Человек как результат социо-биологической эволюции

Влияние социо-культурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Потребности и интересы.

Теории происхождения человека

Как появился человек?
Существует несколько теорий происхождения человечества на Земле.

  • Религиозная теория происхождения человека основывается на вере создание человека богом (или богами).
  • Космическая теория происхождения человека предполагает, что человечество является пришлым по отношению к планете, а его появление связано с деятельностью инопланетян, посетивших Землю в далеком прошлом.
  • Эволюционная теория происхождения человека основывается на идее эволюционного процесса, который за миллионы лет привел к появлению различных видов гоминидов, одним из которых является Homo sapiens. Большинство ученых согласны с эволюционной теорией, так как она подтверждается генетическими и археологическими данными. В некоторых учебниках называется "Естественно-научная", или "материалистическая".

Ни одна из теорий до сих пор окончательно не признана. Каждый выбирает для себя ту, которую считает правдивой. Однако науки или религии склонны защищать свои теории с беспрекословной позицией.

Человек — биосоциальное существо (биосоциокультурное, социо-биологическое)

Биологическая природа — это врождённые черты, присущие его виду. Они характеризуют его как живое существо. Биологически каждый человек уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим. (За исключением однояйцевых близнецов).

Биологические характеристики человека:
  • биологические потребности (дыхание, пища, размножение, отдых)
  • наследуемые признаки
  • анатомия и физиология (длина и масса тела)
  • инстинкты и рефлексы (мигание, чихание, самосохранение)
  • эмоции
  • возможность использовать природные предметы
  • возраст и пол
  • приспособление к окружающей среде
  • темперамент

То есть то, как мы видим человека, как он выглядит, и кем является материально — это и есть набор биологических характеристик. Наличие развитого мозга, рук, органы речи, прямохождение — эти качества отличают нас от животных в том смысле, что они у человека более развиты, но также даны от природы.
  • Феральные люди это маугли, которые выросли вне общества.
Социальная сущность — это качества, которые формируются в связи с взрослением человека и адаптации к обществу, в котором он находится. Являются частью процесса социализации.

Социальные характеристики человека:
  • социальные потребности (общение, дружба, любовь)
  • осмысление своих потребностей
  • мировоззрение
  • самосознание
  • социальные потребности и интересы
  • способность изготавливать орудия труда
  • целеполагание
  • членораздельная речь
  • творчество, свобода, ответственность
  • создание культуры (язык, религия, искусство, наука, передача знаний)
  • доброта, честность, бережливость, дисциплинированность
  • характер

Животное


  • Может использовать предметы труда, но сами их не создают
  • Приспосабливаются к условиям окружающей среды
  • Поведение зависит от их анатомии, инстинктов

Человек


  • Создаёт орудия труда, творческий характер деятельности
  • Сознательный характер деятельности, определение результатов и целей
  • Поведение носит преобразующий характер, контролируется культурными и социальными нормами
Человек – это биосоциальное существо, субъект исторического процесса становления и развития общества.


  • Индивид – это биологически неделимое существо, отдельный человек, носитель индивидуально-своеобразных черт. (индивидуум)
  • Индивидуальность – это свойства, которые делают каждого человека уникальным и отличным от других. Индивидуальность может проявляться во многих аспектах жизни, таких как поведение, мышление, эмоции, интересы и т.д.
  • Личность – это устойчивая система качеств, которые характеризуют человека как члена общества. Это более широкое понятие, которое включает в себя индивидуальность и социальную роль человека. Личность формируется в процессе социализации и включает в себя нормы, ценности и убеждения, которые приняты в обществе.

Личность в современном обществе

Личность – это совокупность свойств и качеств, которые определяют индивидуальность человека и его отношение к окружающему миру. Это социально-обусловленные качества, которые человек получает в результате общественных взаимоотношений. Это человек, как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств.

Компоненты личности:
Индивидуальные черты личности.
  • темперамент
  • задатки
  • склонности
Социальная среда
  • воспитание
  • образование
  • культура
Самосознание
  • мотивы
  • желания
  • цели

Влияние социокультурных факторов на формирование личности

Социализация личности – это процесс усваивания культурного наследия общества, норм, ценностей и правил поведения, принятых в обществе. (подробнее см. в статье "Социализация")

Факторы формирования личности

Наследственные

  • Особенности физиологии высшей нервной деятельности
  • Анатомо-физиологические особенности
  • Задатки
Социальные

  • Макросреда
  • Микросреда
  • Трудовая деятельность
  • Общение
  • Воспитание
  • Самовоспитание
Природно-географические

  • Среда обитания

Коммуникативные качества личности

Необходимые качества включают в себя:
  • Умение выражать свои мысли и эмоции.
  • Умение устанавливать контакт с другими людьми
  • Умение слушать и понимать других людей
  • Умение решать конфликты и находить компромиссы
Эмпатия – способность понимать чувства и мысли других людей.

