Наука
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.

Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки.
Наука - сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.

Современная наука как социальный институт:
  • особая система знаний (в форме научных теорий).
  • система научных исследований
  • система кооперации и разделения труда
  • сообщество учёных, профессионалов
  • особая система организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (университеты, академии, институты и др.)
Задачи науки:
  • познание мира и объяснение законов их развития
  • помощь человеку в построении целостной системы знаний о мире
  • прогнозирование последствий преобразовательной деятельности человека
  • раскрытие возможных опасных тенденций развития общества

Существует следующие классификации наук:
По предмету и методам познания
  • Естественные науки (науки о природе) - биология, химия, физика, астрономия, геология и др.
  • Технические и точные науки - математика, информатика, робототехника, космонавтика, и др.
  • Социально-гуманитарные науки (науки об обществе) - история, социология, политология, экономика, правоведение, этика, эстетика и др.
В зависимости от связи с практикой
  • Фундаментальные науки - изучают наиболее общие вопросы функционирования природы, человека и общества; полученные результаты не рассчитаны на практическое применение.
  • Прикладные науки - ориентированы на решение практических задач развития различных сфер жизни общества
Особенности научного познания.
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Критерии научного познания:
  • Цель науки - исследование объективных законов, закономерностей, действующих в природе и обществе
  • Объективность - независимость знания от познающего субъекта
  • Проверяемость и воспроизводимость знаний (уникальный результат который не может быть проверен другими исследователями, не включается в научное знание)
  • Рациональность - эмпирические данные приобретают научный характер только при их включении в систему теоретических положений выводов
  • Системность - элементы научного знания взаимосвязаны
  • Доказательность - любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы
  • Использование специальных способов и инструментов познавательной деятельности
Уровни научного познания.
Эмпирический - непосредственная направленность на выявление конкретных свойств определённых объектов познания.

Формы знания: - научный факт, эмпирическая закономерность
Методы познания: - наблюдения, эксперимент, измерение, описание, систематизация

  • Измерение. Основано на использовании инструментов и техник, позволяющих установить и оценить количественные характеристики объектов и явлений.
  • Наблюдение. Представляет собой систематическое и активное восприятие объектов и явлений для получения информации о них. Наблюдение может быть как непосредственным (прямым), так и опосредованным (через различные приборы и сенсоры).
  • Описание. Позволяет систематизировать и классифицировать полученные данные и результаты исследований. Описание может быть качественным и количественным, и в обоих случаях его целью является детальное описание объектов и явлений на основе систематического анализа.
  • Эксперимент. В эксперименте создаются определенные условия, которые позволяют контролировать и измерять влияние различных факторов на исследуемый объект или явление.
Теоретический - направлено на выявление общих признаков, тенденций, закономерностей, законов.

Формы знания: проблема, закономерность, закон, гипотеза, концепция, теория и др.
Методы познания: общефилософские (диалектика и др.), общенаучные методы (анализ, синтез и др.), методы конкретных наук

  • Анализ и синтез. Анализ позволяет выявить особенности и свойства объекта, а синтез – создать новое знание, объединив полученные результаты.
  • Абстрагирование. Процесс выделения существенных признаков объекта или явления, игнорируя незначительные детали. Этот метод позволяет упростить изучение объекта и выделить его основные характеристики.
  • Индукция и дедукция. Индукция позволяет из частных случаев сделать общий вывод, а дедукция – на основе общего закона сделать вывод о конкретном случае.
  • Аналогия. Метод, который используется для выявления сходства между различными объектами или явлениями. Ученые находят аналогии между объектами, чтобы понять и объяснить их сходство и различия.
  • Идеализация. Метод, при котором ученые создают упрощенные модели реальности для более глубокого понимания сложных явлений. Идеализация позволяет ученым изучать закономерности и причинно-следственные связи между факторами, которые могут быть невозможны для изучения в реальном мире.
  • Моделирование. Метод создания упрощенных моделей реальности, которые позволяют ученым изучать сложные процессы и явления. Моделирование может быть математическим, физическим или компьютерным, и позволяет ученым проводить эксперименты и прогнозировать результаты.
Функции науки.
Функции науки:

  • Познавательно-объяснительная функция. Наука помогает нам понять мир вокруг нас, выявить его законы и принципы работы.
  • Мировоззренческая функция. Научные знания и открытия позволяют нам пересмотреть и изменить свои представления о мире, обществе и самих себе. Они помогают создать глубокое понимание окружающего нас мира и нашего места в нем.
  • Прогностическая функция. Научные исследования помогают нам разрабатывать модели и сценарии будущего, что позволяет нам прогнозировать различные сферы жизни, такие как климат, экономика, медицина и т.д.
  • Социальная функция. Научные открытия и исследования позволяют решать социальные проблемы, разрабатывать новые технологии, повышать уровень образования и медицинского обслуживания.
  • Производственная функция. Научные исследования стимулируют развитие промышленности, повышение производительности и качества продукции.
Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
Примеры научных достижений Российской Федерации по учебнику Боголюбова:

