессивных сил общества, что приведет к напряженной политической ситуации в стране;
  • фальсификация фактов, доведение до общества ложной информации.
Интернет в современной политической коммуникации
Формы электронных СМИ:
  • интернет-сайты
  • блоги
  • форумы
  • чаты
  • социальные сети
  • онлайн-опросы
  • интернет-голосование

Преимущества сети Интернет:
  • Объём передаваемой информации в Интернете практически не ограничен в отличие от традиционных СМИ. Любой государственный орган, политическая партия или общественная организация имеют возможность создать ресурсы, сайты, позволяющие пользователям получить всестороннюю информацию об их деятельности.
  • В Сети практически каждый может не только потреблять информацию, но также создавать её и транслировать.
  • В отличие от традиционных СМИ интернет-коммуникации характерна интерактивность, то есть получение практически мгновенной реакции на сообщение.
  • Информация в Интернете доступна 24 часа в сутки. В любой момент пользователь может обратиться к тексту, посмотреть видеоролики.
  • Существует возможность обновления новостных ресурсов практически мгновенно по мере поступления информации.
  • Учёт буквально всех потребностей общества в информации.
  • Высокая скорость передачи информации.

Негативные стороны использования Интернета:
  • Передача искажённой или ложной информации о политической жизни страны.
  • Злоупотребление сенсационной информацией.
  • Использование СМИ в целях политического манипулирования мнением людей, скрытого управления их политическим сознанием, принуждения действовать в своих интересах.
  • СМИ могут быть использованы запрещёнными государством организациями в своих целях, распространяя взгляды и разрушая общество изнутри.

План по данной теме:
Роль СМИ
Тест
Проверь свои силы после чтения статьи!
Тест состоит из 5-ти простых вопросов. Справишься ли ты с ними?
Приступить
Что из перечисленного относится к отличительным чертам СМИ?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что из перечисленного относится к функциям СМИ?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что из перечисленного можно отнести к позитивному влиянию СМИ на общество?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
В чем заключается принцип социальной ответственности СМИ?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что из перечисленного относится к негативным сторонам использования Интернета?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Эх, стоит ещё немного подучить
Перечитай статью, пересмотри вебинар по этой теме и возвращайся!
Заново
Ух-ты, очень неплохо!
Проходной балл у тебя в кармане! Переходи к изучению следующей темы)
Заново
Ты просто лучший!
Ты умничка, тема освоена тобой уверенно! Вперёд, к новым вершинам!
Заново
Предыдущая статья
⊲ Политическая элита
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства
Следующая статья
Правовая сфера ⊳
Курс "50 вебов с Дедом" - подготовка за 4 месяца