Потребности и их виды

Потребность – это нужда человека в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

Биологические потребности – связанные с выживанием и развитием организма (пища, вода, воздух, тепло, сон, движение)
Социальные потребности– связанные с общением и взаимодействием с другими людьми(в любви, признании, общении, дружбе, уважении)
Духовные потребности – связанные с познанием окружающего мира, поиском смысла жизни и духовным развитием (в знании, мудрости, самопознании, в религии, вере)

Некоторые учёные выделяют также экзистенциальные (в безопасности, комфорте) и престижные (властвовать или подчинятся) потребности.

Теория Абрахама Маслоу «Теория человеческой мотивации».
Человек будет стремиться удовлетворять более высокие уровни потребностей только после того, как будут удовлетворены более низкие уровни.
Потребности делятся на:
  • Первичные (врожденные)
  • Вторичные (приобретаемые)
Пирамида Маслоу. Потребности в самовыражении, в уважении, в общественном признании, в безопасности, в уверенности в будущем. Физиологические потребности
Первичные потребности:
  • физиологические потребности включают в себя потребность в пище, воде, сне, тепле и т.д. Эти потребности являются самыми основными и необходимыми для выживания человека.
  • экзистенциальные потребности связаны с желанием человека чувствовать себя защищенным и безопасным. Это может быть достигнуто через физическую безопасность, стабильность работы, финансовую стабильность и т.д.

Вторичные потребности:
  • потребности в принадлежности и любви проявляются в стремлении человека найти друзей, создать семью и т.д.
  • потребности в уважении связаны с желанием человека добиться признания своих достижений, статуса со стороны окружающих его людей.
  • потребности в самореализации связаны с желанием человека реализовать свой потенциал и достичь своих целей. Это может быть достигнуто через личностный рост, творчество, образование и т.д.

Потребности могут быть подлинными (которые действительно необходимы) и мнимыми (которые человек сам себе придумал, но может обойтись без них).

Индивидуальные потребности - связаны с конкретными условиями жизни отдельного человека, особенностями его личности.
Общественные потребности - характеризуют социальную жизнь человек, то есть то, что ему нужно ради общества, для общества.

Способности

Способности - это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Уровни развития способностей:
  • Гениальность - наивысший уровень развития способностей.
  • Талант - высокий уровень развития способностей.
  • Одарённость - это сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения значительного успеха в выполнении той или иной деятельности.
  • Задатки - присущие каждому от рождения физические свойства, особенности строения мозга, нервной системы и тела. Они составляют природную основу развития способностей.

Интересы и склонности

Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

  • Индивидуальные интересы – это интересы, которые связаны с личностью конкретного человека. Например, один человек может испытывать интерес к чтению книг, другой – к путешествиям, третий – к спорту.
  • Групповые интересы – это интересы, которые связаны с принадлежностью человека к какой-то группе. Например, фанаты какой-то команды могут иметь общий интерес к спорту и к этой конкретной команде.
  • Общественные интересы – это интересы, которые связаны с благополучием общества в целом. Они могут быть направлены на различные области жизни – экономику, политику, культуру и т.д.

Склонности человека – это некоторые врожденные или приобретенные черты личности, которые определяют его поведение и выбор в жизни.

Планы по данным темам:

Человек как результат эволюции
Тест
Проверь свои силы после чтения статьи!
Тест состоит из 5-ти простых вопросов. Справишься ли ты с ними?
Приступить
Какие существуют теории происхождения человечества?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Выберите социальные характеристики человека
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Выберите отличия животного от человека
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Какие виды потребностей относятся к теории Абрахама Маслоу?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что относится к уровням развития способностей человека?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Эх, стоит ещё немного подучить
Перечитай статью, пересмотри вебинар по этой теме и возвращайся!
Заново
Ух-ты, очень неплохо!
Проходной балл у тебя в кармане! Переходи к изучению следующей темы)
Заново
Ты просто лучший!
Ты умничка, тема освоена тобой уверенно! Вперёд, к новым вершинам!
Заново
Следующая статья
Мировоззрение ⊳
Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека.
Общественное и индивидуальное сознание.
Самосознание и социальное поведение.
Курс "50 вебов с Дедом" - подготовка за 4 месяца