  • Уникальный ядерный реактор переведён на инновационное МОКС-топливо на основе переработки отходов других АЭС. Это позволяет пустить в дело "излишки" производства и снизить необходимость добычи урана для ядерных реакторов - несомненно, полезный шаг с точки зрения экологии.
  • Имплантат, предсказывающий речь, - прогнозирует слова, которые хочет сказать человек, по активности его мозга. Компактное устройство может быть имплантировано под местной анестезией, что обеспечит более безопасное вмешательство, чем существующие аналоги.
  • Ледостойкая платформа "Северный полюс" отправилась в первую арктическую экспедицию . Это уникальное научно-исследовательское судно предназначено для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного полушария, оно способно проходить во льдах без помощи ледокола и обеспечивает комфортные условия для жизни экипажа и научного персонала при температуре до -50°С и влажности 85%.
  • Российский квантовый компьютер. Запатентована физическая реализация компьютера на многоуровневых квантовых ячейках памяти - кудитах .
  • Импортозамещение в области квантовых технологий. Российский разработчик электронных устройств представил детекторы одиночных фотонов, частиц света, которые смогут заменить иностранные устройства в условиях международных санкций в отношении России. Такие детекторы являются ключевым компонентом в системах квантовой криптографии . Но применяются они и в телекоммуникациях, спектроскопии, разработке лекарственных препаратов, анализе ДН К и многих других научных областях.
  • Назальная вакцина от коронавируса. Такая вакцина вводится в организм через нос и не требует использования иглы.
  • Выведен на орбиту первый спутник "Сферы", который позволит отработать технологии предоставления широкополосного доступа в Интернет на всей территории России.
  • Математическая модель сердечно-сосудистой системы, которая позволяет прогнозировать, как тот или иной имплантат будет взаимодействовать с сердечно-сосудистой системой конкретного пациента . Благодаря этому при разработке каждого отдельного устройства можно будет учесть индивидуальные особенности кровообращения пациента. Это очень важный вклад российских учёных в персонализированную медицину будущего.
  • Николай Лобачевский
    Математика
    Создатель неевклидовой геометрии, которую сегодняшние учёные всего мира используют для описания космического пространства.
  • Андрей Колмогоров
    Математика
    Заложил основы теории вероятности, которые до сих пор активно используются учёными всего мира.
  • Софья Ковалевская
    Математика
    Первая в мире женщина, ставшая профессором. Внесла большой вклад в теорию вращения твёрдого тела.
  • Иван Павлов
    Биология
    Физиолог, первооткрыватель условных рефлексов (опыты на собаках).
    Лауреат Нобелевской премии.
  • Александр Попов
    Физика
    Изобрёл радиосвязь и средства передачи радиоволн.
  • Дмитрий Менделеев
    Химия
    Создатель периодической таблицы элементов, которую использует каждый современный химик.
  • Питирим Сорокин
    Социология
    Стал одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
  • Николай Кондратьев
    Экономика
    Основоположник теории экономических циклов, известных как «Циклы Кондратьева».
  • Николай Данилевский
    История
    Обосновал теорию локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно живым организмам. Признан одним из основоположников современного цивилизационного подхода.

Планы по данным темам:
Наука
Тест
Проверь свои силы после чтения статьи!
Тест состоит из 5-ти простых вопросов. Справишься ли ты с ними?
Приступить
Что собой представляет наука как социальный институт?
Все ответы - верны)))
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Выберите науки по предмету и методам исследования
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что не относится к критериям научного познания?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что относится к методам эмпирического познания?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что относится к теоретическим методам познания?
Неверно, а моделирование - относится к теоретическому методу познания
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Эх, стоит ещё немного подучить
Перечитай статью, пересмотри вебинар по этой теме и возвращайся)
Заново
Ух-ты, очень неплохо!
Проходной балл у тебя в кармане! Переходи к изучению следующей темы)
Заново
Ты просто лучший!
Ты умничка, тема освоена тобой уверенно! Вперёд, к новым вершинам!
Заново
Предыдущая статья
⊲ Мораль и нравственность
Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор.
Категории морали. Нравственность. Этика и этические нормы.
Гражданственность. Патриотизм.
Следующая статья ⊳
Образование
Образование в современном обществе.
Российская система образования.
Основные направления развития образования в Российской
Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе.
Значение самообразования
Курс "50 вебов с Дедом" - подготовка за 4 месяца