Источники права
Источники права: нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай, судебный прецедент. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации

Источники права
Источники (формы) права — это установленные государством официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения.

Виды источников права:
  • Правовой обычай (обычное право) — это правило поведения, исторически сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения, и которое признано государством и гарантировано его принудительной силой. Например, при разводе супругов обычно детей оставляют с матерью, хотя такой правовой нормы в нашем законодательстве нет.
  • Юридический (правовой, судебный) прецедент — это решение суда или другого компетентного органа по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой и общеобязательный характер и который служит образцом при рассмотрении аналогичных дел в дальнейшем. Источники такого типа характерны для Великобритании, США, Канады и ряда других стран.
  • Нормативный правовой акт — это властное предписание, официально установленный документ, принятый компетентным государственным органом или на референдуме, имеющий общеобязательный характер, рассчитанный на неопределённый круг лиц, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. В нашей стране источниками этого типа являются, например, Конституция РФ, конституции республик и уставы других субъектов Федерации, законы, нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
  • Нормативно-правовой договор (соглашение) — это совместный юридический акт, устанавливающий, изменяющий, отменяющий правовые нормы, и выражающий взаимное волеизъявление нескольких договаривающихся субъектов. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет. Например, международный договор; Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., с одной стороны, представителями субъектов, а с другой — РФ; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов.
  • Правовая доктрина — это признанные государством в качестве общеобязательных отдельные положения, содержащиеся в трудах наиболее авторитетных ученых юристов.
  • Естественное право — это естественные и неотчуждаемые права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах.
  • Международно-правовые акты, закрепляющие принципы международного сотрудничества, мирное разрешение международных конфликтов и др. Например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Устав ООН и др.

Источники права

Идейные источники права

— общественное и человеческое сознание, мыслительная деятельность, уровень культуры — в той мере, в какой они способствуют возникновению и развитию права. Нормы права могут браться из мыслительной деятельности, из нашего сознания.

Материальные источники права

— реальные жизненные обстоятельства, способствующие возникновению и развитию права.

Формальные (юридические) источники права

— внешние формы выражения правовых норм. Это главная категория источников права. Чаще всего, когда упоминают словосочетание «источники права», под ними понимают именно их.

Формальные источники права

Нормативный правовой акт

Нормативный договор

Юридический прецедент

Правовой обычай

Система законодательства — это совокупность всех источников права, которые являются формой выражения правовых норм.
Нормативно-правовой акт
Нормативно-правовой акт — это властное предписание, официально установленный документ, принятый компетентным государственным органом или на референдуме, имеющий общеобязательный характер, рассчитанный на неопределённый круг лиц, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Признаки (особенности) нормативно-правового акта:
  • официальный документ, исходящий от государства через органы власти;
  • строго определенная форма документа и особый юридический язык;
  • общеобязательность;
  • гарантированность со стороны государства;
  • неизбежность санкций в отношении правонарушителей;
  • должен быть издан и доведён до сведения населения в строго установленном порядке;
  • публичный документ, то есть нормативно-правовой акт подлежит официальному опубликованию;
  • его содержанием являются типичные нормативные предписания, которые устанавливают единый порядок регулирования юридически значимых общественных отношений.

Иерархия нормативных правовых актов по юридической силе

Законы


  • Конституция
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Законы субъектов РФ

Подзаконные нормативно-правовые акты


  • Указы Президента РФ
  • Постановления и распоряжения Правительства РФ
  • Ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, инструкции, постановления федеральных министерств, служб, агентств, ведомств
  • Подзаконные акты субъектов РФ и решения органов местного самоуправления
Закон — это нормативно-правовой акт, который принимается органом законодательной власти в установленном порядке, обладающий юридической силой, содержащий нормы права, регулирующие наиболее значимые стороны общественных отношений и охраняемый силой государственного принуждения.

Особенности закона:
  • закон обладает высшей юридической силой; ни один государственный орган, кроме того, которым был издан соответствующий закон, не имеет права отменять либо изменять его;
  • закон регулирует наиболее важные, основополагающие общественные отношения;
  • в законе содержатся исходные правовые нормы, которые имеют первичный характер; все остальные источники права могут лишь развивать установленные положения, уточнять и конкретизировать их, но отменить, изменить или противоречить им они не вправе;
  • издание законов — прерогатива законодательной власти, которая состоит из системы представительских органов, формируемых на основе выборов, а не назначений.

Иерархия законов:
  • Конституция и законы о поправках к ней — основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой, то есть ни один нормативно-правовой акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции, в противном случае он не имеет юридической силы и подлежит отмене. Она закрепляет: основы конституционного строя; права и свободы граждан; форму правления; государственно-территориальное устройство государства; политический режим; организацию высших органов власти, иные важнейшие вопросы.
  • Федеральный конституционный закон — нормативно-правовой акт, раскрывающий и конкретизирующий наиболее важные положения Конституции, то есть вопросы, которые относятся к предмету ведения Конституции (например, ФКЗ «О чрезвычайном положении», ФКЗ «О военном положении», ФКЗ «О референдуме РФ» и др.).
  • Федеральный закон — нормативно-правовой акт, регулирующий различные стороны общественных отношений: социально-экономические, политические, духовные (например, Гражданский Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, ФЗ «Об акционерных обществах» и др.).
  • Законы субъектов РФ — нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом субъекта РФ, и действующий только на его территории. Законы субъектов РФ в целом должны соответствовать федеральным законам.

Подзаконный нормативно-правовой акт — это нормативно-правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, принимаемым в пределах его компетенции. Подзаконные акты регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений и не требуют утверждения парламентом.

Иерархия подзаконных нормативно-правовых актов:
  • Указы Президента РФ — в них определяются основные направления внутренней и внешней политики государства.
  • Постановления и распоряжения Правительства РФ.
  • Ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, инструкции, постановления федеральных министерств, служб, агентств, ведомств.
  • Подзаконные акты субъектов РФ (губернаторов, мэров, правительства) и решения органов местного самоуправления.
Законотворческий (законодательный) процесс
Правотворчество — это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами власти либо непосредственно населением (путем референдума).

Одной из разновидностей правотворчества является законотворчество и является его составной частью.

Законотворчество (законотворческий, законодательный процесс) — это деятельность законодательных органов государственной власти по разработке и принятию, изменению, отмене особых нормативных правовых актов — законов.

Законодательные процедуры должны быть:
  • представительными, то есть обеспечивать участие представителей населения в подготовке и принятии законодательных решений;
  • открытыми для всеобщего сведения, чтобы исключить возможность произвола и недобросовестности со стороны самого законодателя;
  • сложными и многоступенчатыми, чтобы отфильтровывать плохо проработанные, ошибочные решения.

Стадии законотворческого процесса

Законодательная инициатива и подготовка законопроекта


Законопроект — это текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.).
Законодательная инициатива — это право внесения законопроектов в законодательные органы (парламент), влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение.

РФ право законодательной инициативы принадлежит (статья 104 Конституции РФ):
  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации, сенаторам РФ;
  • Депутатам Государственной Думы РФ;
  • Правительству РФ;
  • Законодательным (представительным) органам субъектов РФ;
  • Конституционному Суду РФ, по вопросам его ведения;
  • Верховному Суду РФ, по вопросам его ведения.

Внесение законопроекта в Государственную Думу


Законопроект официально вносится в нижнюю палату парламента (Федерального Собрания РФ) - Государственную Думу, что влечёт обязанность рассмотреть его на заседании.

Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе


Внесённый законопроект направляется Государственной Думой в соответствующий профильный комитет (в нём ведётся основная работа над текстом законопроекта с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений и т. д.), который после обсуждения может вынести проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями.

Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит в три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.
  • Первое чтение начинается с доклада субъекта, внёсшего законопроект (или его представителя), и содоклада представителя ответственного комитета. В рамках первого чтения обсуждается концепция законопроекта, даётся оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.
  • Второе чтение предназначено для обсуждения поправок к законопроекту (если он успешно прошёл первое чтение).
  • Третье чтение назначается для голосования в целях окончательного принятия законопроекта.

Принятие закона Государственной Думой


Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов (50% +1 голос от общего числа — 450 депутатов). Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством (не менее 2/3 от общего числа голосов).

Принятый Государственной Думой закон направляется на рассмотрение в Совет Федерации в течение 5 дней.

Утверждение закона в Совете Федерации


Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый закон направляется в течение 5 дней главе государства – Президенту для подписания и обнародования.

Подписание закона Президентом


Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует закон.

Если Президент РФ отклонит его (право отлагательного вето), то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон.
Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Если Президент РФ в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд РФ подтвердит конституционность федерального закона, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения. Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального закона, Президент РФ возвращает его в Государственную Думу без подписания.

Обнародование закона


Обнародование (промульгация) закона — опубликование (публичное объявление) принятого закона в официальном издании в установленные законом сроки.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).


Особенности принятия поправок к Конституции РФ:
  • проект закона вносится в Государственную Думу РФ;
  • в Государственной Думе этот проект проходит несколько стадий обсуждения. Для принятия закона нижней палатой нужна его поддержка со стороны минимум 2/3 от общего числа депутатов;
  • затем требуется одобрение закона Советом Федерации РФ (минимум 3/4 от общего числа сенаторов);
  • после этого закон о поправке публикуется для всеобщего сведения и направляется для рассмотрения в парламенты субъектов РФ (необходимо, чтобы его одобрили законодательные органы минимум 2/3 субъектов РФ);
  • закон о поправке направляется Президенту РФ. Он подписывает закон и обнародует его.

В соответствии со статьей 134 Конституции РФ предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить:
  • Президент РФ.
  • Совет Федерации.
  • Государственная Дума.
  • Правительство РФ.
  • Законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
  • Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Иные особенности принятия поправок к Конституции РФ:
  • Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
  • Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
  • Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
  • Поправки к главам 3 - 8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.
  • Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

План по данной теме:
Источники права
Тест
Проверь свои силы после чтения статьи!
Тест состоит из 5-ти простых вопросов. Справишься ли ты с ними?
Приступить
Что из перечисленного относится к видам источников права?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что из перечисленного относится к подзаконным нормативно-правовым актам?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Что из перечисленного является признаком нормативно-правового акта?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Сколько стадий законотворческого процесса выделяют?
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.) – это …
Следующий вопрос
Проверить
Показать результат
Эх, стоит ещё немного подучить
Перечитай статью, пересмотри вебинар по этой теме и возвращайся!
Заново
Ух-ты, очень неплохо!
Проходной балл у тебя в кармане! Переходи к изучению следующей темы)
Заново
Ты просто лучший!
Ты умничка, тема освоена тобой уверенно! Вперёд, к новым вершинам!
Заново
Предыдущая статья
⊲ Право как социальный институт
Право как социальный институт. Понятие, признаки и функции права. Роль права в жизни общества. Понятие, структура и виды правовых норм
Следующая статья
Система права ⊳
Система права. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и процессуальное право, национальное и международное право. Система российского права
Курс "50 вебов с Дедом" - подготовка за 4 месяца